II. Причины и предпосылки Первой мировой войны




Краткое изложение хода урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.

II. Причины и предпосылки Первой мировой войны

Противоречия между двумя группами империалистических держав – Англией, Францией, Россией и США, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией и Италией, с другой – как главная причина войны.

Развитие капитализма «вглубь» и «вширь» вело к обострению борьбы за передел мира на сферы влияния между «старыми капиталистическими странами» и «новыми». Особое место в этом «клубке противоречий» занимало англо-германское соперничество в экономической и военной сферах, нашедшее своё воплощение в стремительной экономической экспансии «второго рейха» и наращивании военно-морского флота этой страны.

Работа с таблицей на стр. 76 учебника Н.В. Загладина с последующим анализом содержащейся в ней цифр

Свои причины участвовать в этой войне были и у каждой отдельно взятой страны:

Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю; Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний; Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья; Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия; Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн; Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана; поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII; Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме.Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров; в течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.

III. Следует также отметить и стремление правящих режимов европейских стран использовать войну как способ решения внутренних проблем. Негативную роль сыграло и повсеместное распространение накануне войны националистических настроений, активно подогреваемое реакционными течениями и направлениями в общественной мыли – классической геополитикой, социал-дарвинизмом, некоторыми философскими учениями (философия жизни)

«Плохую службу» европейцам сослужил и тот факт, что после окончания франко-прусской войны (1870-1871 гг.) в Европе не было сколько-нибудь крупных войн. Европейская публика зачитывалась произведениями Майна Рида, Карла Мая, Луи Буссенара, Жюля Верна, романтизирующих войну, формирующих несколько идеализированный образ последней.

Мнение А.Франса вместо промежуточного резюме.

«Современники воспринимают войну как трагедию, потомки – как увлекательное приключение»

 

Слайды №7, №8 и №9 IV-V. Начало войны: Война началась на Балканах – в регионе, имевшем репутацию «пороховой бочки» под Европой. Поводом к войне послужило убийство в Сараево 28 июня 1914 года эрцгерцога Франц-Фердинанда (наследника престола Австро-Венгрии) боснийским сербом Гаврилой Принципом.

Убийство Франц-Фердинанда – основание для выдвижения австро-венгерского ультиматума Сербии.

Учитель объясняет, почему выстрелы в Сараево привели к обострению отношений между Австро-Венгрией и Сербией. В частности, австрийские власти использовали этот «инцидент» для того, чтобы покончить с сербским национализмом.

Далее классу предлагается проанализировать требования австро-венгерского ультиматума от 23 июля 1914 года, отдельно указав на сопутствующие обстоятельства, время его выдвижения и невозможность для Сербии и России без «потери лица» его удовлетворить.

VI. Далее учитель показывает, каким образом произошло раскручивание «трагического маховика» войны – механизм перерастания дипломатического конфликта в военный.

25 июля Германия начинает скрытую мобилизацию: не объявляя её официально, на призывные пункты стали рассылать повестки резервистам.

26 июля Австро-Венгрия объявляет мобилизацию и начинает сосредотачивать войска на границе с Сербией и Россией.

28 июля Австро-Венгрия, заявив, что требования ультиматума не выполнены, объявляет Сербии войну. Австро-венгерская тяжелая артиллерия начинает обстрел Белграда, а регулярные войска Австро-Венгрии пересекают сербскую границу. Россия заявляет, что не допустит оккупации Сербии. Во французской армии прекращаются отпуска.

29 июля Николай II отправил Вильгельму II телеграмму, с предложением «передать австро-сербский вопрос на Гаагскую конференцию (в международный третейский суд в Гааге. Вильгельм II не ответил на эту телеграмму

29 июля в германской армии были прекращены отпуска.

30 июля частичная мобилизация начинается во Франции.

31 июля в Российской империи объявлена всеобщая мобилизация в армию. В тот же день в Германии было объявлено «положение, угрожающее войной». Германия предъявляет России ультиматум: прекратить призыв в армию, или Германия объявит войну России. Франция, Австро-Венгрия и Германия объявляют о всеобщей мобилизации. Германия стягивает войска к бельгийской и французской границам.

При этом утром 1 августа министр иностранных дел Англии Э. Грей обещал немецкому послу в Лондоне Лихновскому, что в случае войны между Германией и Россией Англия останется нейтральной, при условии, если Франция не будет атакована

4 августа немецкие войска вторглись во Францию

4 августа Англия объявляет войну Германии

Учитель показывает причинно-следственную обусловленность произошедшего; объясняет, каким образом локальный (местный) конфликт на Балканах привёл к «большой войне»

 

VII. Масштабы и характер войны: мировая; приняло участие 38 государств; охватила Европу, Азию, Африку; огромные разрушения; бесчисленные жертвы.

Далее следует демонстрация фрагмента документального фильма Н.К.Сванидзе из цикла «Исторические хроники» (Серия 1914 год), посвящённого началу войны (примерно 10 минут) и позволяющего закрепить услышанное ранее от учителя.

 

VIII. Планы воюющих сторон.

Учитель указывает на то, что все воюющие стороны заблуждались в отношении масштабов, продолжительности и возможной «цены» войны. Этот вывод с неизбежностью вытекает из анализа тех сил и средств, которыми располагали страны в начале войны. Продолжительная война не входила в планы воющих сторон, на что указывает в том числе и «план Шлиффена».

План Шлиффена — стратегический план командования Германской империи, который был разработан в начале XX века, чтобы одержать быструю победу в Первой мировой войне на Западном фронте в войне с Францией, и в войне с Россией на Восточном. В его основе – идея блицкрига

 

IX. Начало войны. Военные действия в августе – сентябре 1914 года. Учитель рассказывает учащимся о планах воюющих сторон накануне войны и о том, как эти планы претворялись в жизнь в первые месяцы войны. Даётся краткая характеристика соотношения сил накануне войны (Антанта: 5.8 млн. чел. - 221 пехотная и 41 кавалерийская дивизии, 12 тыс. орудий, 600 самолетов, 300 крейсеров. Тройственный союз: 3.8 млн. чел., 10 тыс. орудий, 300 самолетов, 62 крейсера), и освещается кампания 1914 года. Германия длительно готовилась к войне; главный театр - европейский; главные фронты - западный и восточный; Германия и Австро- Венгрия воюют на 2 фронта; Западный фронт: 2 августа Германия оккупирует Люксембург; 4 августа Германия вторглась в Бельгию, 20 августа занят Брюссель; 21-25 августа развернулось приграничное сражение между Германией и Францией (Германия вторгается на территорию Франции); упорное сопротивление бельгийцев, французов и англичан; Россия приходит на помощь Франции; август 1914 г. - наступление в восточной Пруссии и Галиции; 5-9 сентября - битва на Марне.

Выступление учащихся с небольшими докладами о битве на реке Марне, а также восточно-прусской операции русских армий в августе-сентябре 1914 гг.

X. Подводятся итоги кампании 1914 года. Главный: неудача стратегии «блицкрига» и переход к позиционной войне.

Демонстрация фрагмента из фильма Делберта Манна «На Западном фронте без перемен» (1979 год) по произведению Э.М.Ремарка может быть использована как иллюстрация бессмысленного, антигуманного характера войны.

XI. Домашнее задание: Параграф 1 и 2.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: