При проектировании пространства соблюдается следующее требование: из любого места в группе педагог должен видеть весь коллектив воспитанников, для этого высота детской мебели не должна превышать рост детей.
Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших
полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3—5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В группе созданы различные центры активности. Эргономичность мебели с закругленными углами, экологические материалы, сертифицированный игровой и дидактический материал обеспечивают безопасность РППС.
Планирование группового пространства представлено на рисунке.
Наименование помещения | Центры активности | ||
Групповая ячейка | 1. | центр познания обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты) | |
2. | центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность) | ||
3. | игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр | ||
4. | литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников | ||
5. | спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей | ||
Такое планирование пространства позволяет свободный центр группы использовать в зависимости от образовательной ситуации
Образовательная область | Формы организации (уголки, центры, пространства и др.) | Обогащение (пополнение) предметно-пространственной среды группы | |
Содержание | Срок (месяц) | ||
«Познавательное развитие» «Художественно- эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» |
| Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы Счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета). Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета. Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов) Горки (наклонные плоскости) для шариков. Часы с круглым циферблатом и стрелками. Счеты. Пластиковые стаканчики, коробки с различным материалом (ткань, бумага, дерево). Лейки, крышки. Песок | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
2.Центр творчества | .Различные виды театра: плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо: семья и сказочные персонажи, профессии). Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок. .Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие. .Фигурки сказочных персонажей. .Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие). Набор фигурок: семья. Набор масок: животные, сказочные персонажи. Инструменты: металлофон, барабан, бубен, тамбурин, колокольчики, трещотка, Карточки с нотами и картинками. Нетрадиционные музыкальные инструменты Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, глина. Наборное полотно, доска, магнитная доска. Обои, наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка, заготовки для аппликации Поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты, схемы, стек, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, палитра. | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | |
3.Игровой центр | Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу» и т.д. Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, каска, фуражка/бескозырка и др. Конструктор «Строитель» «Лего-большой» «Кубики» «Инструменты» «Машинки малые, большие, средник» «Животные» «Куклы» «Одежда» «Посуда» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь февраль Март Апрель | |
«Речевое развитие» | 4.Литературный центр | Детские книги по программе, любимые книжки детей. Альбомы для рассматривания: «Профессии в детском саду» Оборудование места для релаксации. Русские народные сказки. Потешки, загадки | Сентябрь Ноябрь Январь Март Май |
«Физическое развитие» | 5.Спортивный центр | Тактильная дорожка. Бильбоке. Моталочка. Мячи малые, средние-мягкие, резиновые, пластмассовые. Кегли. Флажки. Платочки. Подвижные игры «Курица с цыплятами» «Самолетики» | Октябрь Ноябрь Декабрь Февраль Март Апрель |