УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА
II отделение (вариант III)
N п / п | Образо- ватель- ные об- ласти | Учебные предме- ты | Количество часов в неделю по классам | I ст. | II ст. | Федер. ком- пон. | |||||||||||||||||
I ступень | II ступень | ||||||||||||||||||||||
подг. | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | |||||||||||
Федеральный компонент | |||||||||||||||||||||||
Язык | Язык и лите- ратура, разви- тие ре- чи | 8/52 | 8/115 | ||||||||||||||||||||
Иност- ранный язык | |||||||||||||||||||||||
Обще- ствове- дение | Исто- рия, социа- льные дисци- плины | - | |||||||||||||||||||||
Матема- тика | Мате- матика | 3/30 | 3/66 | ||||||||||||||||||||
Инфор- матика | |||||||||||||||||||||||
Есте- ство- знание | Окру- жающий мир | 2/4 | - | 2/4 | |||||||||||||||||||
При- родове- дение | |||||||||||||||||||||||
Био- логия | - | ||||||||||||||||||||||
Гео- графия и эко- логия | - | ||||||||||||||||||||||
Физи- ка и астро- номия | - | ||||||||||||||||||||||
Химия | - | ||||||||||||||||||||||
Искус- ство | Ис- кусство | ||||||||||||||||||||||
Чер- чение | - | ||||||||||||||||||||||
Физ- культу- ра | Физ- культу- ра | 2/12 | 2/24 | ||||||||||||||||||||
Техно- логия | Трудо- вое обуче- ние | ||||||||||||||||||||||
ИТОГО | 15/133 | 15/310 | |||||||||||||||||||||
Коррек- ционный блок | а) му- зыкаль- но - ритми- ческие занятия | 2/8 | - | 2/8 | |||||||||||||||||||
б) пред- метно - практи- ческое обуче- ние | - | ||||||||||||||||||||||
в) обя- затель- ные ин- дивиду- альные занятия по раз- витию слуха и форми- рованию произ- ношения <*> | |||||||||||||||||||||||
Школьный компонент | |||||||||||||||||||||||
Обяза- тельные занятия по вы- бору обучаю- щегося | 3/20 | 3/37 | |||||||||||||||||||||
Обяза- тельная нагруз- ка обу- чающе- гося | 23/161 | 23/355 | |||||||||||||||||||||
Факуль- татив- ные за- нятия | - | - | |||||||||||||||||||||
Макси- мальная нагруз- ка | 23/161 | 23/358 | |||||||||||||||||||||
--------------------------------
<*> Обязательные индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения.
II отделение (вариант III)
Количество часов в неделю по классам | Фед. комп. | Нац. - рег. комп. | ||||||||||||||
I ступень | II ступень | |||||||||||||||
подг. | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | ||||
Недель- ная на- грузка обуча- ющегося |
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА (ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ,
ИМЕЮЩИХ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ)
N п/п | Образо- ватель- ные об- ласти | Учебные предметы | Количество часов в неделю по классам | Фе- дер. ком- пон. | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||||
Федеральный компонент | ||||||||||||
Язык | Язык и литерату- ра, развитие ре- чи | |||||||||||
Иностранный язык | ||||||||||||
Обще- ствове- дение | История, соци- альные дисципли- ны | |||||||||||
Матема- тика | Математика | |||||||||||
Информатика | ||||||||||||
Есте- ство- знание | Окружающий мир | |||||||||||
Природоведение | ||||||||||||
Биология | ||||||||||||
География и экология | ||||||||||||
Физика и астро- номия | ||||||||||||
Химия | ||||||||||||
Искус- ство | Искусство | |||||||||||
Черчение | ||||||||||||
Физ- культу- ра | Физкультура | |||||||||||
Техно- логия | Трудовое обуче- ние | |||||||||||
ИТОГО | ||||||||||||
Коррек- ционный блок | а) музыкально - ритмические за- нятия | |||||||||||
б) социально - бытовая ориенти- ровка | ||||||||||||
в) обязательные индивидуальные занятия по раз- витию слуха и формированию произношения <*> | ||||||||||||
Школьный компонент | ||||||||||||
Обязательные за- нятия по выбору обучающегося | ||||||||||||
Обязательная нагрузка обучаю- щегося | ||||||||||||
Факультативные занятия | ||||||||||||
Максимальная нагрузка |
--------------------------------
<*> Обязательные индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения.
Специальные классы
Количество часов в неделю по классам | Фед. комп. | Нац. - рег. комп. | ||||||||||
I ступень | ||||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||||
Недель- ная на- грузка обуча- ющегося |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА
Базисный учебный план является нормативным документом для конструирования региональных учебных планов и также учебных планов конкретных учреждений.
Базисный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, набор образовательных областей и учебных предметов. Распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по учебным дисциплинам на каждом году обучения.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку, отвечающую нормативным требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Однако соответствие этому уровню может быть достигнуто при соблюдении особой содержательной и методической направленности образовательного процесса, в основе которого заложен коррекционно - развивающий принцип обучения и соответствующее этому принципу оформление нормативно - методической документации.
Коррекционное учреждение II вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1-м отделении - 4 - 5 лет, во 2-м - 4 - 6 или 6 - 7 лет, включая подготовительный класс в зависимости от наличия или отсутствия дошкольной подготовки);
2-я ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения в 1-м и 2-м отделениях - 6 лет);
3-я ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1-м и 2-м отделениях - 2 года).
На 1-й ступени общего образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.
Среди инвариантных образовательных областей наиболее специфической является "Язык" (изучается русский язык как государственный или язык обучения). Эта область представлена учебным предметом "Язык и литература" с обязательным набором на первой ступени обучения коррекционно - образовательных предметов: развитие речи, чтение, письмо, формирование грамматического строя речи. Последующий систематический курс изучения русского языка и литературы на второй ступени обучения сочетается с коррекционной работой по овладению словесной речью как средством общения и обучения.
На 2-й ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.
На 3-й ступени общего образования обеспечивается овладение обучающимися устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.
В соответствии с уровнем общего и речевого развития обучающихся, достигнутым в процессе обучения, с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого - медико - педагогической комиссии обучающиеся могут переводиться из одного отделения в другое.
Для детей 6 - 7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2-ом отделении может быть организован подготовительный класс.
Базисный план состоит из инвариантной (обязательной) и вариативной части. Базисный план разграничивает полномочия федеральных, региональных органов образования и образовательных учреждений путем разделения содержания образования на федеральный, национально - региональный и школьный компоненты. Федеральный компонент представлен в виде инвариантного (обязательного) набора образовательных областей и учебных предметов. Национально - региональный компонент составляет до 20% объема количества часов, отводимого на освоение регионального содержания (вариативная часть) образовательных областей. Распределение времени в вариативной части по предметам осуществляется органами управления образования субъектов Российской Федерации.
Базисный учебный план, представляя соотношение различных сторон организации образовательного процесса, реализуется в отдельных учебных планах в соответствии с вариативной структурой учреждения II вида, в основу которой положена дифференциация - дидактический и организационный принципы специального обучения.
Решение вопроса о выборе того или иного варианта в первую очередь должно исходить из определения условий учебной деятельности обучающихся, адекватных их реальным возможностям (для слабослышащих и позднооглохших обучающихся это распространяется прежде всего на показатели их речевого и умственного развития).
Вариативное оформление базисных планов имеет в виду обеспечить соответствие дифференцированной структуре учреждения, конкретизировать их содержательно - номенклатурное наполнение, которое по существу отвечает задачам общеобразовательной подготовки, с одной стороны, и требованиям коррекционно - развивающего обучения, с другой.
Структурно - содержательное наполнение шести параллельных вариантов учебных планов отличается не только разным соотношением продолжительности обучения на 1 и 2 ступенях, но и разным объемом наполнения общеобразовательной подготовки, что позволяет педагогическим коллективам сделать выбор, соответствующий индивидуальным особенностям обучающихся, обеспечивает реальные возможности повышения эффективности коррекционно - развивающего обучения.
Создание специальных условий обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся, исходя из принципа коррекционной направленности, обязательно предполагает определенное своеобразие содержания, изменение темпов и сроков обучения; перестройку методов обучения в соответствии со структурой основного дефекта, специфическую организацию трудовой подготовки, внеклассных и внешкольных занятий, а также лечебно - профилактическую работу.
Варианты базисного плана
I отделение для обучающихся, владеющих развернутой самостоятельной речью при наличии небольшого аграмматизма и недостатков произношения
I отделение (I вариант), срок обучения на первой ступени - 4 года - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, получивших дошкольную подготовку в полном объеме, имеющих самостоятельную развернутую речь, но допускающих нарушения в грамматическом оформлении предложений и затрудняющихся в употреблении слов.
I отделение (II вариант), срок обучения на первой ступени - 5 лет - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, получивших дошкольную подготовку не в полном объеме, владеющих самостоятельной речью с аграмматизмами.
II отделение для обучающихся с глубоким речевым недоразвитием
К обучающимся с глубоким речевым недоразвитием, в свою очередь, приложим дифференцированный подход с учетом условий их воспитания до поступления в учреждение - наличие или отсутствие дошкольной подготовки (безотносительно к тому, в каких формах она имела место - в специальном дошкольном учреждении или в семье).
Для слабослышащих обучающихся, не обеспеченных дошкольной подготовкой, в структуре II-го отделения школы предусмотрен подготовительный класс.
II отделение (I вариант), срок обучения на первой ступени - 4 года, возможен подготовительный класс - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, имеющих самостоятельную речь с грубыми аграмматизмами, значительными недостатками произношения и не использующих свои слуховые возможности.
II отделение (II вариант), срок обучения на первой ступени - 5 лет, возможен подготовительный класс - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, прошедших дошкольную подготовку в полном объеме, но имеющих значительные нарушения всех структурных элементов речи (на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях), не использующих свои слуховые возможности.
С V класса II ступени обучения образовательный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса в обучении языку и другим дисциплинам, реализуемой через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.
В особые группы выделяются слабослышащие обучающиеся, которые имеют сочетание двух первичных дефектов: тугоухость и умственная отсталость; тугоухость и задержка психического развития (ЗПР) и др.
II отделение (III вариант), срок обучения на первой ступени - 6 лет, возможен подготовительный класс - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, не прошедших специальную дошкольную подготовку и имеющих грубое речевое недоразвитие или отсутствие речи, и сочетание двух или более первичных дефектов: тугоухость, задержка психического развития (ЗПР) и т.п. Обучающиеся данной категории получают основное общее образование.
Специальные классы - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, имеющих сочетание двух первичных дефектов: тугоухость и умственную отсталость. В специальный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения II вида обучающиеся переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении.