СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ




Заместитель Министра

Е.Е.ЧЕПУРНЫХ


БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ III ВИДА

 

Образова- тельные области Число учебных часов в неделю Всего
школьное обучение по классам фед. комп. нац. - рег. комп.
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
                             
I. Общеоб- разова- тельные курсы                            
Языки и литература                            
Математика и информа- тика                           -
Физика и астрономия                           -
Химия                           -
Окружающий мир, ОБЖ, природове- дение                            
Биология                            
География и экология                       -    
Общество (история и социальные дисципли- ны)                            
Изобрази- тельное искусство                            
Музыка и пение                            
Черчение                            
Физкульту- ра, ОБЖ                            
II. Трудо- вая подго- товка                            
Трудовое обучение                            
Предпро- фессио- нальная подготовка                            
III. Кор- рекционная подготовка                            
IV. Обяза- тельные занятия по выбору <*>                         -  
Итого: обязатель- ная наг- рузка обу- чающегося                            
V. Факуль- тативные занятия - - - - - - -             -
Всего: максималь- ная наг- рузка обу- чающегося                            

 

--------------------------------

<*> Обязательная коррекционная подготовка осуществляется с обучающимися индивидуально или по группам. На каждое занятие отводится 15 - 25 минут учебного времени на одного обучающегося или группу (2 - 3 обучающихся), в том числе на класс:

 

                             
  I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII    
Ритмика                           -
ЛФК                           -
Охрана и развитие остаточно- го зрения и зритель- ного вос- приятия                           -
Социально - бытовая ориенти- ровка                           -
Простран- ственная ориенти- ровка                           -
Развитие осязания и мелкой мо- торики                           -
Развитие мимики и пантомими- ки                           -
Коррекция недостат- ков разви- тия и тру- дотерапия                         -  
Всего                           -
Итого                            

 

Примечания. 1. На русский язык как государственный язык РФ в учреждениях с нерусским языком обучения выделяются часы из общего количества часов, отводимых на образовательный курс "Языки и литература".

2. На занятия по трудовой подготовке в основной и средней школе класс делится на две группы.

3. Часы, предусмотренные на школьный компонент и факультативные занятия, дополняют образовательные области по усмотрению образовательного учреждения.

4. Занятия по пространственной ориентировке проводятся в индивидуальном порядке.

На базе учреждения III вида в установленном порядке организуется надомное обучение.

 

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ III ВИДА (ДЛЯ СЛЕПЫХ,

ИМЕЮЩИХ УМСТВЕННУЮ ОТСТАЛОСТЬ)

 

Образовательные области Число учебных часов в неделю Всего
школьное обучение по классам фед. комп. нац. - рег. комп.
I II III IV V VI VII VIII IX
I. Образовательные курсы                      
Язык. Развитие речи, чтение                      
Математика                      
Окружающий мир, при- родоведение                      
География                      
История                      
Изобразительное ис- кусство                      
Музыка и пение                      
Физическая культура                      
II. Трудовая подго- товка                      
Трудовое обучение                      
Итого: обязательная нагрузка обучающихся                      
Коррекционная подго- товка                     -
ЛФК                     -
Ритмика, пантомимика                   -  
Ориентировка в пространстве                   -  
Социально - бытовая ориентировка                   -  
Общественно полезный труд                   -  
Производительный труд                   -  
Групповые и индиви- дуальные коррекцион- ные занятия                      

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ III ВИДА

 

Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида служит основой для разработки региональных базисных планов и учебных планов самого образовательного учреждения.

Базисный учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения III вида включает в себя три ступени, отражающие уровни общеобразовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Базисным учебным планом обеспечивается непрерывность начального и основного общего образования и возможность обучающимся продолжать свое образование в образовательных учреждениях, реализующих программы более высокого уровня.

Базисным учебным планом специального (коррекционного) образовательного учреждения III вида определено количество часов, отводимое на освоение общеобразовательных предметов, курса трудовой подготовки, коррекционных курсов, обязательных предметов по выбору обучающихся (школьный компонент), факультативных занятий.

Учитывая своеобразие психического развития слепых обучающихся, а также коррекционно - компенсаторную направленность всего процесса их обучения, в базисный учебный план среднего (полного) общего образования незрячих учащихся включены коррекционные курсы: ЛФК, ритмика, развитие мимики и пантомимики, социально - бытовая ориентировка, пространственная ориентировка, охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики.

Целью коррекционных курсов является развитие восприятия, представлений об окружающем мире, наглядно - образного мышления, а также пространственной ориентировки, мимики и пантомимики, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений.

Кроме того, вследствие обедненности познавательной деятельности слепых обучающихся, а также замедленности осязательного восприятия по сравнению со зрительным увеличено время в общеобразовательных курсах на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков в начальной и основной школе.

Коррекция и компенсация недостатков развития при глубоко нарушенном зрении или его отсутствии у слепых обучающихся осуществляется с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно - графических пособий, специальной наглядности.

Включение в базисный план коррекционных курсов наряду с обязательными занятиями по усмотрению учреждения (школьный компонент) и факультативными занятиями обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся с учетом состояния их зрительных возможностей, познавательной активности, интересов, личностных особенностей.

Региональный базисный план разрабатывается региональными органами управления образования исходя из специфики местных экономических, национальных и социальных условий, на основе федерального базисного плана. Региональный базисный учебный план носит рекомендательный характер.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида имеет право составлять собственный оригинальный учебный план на основе регионального базисного плана с учетом специфики региона, возможностей учреждения, контингента обучающихся и пожеланий родителей.

В структуре федерального базисного учебного плана выделяются: инвариантная часть (общеобразовательные и коррекционные области, курс трудовой подготовки) и вариативная часть (занятия по усмотрению учреждения - школьный компонент, факультативные занятия).

Инвариантная часть обеспечивает получение слепыми обучающимися основного общего образования, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам, социальную адаптацию на основе развития у обучающихся компенсаторных механизмов в условиях специальной коррекционной работы.

Вариативная часть позволяет учитывать индивидуальные зрительные, возрастные психофизические и личностные особенности обучающихся (способности, активность, интересы, склонности и др.).

В федеральном базисном плане обе части представлены тремя видами занятий в разной их комбинации - групповые, подгрупповые и индивидуальные:

Обязательные групповые занятия (уроки) с обучающимися каждого класса по предметам общеобразовательных курсов.

Обязательные групповые и подгрупповые занятия - по общественно полезному труду, производственной и трудовой подготовке, иностранному языку, физической культуре, практические занятия по химии, физике, вычислительной технике, ритмике, плоскопечатному письму, социально - бытовой ориентировке.

Групповые и подгрупповые занятия по усмотрению учреждения (школьный компонент) и факультативные занятия.

Обязательные подгрупповые и индивидуальные занятия - по развитию осязания и мелкой моторики рук, мимики и пантомимики, ЛФК.

Индивидуальные занятия - по развитию остаточного зрения, исправлению речевых и психофизических недостатков развития (коррекция недостатков развития), по ориентировке в пространстве.

При делении обучающихся класса на подгруппы возможно объединение учащихся из параллельных или смежных классов.

Выбор вида занятия обусловливается количеством обучающихся и индивидуальными особенностями их развития (зрительными и психофизическими).

Единой основой базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения III вида является осуществление принципа преемственности, в результате которого основные изучаемые единицы содержания образовательных курсов в дальнейшем получают свое развитие и обогащение. Наряду с этим, каждая из ступеней общего образования, решая общие образовательные задачи, имеет и свои специфические функции, обусловленные состоянием зрения обучающихся, их познавательной деятельностью, пространственной ориентировкой, возрастными и личностными особенностями, а также особенностями самого учреждения.

Специфика ступеней общеобразовательной школы для слепых обучающихся различна как по набору базовых учебных курсов (образовательных и коррекционных), так и по соотношению базового ядра и занятий по выбору и др., поэтому базисные учебные планы представлены по ступеням обучения.

На ступени начального общего образования закладываются основы функциональной грамотности обучающихся, вооружают их основными умениями и навыками общения и учебного труда, приобщают к началам отечественной и мировой культуры, создавая тем самым базу для последующего освоения программы основного общего образования.

Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности:

- познавательной культуры;

- коммуникативной культуры;

- нравственной культуры;

- эстетической культуры;

- трудовой культуры;

- физической культуры.

На этой ступени обучения они определяют структуру учебного плана. Изучение языков направлено на формирование коммуникативной и эстетической культуры. Целью изучения литературы и искусства является развитие нравственных и эстетических начал личности. Познавательная культура представлена двумя самостоятельными курсами: "Окружающий мир" и "Математика". Выделение математики как самостоятельного курса обусловлено ее значением в познании и коммуникации. Трудовая и физическая культура представлены соответствующими образовательными и коррекционными областями.

Обедненность сенсорного опыта, затруднения в пространственной ориентировке, замедленность и неточность осязательного восприятия, ослабленность физического состояния, отсутствие в большинстве случаев специально организованной подготовки у незрячих детей к школьному обучению потребовало введения в начальной школе их обучения по программе 1 - 4, а также включения коррекционных курсов, рассчитанных, в основном, на индивидуальные и малогрупповые занятия.

Реализация специальных задач по коррекции недостатков развития слепых обучающихся и компенсации их нарушенных функций в процессе обучения проводится в сочетании со специальными индивидуальными и групповыми занятиями (охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики, пространственной ориентировки, социально - бытовой ориентировки, формирование мимики и пантомимики, ритмика, ЛФК и коррекция недостатков развития и трудотерапия).

Сочетание этих занятий с общеобразовательными занятиями создает оптимальные условия для всестороннего развития слепых обучающихся, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала.

На ступени основного общего образования так же, как в общеобразовательных учреждениях, получает развитие дифференциация обучения, при которой сохраняется базовое ядро обязательных учебных курсов.

Трудовая подготовка и предпрофессиональное обучение (основная школа) осуществляются в зависимости от возможностей субъектов Федерации.

Коррекционные курсы и специальная программа по предпрофессиональному обучению обеспечивают слепым обучающимся подготовку к интеграции в мир зрячих, продолжению образования на ступени среднего (полного) общего образования.

Примечание. Русский язык изучается как государственный язык Российской Федерации в школах с нерусским языком обучения 3 часа в неделю.

В школах с русским языком обучения изучается язык той республики, где расположена школа.

В школах того и другого типа изучается иностранный язык.

В иных языковых ситуациях вопрос об изучении языков решается региональными органами управления образованием и учебными заведениями (за счет часов, отводимых на занятия по выбору, школьный компонент) в соответствии с Законом "Об образовании".

 

В базисный учебный план среднего (полного) общего образования включается тот же набор образовательных областей, что и в базисный план основного общего образования.

Но на этой ступени обучение строится по принципу профильной дифференциации. Предпочтение отдается обязательным занятиям по выбору, объем которых максимальный.

Время на изучение самостоятельных курсов (в том числе и коррекционных) может быть увеличено за счет часов, отведенных на обязательные занятия по выбору обучающихся (школьный компонент).

В рамках занятий по выбору могут возобновляться те учебные и коррекционные курсы, обязательное изучение которых завершилось на ступени основного общего образования, или появляются новые, связанные с профилем учреждения или обеспечивающие профессиональную подготовку обучающихся.

При проведении занятий по трудовому обучению и предпрофессиональной и профессиональной подготовке и информатике класс делится на две группы.

Коррекционная подготовка проводится в индивидуальном или подгрупповом режиме.

Вопросы организации предпрофессиональной и профессиональной подготовки решаются советами учреждений с учетом состояния зрения, имеющихся условий, возможных форм организации труда слепых обучающихся.

Необходимость более длительного обучения на ступени начального и основного общего образования слепых детей с задержкой психического развития определяется их общим уровнем психофизического развития, которого они достигают к концу дошкольного возраста, состоянием организма и степенью готовности к школьному обучению. Слепые дети с задержкой психического развития обычно имеют незначительные нарушения в работе центральной нервной системы, обусловленные различными причинами. Достаточно часто у этих детей наблюдается церебрастения, ведущая к повышенной утомляемости и снижению работоспособности, что отражается на всем психофизическом развитии. В результате усугубляются все трудности, которые имеются у слепых детей.

Слепые дети с задержкой психического развития медленнее, чем слепые, овладевают осязанием и остаточным зрением как средствами познания окружающего их мира. Они имеют большие трудности в развитии мелкой моторики рук, в координации движений всего тела, в овладении всеми необходимыми двигательными навыками и умениями, в познании предметов и живых существ ближайшего окружения, в ориентировке в пространстве. Трудности в познании ближайшего окружения ведут к более замедленному развитию познавательной деятельности и речи, чем это наблюдается у обычных незрячих детей. Отмечается большее отставание в развитии эмоционально - волевых процессов и в формировании положительных качеств личности. Среди слепых детей с задержкой психического развития нередко встречаются расторможенные, легко возбудимые, при этом их возбуждение может переходить в состояние апатии. Другие дети бывают очень вялыми, заторможенными. Но заметное снижение общей работоспособности наблюдается у всех слепых детей с задержкой психического развития, что определяет их более низкую обучаемость, чем у слепых. Поэтому требуется большее время для овладения слепыми обучающимися с задержкой психического развития программой общеобразовательной школы, чем для слепых.

Базисный план для специальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений III вида (для слепых детей с первичной задержкой психического развития) строится так же, как план для слепых, не имеющих, кроме зрения, других первичных нарушений организма, но обучение в начальной школе растягивается на полтора года. За I - V классы и половину VI класса проходится программа начальной школы по тем же образовательным областям и с тем же распределением часов между ними, как в I - IV классах для слепых обучающихся. Во втором полугодии VI класса для слепых обучающихся с задержкой психического развития начинается постепенное обучение по плану и программам для V класса слепых. В VII классе для слепых обучающихся с задержкой психического развития ведется обучение по плану и программам оставшихся частей V класса и начинается обучение по программам VI класса. Аналогично строится обучение в VIII классе для слепых обучающихся с задержкой психического развития (программы VI и VII классов). В IX классе для слепых обучающихся с задержкой психического развития преобладает программа VII класса и начало программы VIII класса. В X классе ведется обучение по программе VIII класса с повторением и закреплением всех ранее проработанных разделов программ. В XI и XII классах слепые обучающиеся с задержкой психического развития обучаются по плану и программам соответственно IX и X классов для слепых обучающихся, т.е. они заканчивают обучение в основной школе.

При хороших результатах обучения и компенсаторного развития, а также при их желании слепые обучающиеся с задержкой психического развития могут закончить полную общеобразовательную школу (XI и XII классы для слепых обучающихся).

Для слепых обучающихся с задержкой психического развития, высоко результативно обучающихся в начальной школе, возможен перевод на программу для слепых обучающихся уже в V - VI классах и раньше.

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К БАЗИСНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ III ВИДА (ДЛЯ СЛЕПЫХ УМСТВЕННО

ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ)

 

Слепые дети, диагностированные как умственно отсталые, имеют существенные органические и функциональные нарушения в центральной нервной системе, что ведет не только к замедленному, но и к своеобразному психофизическому развитию по сравнению с тем, какое наблюдается у слепых детей, не имеющих каких-либо первичных нарушений мозговой деятельности.

По базисному учебному плану специальных классов специального (коррекционного) образовательного учреждения III вида (для слепых умственно отсталых обучающихся) предполагается их обучение в течение девяти лет. Образовательные области те же, что и для умственно отсталых с нормальным зрением. Коррекционные предметы в основном те же, что и для слепых обучающихся. Объем же знаний, умений и навыков, которые предполагается сформировать в течение 9-летнего обучения в школе, примерно соответствует объему знаний, умений и навыков выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

По базисному плану в I - III классах около половины всех часов отводится на занятия языком (русским или другим родным), одна четвертая часть - на все другие предметы (ознакомление с окружающим миром; изобразительное искусство; музыка; трудовая подготовка). В последующих классах количество часов на занятия языком несколько сокращается и постепенно вводится обучение другим предметам - основам биологии, географии и истории; увеличивается количество учебных часов для трудового обучения.

На ступени начального общего образования на всех учебных занятиях по образовательным областям и на коррекционных занятиях решается целый ряд общих задач - прежде всего, это всемерное развитие познавательных возможностей обучающихся через формирование мелкой моторики рук и выработку умений ощупывать различные предметы, а также ознакомление с ними по другим их проявлениям - издаваемым ими звукам или шумам, по их запаху, температурным воздействиям, а также по их общим очертаниям, что доступно остаточному зрению, имеющемуся у большинства слепых обучающихся.

Вторая задача - это обеспечение развития устной речи обучающихся. Поступающие в школу незрячие умственно отсталые дети имеют обычно очень бедную фразовую речь (искаженную по произношению звуков, по составу звуков в словах, аграмматичную). Третья задача - это создание у обучающихся представлений о разнообразии и многомерности окружающего их мира, о пространстве и времени, о наличии у живых существ и у предметов различных очень важных свойств, функций.

Очень сложная проблема - это обучение слепых умственно отсталых обучающихся письменной речи по системе Брайля. Умственно отсталым слепым трудно понять саму идею фиксации речи, а способ фиксации с помощью определенной пространственно расположенной системы точек - еще сложнее. Поэтому необходимо с I класса формировать у обучающихся количественные представления, пересчет самых различных, крупных и мелких предметов, сложение и вычитание их сначала в пределах 5-ти, затем и до 10-ти, а затем переходить к пересчету выпуклых линий и точек.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: