СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ




УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА

II отделение (вариант III)

 

N п / п Образо- ватель- ные об- ласти Учебные предме- ты Количество часов в неделю по классам I ст. II ст. Федер. ком- пон.
I ступень II ступень
подг. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Федеральный компонент
  Язык Язык и лите- ратура, разви- тие ре- чи                           8/52   8/115
Иност- ранный язык                                
  Обще- ствове- дение Исто- рия, социа- льные дисци- плины                           -    
  Матема- тика Мате- матика                           3/30   3/66
Инфор- матика                                
  Есте- ство- знание Окру- жающий мир                           2/4 - 2/4
    При- родове- дение                                
Био- логия                           -    
Гео- графия и эко- логия                           -    
Физи- ка и астро- номия                           -    
Химия                           -    
  Искус- ство Ис- кусство                                
Чер- чение                           -    
  Физ- культу- ра Физ- культу- ра                           2/12   2/24
  Техно- логия Трудо- вое обуче- ние                                
ИТОГО                           15/133   15/310
  Коррек- ционный блок а) му- зыкаль- но - ритми- ческие занятия                           2/8 - 2/8
б) пред- метно - практи- ческое обуче- ние                             -  
в) обя- затель- ные ин- дивиду- альные занятия по раз- витию слуха и форми- рованию произ- ношения <*>                                
Школьный компонент
    Обяза- тельные занятия по вы- бору обучаю- щегося                           3/20   3/37
Обяза- тельная нагруз- ка обу- чающе- гося                           23/161   23/355
    Факуль- татив- ные за- нятия                           -   -
Макси- мальная нагруз- ка                           23/161   23/358
                                               

--------------------------------

<*> Обязательные индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения.

 


II отделение (вариант III)

 

Количество часов в неделю по классам Фед. комп. Нац. - рег. комп.
    I ступень II ступень
подг. I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
Недель- ная на- грузка обуча- ющегося                                

 

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА (ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ,

ИМЕЮЩИХ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ)

 

N п/п Образо- ватель- ные об- ласти Учебные предметы Количество часов в неделю по классам Фе- дер. ком- пон.
I II III IV V VI VII VIII IX
Федеральный компонент
  Язык Язык и литерату- ра, развитие ре- чи                    
Иностранный язык                    
  Обще- ствове- дение История, соци- альные дисципли- ны                    
  Матема- тика Математика                    
Информатика                    
  Есте- ство- знание Окружающий мир                    
Природоведение                    
Биология                    
География и экология                    
Физика и астро- номия                    
Химия                    
  Искус- ство Искусство                    
Черчение                    
  Физ- культу- ра Физкультура                    
  Техно- логия Трудовое обуче- ние                    
ИТОГО                    
  Коррек- ционный блок а) музыкально - ритмические за- нятия                    
б) социально - бытовая ориенти- ровка                    
в) обязательные индивидуальные занятия по раз- витию слуха и формированию произношения <*>                    
Школьный компонент
    Обязательные за- нятия по выбору обучающегося                    
Обязательная нагрузка обучаю- щегося                    
    Факультативные занятия                    
Максимальная нагрузка                    

 

--------------------------------

<*> Обязательные индивидуальные занятия по развитию слуха и формированию произношения.

 

Специальные классы

 

Количество часов в неделю по классам Фед. комп. Нац. - рег. комп.
    I ступень
I II III IV V VI VII VIII IX
Недель- ная на- грузка обуча- ющегося                        

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА

 

Базисный учебный план является нормативным документом для конструирования региональных учебных планов и также учебных планов конкретных учреждений.

Базисный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, набор образовательных областей и учебных предметов. Распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания по учебным дисциплинам на каждом году обучения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку, отвечающую нормативным требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Однако соответствие этому уровню может быть достигнуто при соблюдении особой содержательной и методической направленности образовательного процесса, в основе которого заложен коррекционно - развивающий принцип обучения и соответствующее этому принципу оформление нормативно - методической документации.

Коррекционное учреждение II вида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1-м отделении - 4 - 5 лет, во 2-м - 4 - 6 или 6 - 7 лет, включая подготовительный класс в зависимости от наличия или отсутствия дошкольной подготовки);

2-я ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения в 1-м и 2-м отделениях - 6 лет);

3-я ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1-м и 2-м отделениях - 2 года).

На 1-й ступени общего образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.

Среди инвариантных образовательных областей наиболее специфической является "Язык" (изучается русский язык как государственный или язык обучения). Эта область представлена учебным предметом "Язык и литература" с обязательным набором на первой ступени обучения коррекционно - образовательных предметов: развитие речи, чтение, письмо, формирование грамматического строя речи. Последующий систематический курс изучения русского языка и литературы на второй ступени обучения сочетается с коррекционной работой по овладению словесной речью как средством общения и обучения.

На 2-й ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.

На 3-й ступени общего образования обеспечивается овладение обучающимися устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.

В соответствии с уровнем общего и речевого развития обучающихся, достигнутым в процессе обучения, с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого - медико - педагогической комиссии обучающиеся могут переводиться из одного отделения в другое.

Для детей 6 - 7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2-ом отделении может быть организован подготовительный класс.

Базисный план состоит из инвариантной (обязательной) и вариативной части. Базисный план разграничивает полномочия федеральных, региональных органов образования и образовательных учреждений путем разделения содержания образования на федеральный, национально - региональный и школьный компоненты. Федеральный компонент представлен в виде инвариантного (обязательного) набора образовательных областей и учебных предметов. Национально - региональный компонент составляет до 20% объема количества часов, отводимого на освоение регионального содержания (вариативная часть) образовательных областей. Распределение времени в вариативной части по предметам осуществляется органами управления образования субъектов Российской Федерации.

Базисный учебный план, представляя соотношение различных сторон организации образовательного процесса, реализуется в отдельных учебных планах в соответствии с вариативной структурой учреждения II вида, в основу которой положена дифференциация - дидактический и организационный принципы специального обучения.

Решение вопроса о выборе того или иного варианта в первую очередь должно исходить из определения условий учебной деятельности обучающихся, адекватных их реальным возможностям (для слабослышащих и позднооглохших обучающихся это распространяется прежде всего на показатели их речевого и умственного развития).

Вариативное оформление базисных планов имеет в виду обеспечить соответствие дифференцированной структуре учреждения, конкретизировать их содержательно - номенклатурное наполнение, которое по существу отвечает задачам общеобразовательной подготовки, с одной стороны, и требованиям коррекционно - развивающего обучения, с другой.

Структурно - содержательное наполнение шести параллельных вариантов учебных планов отличается не только разным соотношением продолжительности обучения на 1 и 2 ступенях, но и разным объемом наполнения общеобразовательной подготовки, что позволяет педагогическим коллективам сделать выбор, соответствующий индивидуальным особенностям обучающихся, обеспечивает реальные возможности повышения эффективности коррекционно - развивающего обучения.

Создание специальных условий обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся, исходя из принципа коррекционной направленности, обязательно предполагает определенное своеобразие содержания, изменение темпов и сроков обучения; перестройку методов обучения в соответствии со структурой основного дефекта, специфическую организацию трудовой подготовки, внеклассных и внешкольных занятий, а также лечебно - профилактическую работу.

 

 


Варианты базисного плана

 

I отделение для обучающихся, владеющих развернутой самостоятельной речью при наличии небольшого аграмматизма и недостатков произношения

I отделение (I вариант), срок обучения на первой ступени - 4 года - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, получивших дошкольную подготовку в полном объеме, имеющих самостоятельную развернутую речь, но допускающих нарушения в грамматическом оформлении предложений и затрудняющихся в употреблении слов.

I отделение (II вариант), срок обучения на первой ступени - 5 лет - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, получивших дошкольную подготовку не в полном объеме, владеющих самостоятельной речью с аграмматизмами.

II отделение для обучающихся с глубоким речевым недоразвитием

К обучающимся с глубоким речевым недоразвитием, в свою очередь, приложим дифференцированный подход с учетом условий их воспитания до поступления в учреждение - наличие или отсутствие дошкольной подготовки (безотносительно к тому, в каких формах она имела место - в специальном дошкольном учреждении или в семье).

Для слабослышащих обучающихся, не обеспеченных дошкольной подготовкой, в структуре II-го отделения школы предусмотрен подготовительный класс.

II отделение (I вариант), срок обучения на первой ступени - 4 года, возможен подготовительный класс - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, имеющих самостоятельную речь с грубыми аграмматизмами, значительными недостатками произношения и не использующих свои слуховые возможности.

II отделение (II вариант), срок обучения на первой ступени - 5 лет, возможен подготовительный класс - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, прошедших дошкольную подготовку в полном объеме, но имеющих значительные нарушения всех структурных элементов речи (на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях), не использующих свои слуховые возможности.

С V класса II ступени обучения образовательный процесс осуществляется на основе программ общеобразовательных школ при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса в обучении языку и другим дисциплинам, реализуемой через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы, дополнительные часы на коррекционные занятия.

В особые группы выделяются слабослышащие обучающиеся, которые имеют сочетание двух первичных дефектов: тугоухость и умственная отсталость; тугоухость и задержка психического развития (ЗПР) и др.

II отделение (III вариант), срок обучения на первой ступени - 6 лет, возможен подготовительный класс - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, не прошедших специальную дошкольную подготовку и имеющих грубое речевое недоразвитие или отсутствие речи, и сочетание двух или более первичных дефектов: тугоухость, задержка психического развития (ЗПР) и т.п. Обучающиеся данной категории получают основное общее образование.

Специальные классы - вариант учебного плана предназначен для обучающихся, имеющих сочетание двух первичных дефектов: тугоухость и умственную отсталость. В специальный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения II вида обучающиеся переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого - педагогической и медико - педагогической комиссий только после первого года обучения в коррекционном учреждении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: