Некоторые секреты развития музыкальных способностей




Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] Оставить комментарий

© Copyright Лучинина Ольга, Винокурова Елена (arelbina@yandex.ru)

Размещен: 01/08/2010, изменен: 31/07/2011. 196k. Статистика.

Монография:

Иллюстрации/приложения: 16 шт.

Аннотация:

Тема музыкальных способностей неисчерпаема. Слишком много в ней домыслов, противоречий, откровенных мифов и заблуждений... Книга, которую мы предлагаем, посвящена некоторым секретам развития музыкальных способностей. Она написана педагогами-практиками, работающими с учениками-музыкантами разных возрастов и разного уровня профессиональной подготовки. Надеемся, что книга поможет Вам найти собственные подходы к развитию способностей каждого из Ваших учеников.

 

 

Ольга Лучинина - кандидат психологических наук, доцент по кафедре психологии, профессор Российской академии естествознания. Включена в биографические справочники "Who's Who in the World" (США, 2000, 2001 гг.), "Outstanding people of the 20th Century" (Великобритания, 2000 г.), "Учёные России" (Москва: Академия Естествознания, 2005). В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию по теме "Методика личностно-ориентированной коррекции профессионального развития средствами музыки (на материале психологов, педагогов, музыкантов-исполнителей)" на кафедре Психологии труда, инженерной психологии психологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. О. Лучинина является автором методики "Личностно-ориентированной музыкальной психотерапии", апробированной в Астрахани и астраханской области, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Сьене (Италия). Область научных интересов: музыкальная психотерапия; психология труда и организационная психология; телесно-ориентированная психотерапия; разработка индивидуальных программ семинаров и тренингов личностной, творческой и профессиональной самореализации для специалистов различных профилей. В настоящее время О. Лучинина преподаёт в Астраханской государственной консерватории.

 

Елена Винокурова - доцент кафедры специального фортепиано Астраханской государственной консерватории. Ведёт класс специального фортепиано, методику и педагогическую практику. Включена в биографический справочник "Who's Who in the World" (США, 2004 г.). Имеет почётное звание "Заслуженный работник высшей школы". Область научных интересов - методика преподавания фортепиано, музыкальная психология и педагогика, воспитание личности музыканта-исполнителя. Является автором спецкурса "Проблемы современного фортепианного искусства". В течение всех лет работы в Астрахани Е. Винокурова проводит интенсивную методическую деятельность в музыкальном училище, музыкальных школах и школах искусств города и области, являясь одним из ведущих методистов города. Она постоянно участвует в педагогических конференциях для музыкантов-педагогов, читает лекции, проводит открытые уроки и консультации, ведёт занятия на курсах повышения квалификации педагогов музыкальных школ и школ искусств. По приглашению республиканских методических кабинетов читала циклы лекций по методике для педагогов детских музыкальных школ в Элисте, Нальчике, Махачкале, Грозном, Дербенте, Владикавказе. Проводила мастер-класс в музыкальном училище Пензы в 1994 и 2000 годах.

Связаться с авторами можно по адресам e-mail: helgien@mail.ru и arelbina@yandex.ru

Лучинина О. Винокурова Е. Некоторые секреты развития музыкальных способностей. - Астрахань, Проект "LENOLIUS", 2010

 

В помощь педагогу-музыканту

 

Некоторые СЕКРЕТЫразвития музыкальных способностей

 

Ольга Лучинина Елена Винокурова

 

Проект "LENOLIUS"

 

Лучинина О. Винокурова Е. Некоторые секреты развития музыкальных способностей. - Астрахань, Проект "LENOLIUS", 2010

 

 

Тема музыкальных способностей неисчерпаема. Слишком много в ней домыслов, противоречий, откровенных мифов и заблуждений... Книга, которую Вы держите в руках, посвящена некоторым секретам развития музыкальных способностей. Она написана педагогами-практиками, работающими с учениками-музыкантами разных возрастов и разного уровня профессиональной подготовки. Надеемся, что книга поможет Вам найти собственные подходы к развитию способностей каждого из Ваших учеников.

 

 

No О. Лучинина

 

No Е. Винокурова

 

No Проект "LENOLIUS"

 

 

Содержание

Ольга Лучинина. "Карта музыкальных способностей" и

формирование индивидуального стиля деятельности музыканта...... 4

 

-- Что же такое "музыкальные способности"?...................................... 4

-- Упражнение "Карта музыкальных способностей".............................. 6

-- Формирование целей и изучение ресурсов...................................... 11

 

Елена Винокурова. Воспитание чувства ритма в классе

фортепиано............................................................................ 14

 

-- Введение............................................................................... 14

-- Формирование чувства равномерной пульсации.............................. 17

-- Методы освоения различия в длительности звуков............................ 20

-- Формирование навыка чтения ритмических рисунков........................ 29

-- Освоение ритмической терминологии......................................... 31

 

Ольга Лучинина. Сценическое волнение.................................... 32

-- Сценический стресс................................................................ 32

-- Методы психологической поддержки для преодоления волнения......... 40

 

Елена Винокурова. Звук фортепиано и исполнительский слух

пианиста............................................................................ 45

 

-- Введение.............................................................................. 45

-- Звук фортепиано.................................................................... 48

-- Особенности восприятия фортепианного звучания........................ 54

-- Восприятие протяженности звука фортепиано............................... 56

-- Особенности восприятия динамики и тембра................................ 58

-- Восприятие динамической стороны фортепианного звука............... 60

-- Восприятие горизонтали и вертикали......................................... 61

-- Слуховые представления......................................................... 63

-- Слуховой контроль................................................................. 65

-- Музыкально-слуховое воображение............................................ 66

-- Метод образных сравнений как средство развития

исполнительского слуха пианиста.............................................. 68

 

 

Ольга Лучинина

 

"Карта музыкальных способностей" и формирование индивидуального стиля деятельности музыканта

-- Что же такое "музыкальные способности"?..

Проблеме музыкальных способностей посвящено, пожалуй, более трёх четвертей всей научной и научно-популярной литературы по музыкальной психологии. В частности, в методической литературе по вопросам обучения музыке, музыкального воспитания и по теории музыкального исполнительства значительную роль играют сведения, касающиеся природы, развития и функционирования музыкальных способностей. По идее, музыканты оснащены множеством научно обоснованных средств, которые могут быть использованы ими в целях профессионального развития и совершенствования. Среди современных фундаментальных изданий можно назвать труд Д. Кирнарской "Музыкальные способности", в котором не только предложены различные подходы к классификации, но и дан обстоятельный анализ проявления способностей. Данная работа ценна ещё и тем, что в конце книги Кирнарская предоставляет подробнейший перечень литературы по проблеме способностей и одарённости, включающий русскоязычные и зарубежные публикации.

Тем не менее, несмотря на множество специальных изданий, созданных для музыкантов-профессионалов, среди наших коллег до сих пор бытует множество мифов относительно природы способностей вообще и музыкальных способностей в частности. Что такое способности, по мнению большинства опрошенных нами музыкантов-исполнителей, теоретиков и даже педагогов? Как правило, музыканты придерживаются некой иррациональной позиции, объявляя способности уделом "избранных" - это нечто, либо присутствующее, либо отсутствующее у данного конкретного человека. Даже изучая психологию и знакомясь с теорией способностей, многие наши коллеги по-прежнему остаются в плену обыденных представлений о том, что музыкальные способности являются неким единым для всех "даром", которым обладают люди в разной степени, а некоторые не обладают вовсе. Как выразился один из участников наших занятий, "способности - это акции: кто-то держит контрольный пакет, а кто-то имеет меньше одного процента от общей суммы". Подобные представления не только далеки от реальности, но и весьма вредны: они тормозят развитие и самореализацию человека в музыкальной деятельности.

Согласно наиболее общему "классическому" определению, предложенному Б. М. Тепловым, способности - это "индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности".

Прежде всего, важно отметить индивидуальный характер способностей. Способности - никак не одинаковый по качеству и разный по количеству "дар", данный как бы "извне", а присущая данному конкретному человеку индивидуальная особенность, позволяющая успешно справляться с некой поставленной задачей.

Таким образом, способности у различных людей отличаются не по количественным характеристикам, а, прежде всего, по качественным. Поэтому работу по развитию способностей мы начинаем не с "диагностики" наличия или отсутствия их у человека, а с изучения индивидуальных особенностей самого человека.

Как функционирует у данного человека музыкальный слух? Каковы характеристики его ритма? Каковы особенности его музыкальной памяти? Как проявляется его музыкальность? Мы предлагаем дать подробное описание всех форм проявления музыкальных способностей, избегая оценочных высказываний. "Плохой" или "хороший" слух - это пустые, абсолютно не работающие характеристики. Мы всегда просим человека подробно рассказать и показать, как конкретно и что конкретно он слышит, что он делает (или не делает) при этом, какие проблемы возникают во время осуществления "слуховой деятельности", постоянны или временны эти проблемы? В результате мы составляем индивидуальную "карту" музыкальных способностей, включающую характеристики ощущений, восприятия, действий (и иногда даже чувств) при их функционировании.

Перед тем, как перейти к основному упражнению "Карта музыкальных способностей", укажем на некоторые особенности проявления способностей в музыкальной деятельности. Музыкальные способности - сложная система, включающая несколько самостоятельных групп. Поэтому и классифицировать музыкальные способности можно по-разному. Вы можете, опираясь на любые научные и методические источники, выбрать для себя наиболее приемлемую схему, которая устраивала бы лично вас.

Можно придерживаться классификации, основанной на функциональных системах. В этом случае ваша задача - описать проявление 7 групп способностей:

-- Сенсомоторные способности - буквально "ощущение плюс движение", то есть двигательные способности. Сюда относится вся работа вашего исполнительского аппарата.

-- Перцептивные способности - способности восприятия, к которым относят звуковысотное, тембровое, динамическое, ритмическое, архитектоническое восприятие и некоторые другие его виды.

-- Аттенционные способности - способности внимания. Как функционирует ваше внимание во время музыкальной деятельности? Как вы "настраиваете" ваше внимание, как удерживаете?

-- Мнемические способности - способности памяти. Как работает ваша память? Как вы запоминаете нужную вам информацию? Что делаете для длительного хранения информации? Как забываете ненужное?

-- Имажитивные способности - способности воображения. Какую роль играет воображение в вашей профессиональной деятельности? Как проявляется ваше воображение?

-- Мыслительные способности - музыкальное мышление. В музыкальной деятельности основу составляют два самостоятельных вида мышления - теоретическое и исполнительское.

-- Коммуникативные способности - способности общения, куда включены уже обсуждавшиеся способности сценического общения с публикой, общения внутри исполнительского коллектива и др.

Также можно воспользоваться известной типологией Б. Теплова, который выделил 3 группы способностей:

-- Ладовое чувство - способность переживать взаимоотношения между звуками как выразительные и содержательные.

-- Музыкально-слуховые представления или "внутренний слух" - способность " в уме" прослушать музыку, которую человек воспринял ранее.

-- Музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, воспроизводить и создавать ритмические сочетания.

Подходит также "традиционная" классификация, включающая музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, двигательные способности и музыкальность. При описании упражнения "Карта музыкальных способностей" мы воспользовались данной последней классификацией в качестве основы.

 

-- Упражнение "Карта музыкальных способностей"

 

 

Музыкальный слух.

Опишите Ваш музыкальный слух на уровне музыкального звука как такового. Какие характеристики звука для Вас наиболее значимы? - высота звука или тембровая окраска? Что вы воспринимаете в первую очередь? На что обращаете меньшее внимание? Возникают ли у вас ассоциации по отношению в высоте или тембру звука? Если да, то какие это ассоциации? Цветовые, осязательные, вкусовые или какие-то иные? Обладаете ли Вы абсолютным слухом? Если обладаете, то какого типа ваш слух - активный, пассивный или "псевдоабсолютный"? Если не обладаете, то постарайтесь вспомнить - бывали ли у вас ситуации, когда абсолютный слух у вас будто бы "прорезался" и вы точно слышали высоту?

С той же степенью подробности изучите проявления вашего интервального, гармонического, полифонического и архитектонического (формообразующего) слуха. Если вы музыкант-исполнитель, то дополните вашу "карту" описанием своего "исполнительского" слуха, заставляющего находить тембро-динамические нюансы своего инструмента или голоса.

 

 

Чувство музыкального ритма.

Истоки ритмического чувства коренятся в природе самого человека - в ритмах физиологических процессов (дыхание, сердцебиение и др.), в ритмизованных действиях (ходьба, бег, секс и др.), в ритмах трудовых процессов. Важно помнить, что музыкальный ритм это слуходвигательный процесс. Нельзя подавить моторные реакции без ущерба для ритмического восприятия и переживания. Попробуйте намеренно "зажать" все мышцы вашего тела при прослушивании ритмичной музыки. Что происходит? Вы заметили, что восприятие существенно затруднилось? А теперь примите "безвольную" позу - уберите тонус ваших мышц, "развалитесь" в кресле, "повесьте" руки и голову. Как обстоит дело с ритмическим переживанием теперь? Скорее всего, оно также неполноценно.

В этом и заключается "секрет" проблемы чувства ритма - проблема эта телесно-волевая. Чувство ритма неизменно страдает при наличии у музыканта телесных блоков и зажимов или при сложностях с волевой саморегуляцией. Именно поэтому проблема чувства ритма многими педагогами-музыкантами относится к категории "неразрешимых". Действительно, обычными музыкально-педагогическими методиками эту проблему не решить (в этом смысле со слухом работать проще). Приходится работать с самим человеком - прежде всего с его телом и волей. Пределы развития чувства ритма, а также вокальной или инструментальной исполнительской техники (двигательные способности) могут существенно расшириться при снятии характерологического "мышечного панциря" (термин В.Райха), т.е. проработке личностных характерологических проблем, проецирующихся на телесные структуры и функции.

Поэтому при составлении "карты" Ваших ритмических способностей обратите внимание на работу Вашего тела и волевые структуры характера. Как соотносится Ваша "ритмичность" или "неритмичность" с волевыми и телесными процессами? Не случайно ещё в 1973 году А. Бирмак заметила, что "волевое начало в исполнении создаёт яркость, динамику, ритмическую организованность; без исполнительской воли игра делается вялой, аморфной, темпы тягучими, ритм расплывчатым. Некоторым пианистам свойственны высокие качества исполнительской воли, связанной с эмоциями, большой динамической выразительностью, с особым "упругим ритмом".

Ритм также взаимосвязан с внутренней дисциплиной человека. Нередко ритмические проблемы испытывает человек, для которого "дисциплина" - понятие внешнее, к тому же несущее насильственную, тираническую окраску. Какие ассоциации у Вас сразу же возникли при произнесении слова "дисциплина"? Какой образ пришёл? Если образ негативный - налицо "сковывающее" представление о дисциплине как о давлении извне, а не "ритмичное следование поставленной цели", несущее свободу и уверенность. Взаимосвязано ли Ваше чувство дисциплины с проблемами ритма (если они есть)?

В заключение составления "карты" ритма спросите себя - где Вам легче быть "ритмичным" - в условиях сольного или ансамблевого исполнения? Мешает или помогает Вам наличие партнёра или дирижёра?

 

 

Музыкальная память, двигательные способности, музыкальность.

С той же тщательностью и подробностью опишите проявления Вашей музыкальной памяти, двигательных способностей и музыкальности. Ни в коем случае не впадайте в "оценочный" анализ по типу "хорошая - плохая". Важен детальный анализ особенностей проявления способностей, поиск Вашей уникальности в их реализации.

При анализе музыкальной памяти, в частности, обратите внимание на сам процесс запоминания - что и как Вы делаете для того, чтобы запомнить необходимый материал. Запоминается ли он "сам собой", непроизвольно, или вы используете выработанные Вами мнемонические приёмы? Какой материал запоминается легче, а какой труднее? Что Вы делаете, чтобы удержать в памяти необходимую Вам информацию?

Двигательные способности лучше изучать непосредственно в процессе исполнительской работы. Старайтесь просто обращать внимание на работу исполнительского аппарата и, если получится, на состояние всего Вашего тела. Что и как происходит в вашем теле? Вы чувствуете, как работают мышцы, дыхание? Каково положение Вашего корпуса? Нередко даже, казалось бы, несущественные "мелочи" могут повлиять на результат. Интересный случай, в частности описывает А. Бирмак: "Студентка Д. готовила к экзамену сонату Бетховена. Несмотря на тщательную работу, произведение ей не удавалось: в исполнении чувствовалась скованность, и все попытки освободиться от зажатости не приводили к положительным результатам. На одном из уроков, внимательно наблюдая со стороны за игрой студентки, педагог обнаружил, что в её движениях и позе создавалось напряжение, мешающее выполнению технических пассажей, связанное с тем, что студентка не изменяла положения корпуса и ног при переносе обеих рук в верхний регистр. Эта поза придавала посадке неустойчивость и вызывала скованность в игре. После того, как ей было указано на неправильную позу и она нашла удобную опору на левую ногу, создалось более правильное положение тела и рук, напряжение исчезло, движения стали свободными, в исполнении пропала скованность".

Труднее всего, пожалуй, осознавать особенности собственной музыкальности. Как правило, о музыкальности судят "со стороны", самому человеку нелегко бывает дать отчёт о её проявлениях. Более того, начиная "наблюдать" за музыкальностью во время исполнительской деятельности, начисто её теряешь! Один из способов - работа с видеоаппаратурой, когда в процессе исполнения человек "отслеживает" свои внутренние, эмоциональные переживания, а затем, слушая себя "со стороны" - наблюдает результат. Зачастую результат оказывается удивительным: как известно, внутренние переживания исполнителя не идентичны художественному образу. Человек может быть расчётлив и "холоден" внутри, а исполнение воспринимается слушателем как предельно эмоциональное и страстное. Бывает и наоборот. Поэтому сопоставление внутреннего состояния с внешним результатом, поиски их баланса с целью создания убедительного художественного образа - очень важная задача. Поэтому при составлении "карты" своей музыкальности необходимо включить анализ соотношения "внутреннее - внешнее". Данная работа требует больших временных и технических затрат, однако результат её значительно превосходит трудности и неудобства. Многие исполнители отмечали, что когда они впервые услышали собственное исполнение в записи, бывали чрезвычайно поражены несоответствием представлений о собственном исполнении и реальности.

 

***

Итак, "карта музыкальных способностей" готова. Следующий этап - формирование индивидуального стиля деятельности, который поможет лично Вам максимально активизировать и продуктивно развить свой профессиональный потенциал.

Индивидуальный стиль деятельности - устоявшийся психологический термин. Это индивидуальная "система навыков, методов, приёмов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное её выполнение.(...) Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха". Иными словами, индивидуальный стиль деятельности - проявление уникального для данного человека комплекса способностей и других личностных качеств. Например, при выполнении работы, требующей быстроты и точности, человек с подвижным типом нервной деятельности решает трудовые задачи за счёт своей динамичности и расторопности, способности переключать внимание с одного объекта на другой. Человек же с более инертными нервно-психическими процессами будет успешно решать ту же задачу за счёт внимательности, предусмотрительности и основательности.

Работа музыканта - обширное поле для выработки индивидуальных стилей деятельности. Речь идёт не только о вашем стиле как музыканта-исполнителя, педагога или музыковеда, предоставляющего на суд публики некий итог выполненной работы. Задача музыканта - выработать собственный стиль работы над музыкальным произведением или музыковедческой статьёй, стиль подготовки к уроку или к докладу. В результате человек будет выполнять работу намного быстрее и эффективнее, кроме того, ему будет легче отразить в ней собственную творческую индивидуальность. Другая задача - совершенствовать стили запоминания и восприятия музыкального материала, вследствие чего музыкант, прежде всего, улучшит свою память и слух, что уже немаловажно и стоит затраченных усилий.

Составляя "карту музыкальных способностей" и работая с ней, человек глубоко постигает свой индивидуальный стиль деятельности и учится его корректировать. Как правило, основным препятствием к его осознанию является повышенный "критицизм" в отношении себя, излишне "оценочное" к себе отношение, часто продиктованное негативным влиянием окружающих.

Аналогичную работу чрезвычайно полезно проводить и с учеником, начиная с музыкальной школы. Известно, что многие психологические трудности у музыкантов-профессионалов возникают ещё в детстве. Педагогу необходимо изучать характер и способности ребенка и помочь ему разобраться в проблемах. Как пишет Т. Смирнова, нужно устранять причины, которые мешают развиваться талантам ребенка, нужно, чтобы обучение проходило успешно и легко. Она справедливо замечает, что задача педагога по фортепиано - снять комплекс "неудачника" и настроить ребенка и маму на оптимистический лад, снять комплекс "отличницы", научить самостоятельно выполнять задание, объяснить родителям опасность "вышколенности". Все эти проблемы возникают отчасти из-за того, что учат не данного конкретного ребёнка, а ученика вообще, некоего абстрактного "носителя" задатков, способностей, знаний, умений и навыков. Конечно, работая с маленьким ребёнком, всю нагрузку по составлению "карты способностей" и работы с нею должен взять на себя педагог. В этом, безусловно, есть определённый риск: специфику индивидуального проявления способностей у маленького музыканта придётся выявлять извне, так как ребёнок вряд ли будет в состоянии осознать и точно описать процессы работы собственного слуха, чувства ритма и т.п. Параллельно работе по изучению способностей ребёнка неизбежна и психокоррекционная работа. Не секрет, что уже к 5-7 годам у многих малышей накапливается масса непродуктивных психолого-социальных "комплексов", тормозящих или искажающих развитие способностей. Как отмечает Т. Смирнова, "в "обыкновенные" музыкальные школы, студии, кружки приходят заниматься "обыкновенные" дети, и первоначальная работа с ними должна и обязана носить коррекционный характер. Благодаря коррекции развитие и обучение пойдет быстрее и успешнее, будет приносить удовольствие и детям, и учителям".

Этот вывод имеет большое педагогическое и психологическое значение: музыкант-педагог должен иметь некоторый "набор" специальных техник для изучения психики ребёнка и дальнейшей регулировки его психических процессов. Однако в музыкальной педагогике, особенно авторитарного типа, не принято обращать большое внимание на тонкости психологической конституции ученика. В результате метод воздействия может "не совпасть" с индивидуальностью ребёнка и не дать желаемые результаты.

 

-- Формирование целей и изучение ресурсов

Итак, способности - это, прежде всего, основа для формирования профессионального настоящего и будущего у человека. Активизируя "индивидуальные средства своей деятельности", человек может легко и успешно двигаться к осуществлению своих профессиональных задач.

Однако - стоп! Профессиональные цели и задачи также требуют внимательного изучения и осмысления. Нередко человек лишь смутно представляет вехи своего профессионального пути. Поэтому первый этап - формирование цели. Обычно человеку кажется, что он уже давно имеет чёткую цель своего профессионального пути. Но зачастую данная цель не является настоящей личной целью данного человека, так как она:

-- либо слишком аморфна ("получить диплом", "найти интересную работу", "найти высокооплачиваемую работу")

-- либо является "чужой" целью, когда-то механически усвоенной данным человеком (к примеру, одна из молодых пианисток поставила себе цель обязательно выступить в Карнеги-Холле. Впоследствии выяснилось, что так хотел её папа, а не она сама. В итоге она вообще ушла из музыки...)

Поэтому крайне важно своевременно осознать свою собственную цель. Что хотите именно Вы?

В популярной психологической литературе, заполнившей книжные полки в последние годы, содержится масса полезных упражнений для работы над собой и, в частности, для осознания своей собственной жизненной цели. Мы не будем приводить здесь подробный перечень достойных для изучения книг (он займёт не один десяток страниц), предоставив читателю самому выбрать для себя подходящие методы и подходящих авторов. Приведём лишь одно из упражнений, на наш взгляд, позволяющее достаточно глубоко и точно осознать свои цели.

 

 

Упражнение "Воспоминание о будущем"

Первый этап. Посмотрите на календарь. Какое сегодня число? Какой месяц, год? А теперь пусть число и месяц останутся теми же, а к году прибавьте 10 лет. Всё. Теперь у нас будет, скажем, не 19 марта 2010 года, а 19 марта 2020 года.

Перенеситесь мысленно в будущее, на 10 лет вперёд. Представьте, что вам удались самые смелые мечты и судьба подарила вам всё, что вы желали. Что вы делаете сейчас? Где работаете? Что выделаете на своей работе? Кто вас окружает? Что происходит вокруг вас? Отпустите контроль, пишите всё, что будет приходить в голову. Главное, не контролируйте процесс. Чем меньше вы будете его контролировать, тем качественнее пройдёт работа. Возможно, возникнут самые неожиданные мысли. Отнеситесь к ним с самым пристальным вниманием. Возможно, это будут наиболее существенные результаты.

Некоторые участники наших тренингов отмечали, что в какой-то момент как бы "переставали думать" и будто "кто-то им диктовал" информацию. Это самое ценное состояние. Оно не имеет ничего общего с галлюцинациями и "шизофренией". Напротив, это достижение наиболее глубинных областей нашей личности, которые сами дают ответы на все вопросы.

Второй этап. Прочитайте написанное. Что вы чувствуете? Отбросьте сразу же мысль, что "этого не может быть никогда". А теперь вернитесь в сегодняшний день. Что вы имеете уже сегодня из того перечня, что будет через 10 лет? Может быть, это какое-то личностное качество или навык? Или это место работы (просто через 10 лет у вас будет другая должность)? Напишите это. Какой путь вы уже прошли? Неважно, насколько ваши нынешние достижения отличаются от тех, что будут через 10 лет. Возможно, вы реализовали уже 50% задуманного, а может, 5%. Главное, подробно напишите, что вы уже достигли.

Третий этап. А теперь проделайте "исследовательскую" работу. Поищите пути перехода от нынешнего состояния к состоянию через 10 лет. Найдите 10-20 стратегий и ещё больше тактик перехода. Не отбрасывайте самые фантастические варианты и не забывайте о тривиальных.

Выполнив упражнение, снова обратитесь к своему внутреннему состоянию. Чувствуете ли вы подъём энергии? Усилилась ли уверенность в себе?

В дополнение к упражнению вновь обратитесь к настоящему этапу и ещё раз перечислите все свои достижения, способности и таланты. Что-то, возможно, вы не вспомнили ранее или сочли несущественным. Например, победу на внутреннем конкурсе во втором классе музыкальной школы. С высот сегодняшних лет эта победа может казаться незначительной, однако это ваша победа, ресурсом которой вы можете пользоваться и сейчас.

Если ваша проблема - неспособность отстаивать свою личностную или творческую позицию, вспомните - всегда ли это было так? Возможно, в детстве вы были вполне уверены в себе и не боялись чужого мнения. Тогда "вернитесь" мысленно в прошлое и вспомните во всех подробностях ситуации, когда вы отстаивали себя и добивались победы.

Участница наших занятий Н. (28 лет) обратилась за помощью с подобной проблемой: в общении с коллегами она не умела настоять на своём, всегда всем уступала и чувствовала от этого сильный дискомфорт. Однако в процессе работы она вспомнила, что так было не всегда. В детстве она была "заводилой" среди ребят и умела командовать. Что-то случилось, когда она стала подростком, и уверенность в себе у девушки поколебалась. Мы не стали акцентировать внимание на травмирующей ситуации (или ситуациях), напротив, мы стали пристально изучать позитивный, ресурсный опыт детства. Н. вспомнила во всех подробностях множество эпизодов, когда она проявляла лидерские качества среди сверстников: что она говорила, что делала, что при этом чувствовала, что отвечали ей окружающие. Оказалось, что она обладала завидными организаторскими способностями, которые в настоящее время где-то "хранились" невостребованными. Следующим этапом был перенос детского опыта во взрослую жизнь. Сначала Н. мысленно моделировала новый стиль поведения, затем стала тренировать его в реальных жизненных ситуациях. Постепенно новый опыт закрепился (точнее, восстановился).

Действительно, работа над активизацией своих внутренних ресурсов - важнейший этап оптимизации своего профессионального пути. Музыкантам, пожалуй, как никому другому показана эта работа даже в случае видимой успешности деятельности. Как было сказано выше, моральная атмосфера, замешанная на конкуренции, сама по себе далеко не каждому человеку сообщает стимул для интенсивного развития и совершенствования. Многих сенситивных людей она просто утомляет и лишает сил, вернуть которые можно лишь с помощью специальных техник. Упражнение "Мои ресурсы" - одна из них.

 

 

Упражнение "Мои ресурсы"

Первый этап. Перечислите все качества вашего характера, вашей личности. Пусть список содержит не менее 50 пунктов. Замечайте всё, самые мелочи.

Второй этап. Теперь проанализируйте ваш список. Наверняка наряду с "положительными" качествами вы внесли в него и "отрицательные". Тем не менее это лишь ярлыки, следствие социальной обусловленности. Любое "отрицательное" качество легко может перейти в "положительное" и наоборот. Если вы написали, что нетерпеливы, то возможно вы просто очень реактивный человек, способный быстро среагировать на ситуацию, принять решение и действовать? А если вам кажется, что вы агрессивны, то не исключено, что вы просто умеете хорошо отражать нападение? Если же вы "идёте на поводу" у чужого мнения, может быть вы на самом деле просто способны строить гармоничные отношения с окружающими? Поэтому ваша следующая задача - поработать с "отрицательными" свойствами вашего характера и найти в них продуктивные черты.

Третий этап. Посмотрите на ваш обновлённый список. Как все эти качества способствуют вашей деятельности? Напишите против каждого качества его функцию.

Четвёртый этап. Возможно, что некоторые качества вам не помогают, а мешают. Причём это могут быть даже качества, которые в первом списке вам казались наиболее "положительными". Проанализируйте эти качества. Всегда ли они присутствовали у вас? Или раньше вы, наподобие студентки Н., обладали противоположными свойствами? Если вы уже имели положительный опыт, вам будет проще восстановить его с помощью намерения и тренажа. Если вы его не имели - поищите способ, как можно развить недостающее качество?

Теперь вы имеете полный арсенал ваших внутренних ресурсов. Старайтесь иметь эти списки постоянно под рукой: таким образом, вы сами становитесь своим "консультантом".

 

 

Елена Винокурова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: