Цель и задачи практики
Цель практики
Закрепить, обобщить и систематизировать теоретические и практические знания, умения и навыки в процессе практической деятельности в коррекционных образовательных учреждениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Задачи практики
1. Закрепить навыки проведения логопедической и психолого-педагогической диагностики и коррекции детей дошкольного или младшего школьного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речевого развития различного генеза.
2. Закрепить навыки составления индивидуальных коррекционных программ.
3. Закрепить навыки составления конспектов индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми в условиях коррекционных образовательных учреждений для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
4. Закрепить навыки ведения документации учителя-логопеда.
5. Закрепить навыки ведения просветительской и профилактической работы с педагогами и родителями воспитанников или учащихся образовательного учреждения.
6. Формировать специальные профессионально-педагогические умения и навыки, необходимые для учителя-логопеда, личностные качества.
Организация и содержание практики
Деятельность студентов очного и заочного отделений во время практики курируется факультетским руководителем, групповым руководителем-логопедом, групповым педагогом, учителем-логопедом образовательного учреждения.
Студенты очного отделения проходят практику ежедневно в течение запланированного расписанием времени.
Студенты заочного отделения проходят практику без отрыва от производства, допускается прохождение практики в удобное для студента время, но с учётом сроков, установленных «учебным планом».
Студенты проходят практику в специальных образовательных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи (дошкольные образовательные учреждения, логопедические группы, школы V вида).
Обязательные виды работы для студентов очного и заочного отделений:
1. Знакомство с оформлением и
оборудованием кабинетов логопеда, психолога, других специалистов образовательных учреждений для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
2. Изучение документации регламентирующей работу коррекционно-образовательных учреждений для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
3. Планирование содержания работы на время прохождения практики с учителями-логопедами.
4. Планирование консультативно-просветительской работы с воспитателями (учителями) и родителями (беседы, консультации, семинары, тренинги и др.).
5. Самостоятельное проведение психолого-педагогического и логопедического обследования детей дошкольного (или школьного) возраста (не менее 3-х детей разных возрастов, с различными нарушениями речевого развития). Данные обследования студенты вносят в речевые карты, формулируют подробное заключение о состоянии речи и других функций обследованных детей.
6. Составление перспективных планов коррекционной работы на обследованных детей для проведения индивидуальных логопедических занятий.
7. Наблюдение за детьми во время различных занятий (уроков), в процессе индивидуальной работы с ними, а также вне занятий.
8. Составление характеристик на обследованных детей.
9. Составление речевого профиля группы (класса).
10. Изучение программы обучения данного контингента детей, методических пособий и рекомендации по работе с логопатами, имеющими различные речевые нарушения, знакомство с перспективным планом работы логопеда.
11. Наблюдение и подробный анализ индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий логопеда, фиксация наблюдений в дневнике практики.
12. Выполнение подробного письменного анализа 3-х занятий логопеда.
13. Разработка и проведение пробных и 3-х открытых логопедических занятий (индивидуальные, групповые, фронтальные).
14. Участие в деятельности по согласованию и координации работы педагогов, осуществляющих работу с детьми с тяжёлыми нарушениями речи с точки зрениякоррекционной направленности.
15. Оказание помощи педагогам в решении коррекционных задач обучения. Студенты в процессе практики регулярно должны взаимодействовать в работе с воспитателями, учителями, психологами, обсуждая возможные пути закрепления правильных речевых навыков детей в процессе и вне занятий, других видов деятельности.
16. Организация и участие в подготовке и проведении коррекционно-воспитательных мероприятий.
17. Участие в работе педагогического совета образовательного учреждения, в работе психолого-медико-педагогического консилиума.
18. Подготовка выступления с научно-методическим докладом на педагогическом совете образовательного учреждения.
19. Участие в подготовке родительского собрания, выступление на родительском собрании в форме практикума.
20. Разработка письменной консультации по развитию речи, выставляемой в логопедическом уголке.
Студенты очного отделения должны сдать отчётную документацию в течение недели после практики, заочного отделения – в течение недели от начала сессии.
Результаты практики анализируются на итоговой конференции. Руководитель практики оценивает работу студентов, отмечает особо отличившихся студентов. На конференции обсуждаются предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации педагогической практики.
Заслушиваются отчеты студенческих групп о педагогической практике в разных образовательных учреждениях, научно-практические доклады, демонстрация лучших наглядных пособий и дидактического материала.
Таким образом, в процессе практики студенты практически осваивают все основные аспекты деятельности учителя - логопеда дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжёлыми нарушениями речи, а также главные формы взаимодействия всех специалистов, участвующих в коррекционно-образовательном процессе.
Планирование практики
Первая неделя:
· Ознакомление с задачами и содержанием коррекционно-развивающей работы учреждения.
· Составление плана практики, графика открытых мероприятий.
· Анализ документов, регламентирующих работу учителя-логопеда в учреждении (группе) для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
· Анализ оформления и оборудования логопедического кабинета.
· Анализ документации учителя-логопеда (речевые карты, планы (годовой, занятий, индивидуальной коррекционно-развивающей работы, взаимодействия с другими специалистами, работы с родителями), годовых отчётов и т.д.)
· Знакомство с детьми. Изучение личных дел, речевых карт, медицинской документации.
· Наблюдение логопедического обследования, логопедических занятий.
· Самостоятельное обследование выбранных, заполнение речевых карт, составление перспективных планов.
· Подготовка, составление конспектов открытых занятий.
· Проведение ежедневных пробных индивидуальных занятий.
· Наблюдение за детьми для составления характеристик.
Все вышеперечисленные виды работ фиксируются в дневнике, который заводится с первого дня практики.
Вторая-третья недели:
· Постоянное проведение пробных логопедических занятий.
· Активная подготовка конспектов пробных и открытых занятий.
· Ежедневное проведение пробных индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий под контролем учителя-логопеда.
· Наблюдение и участие в консультациях, проводимых учителем-логопедом (с родителями, педагогами).
· Самостоятельное проведение консультаций.
· Проведение открытых занятий.
· Наблюдение за детьми для составления характеристик, составление характеристик.
· Участие в подготовке и проведении коррекционных воспитательных мероприятий по плану группы и образовательного учреждения.
· Подготовка к участию в педагогических советах в заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума, подготовка материалов к ним (статистические данные по речевым нарушениям, прогнозы речевого развития детей, результативность логопедической работы, рекомендации и т.д), практических заданий, участие в педагогическом совете, в заседании психолого-медико-педагогического консилиума.
· Подготовка, оформление, проведение мастер-класса для родителей.
· Изготовление методических (наглядных) материалов для логопедического кабинета.
Все вышеперечисленные виды работ фиксируются в дневнике.
Четвёртая неделя:
· Ежедневное проведение пробных индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
· Проведение открытых занятий.
· Проведение тех видов деятельности, которые были не выполнены в предыдущие недели практики.
· Изготовление методических (наглядных) материалов для логопедического кабинета.
· Подведение итогов работы.
· Оформление отчётной документации.
Все вышеперечисленные виды работ фиксируются в дневнике.
Отчётная документация по практике
Документы сдаются в папке с описью в установленное время.
1. Дневник педагогической практики
2. Конспекты 3 открытых логопедических занятий с самоанализом, подписью и оценкой учителя-логопеда.
3. 3 заполненные речевые карты на детей, с которыми студент проводил обследование и в дальнейшем индивидуальные занятия.
4. Индивидуальное перспективное планирование на обследованных детей.
5. Характеристики на 3-х обследованных детей.
6. Текст доклада на педагогическом совете, с оценкой и подписью методиста (заместителя директора) образовательного учреждения.
7. Разработка практического занятия для родителей, с оценкой и подписью учителя-логопеда.
8. Наглядные пособия и дидактические материалы для логопедического кабинета с описанием практического применения и фотографиями пособий (не менее 3).
9. Консультация по развитию речи для логопедического уголка.
10. Схема взаимодействия специалистов образовательного учреждения с определением направлений коррекционной работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, осуществляемыми каждым из специалистов.
11. Программа индивидуальной коррекционной работы с ребёнком с тяжёлыми нарушениями речевого развития с учётом взаимодействия всех специалистов коррекционного учреждения.
12. Отчет по педагогической практике.
13. Отзыв с оценкой деятельности практиканта, заверенный подписью учителя-логопеда, руководителя образовательного учреждения и печатью.
Требования к оформлению документации соответствуют требованиям, обозначенным в предыдущих практиках, а относительно новых видов деятельности обсуждаются с групповыми логопедами и педагогами.