Задача 6.1. Спрос на олигополистическом рынке представлен функцией: Qd = 30 – 2 P. На рынке сформировалась дуополия, то есть две фирмы, имеющие равные доли, взаимодействует по модели Курно. Предельные издержки (МС) обеих фирм постоянны и равны 9 ден. ед. Определите суммарный выпуск в отрасли и цену реализации, которые установятся на рынке в результате конкурентной борьбы.
Решение. Фирмы, имеющие одинаковый уровень издержек и делящие рынок пополам, получают равную прибыль, а кривые реакции фирм являются симметричными. Определим обратную функцию спроса:
.
При этом рыночный спрос равен сумме объёмов спроса каждой фирмы- олигополиста Qd = Q 1 + Q 2, при этом Q 1 = Q 2, поэтому
.
Условие максимизации прибыли MR = MC. Определим функции предельного дохода олигополистов:
В результате взаимодействия в условиях дуополии рыночный объём выпуска составит Q = 8 шт., цена P = 11 ден. ед.
Задача 6.2. В химической отрасли действуют 4 фирмы, имеющие доли продаж соответственно 20 %, 25 %, 40 %, 15 %, а в обрабатывающей промышленности – 5 фирм с долями 10 %, 15 %, 25 %, 30 %, 20 %. В какой отрасли степень монополизации выше?
Решение. Для оценки степени монополизации отрасли рассчитаем индекс Херфиндаля – Хиршмана. Этот показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм определённой отрасли:
где HHI – значение индекса Херфиндаля – Хиршмана;
S – доля фирмы в общем объёме выпуска отрасли, %;
n – количество фирм в отрасли.
В условиях полной монополизации рынка одной фирмой (чистая монополия) значение индекса принимает максимальное значение 1002 = 10000. В условиях совершенной конкуренции значение индекса стремится к нулю.
Из полученных значений индекса Херфиндаля – Хиршмана можно сделать вывод, что степень монополизации рынка больше в химической отрасли.
В. Тесты
1 Отличительной чертой олигополии является:
а) стратегическое взаимодействие и взаимозависимость фирм;
б) наличие непреодолимых барьеров для входа в отрасль;
в) уникальность товара, не имеющего близких заменителей на рынке;
г) большое количество мелких фирм в отрасли.
2 Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению:
а) монопсонии;
б) чистой монополии;
б) монополистической конкуренции;
в) чистоконкурентной фирмы.
3 Равновесие Курно – это модель:
а) лидерства по объёму выпуска;
б) с одновременным установлением объёмов выпуска;
в) лидерства по ценам;
г) с одновременным установлением цен.
4 К некооперативной стратегии с одновременным установлением цен относится модель:
а) Штекельберга;
б) Курно;
в) Чемберлена;
г) Бертрана.
5 Особенностью взаимодействия олигополистов в модели ломанной кривой спроса является:
а) неэластичность кривых спроса в сторону снижения и повышения цен;
б) устойчивость уровня цен на рынке;
в) желание конкурентов дублировать стратегию фирмы, изменившей уровень цен на свою продукцию;
г) ведение ценовых войн между фирмами в отрасли.
6 В теории игр доминирующей стратегией олигополиста называется ситуация, при которой:
а) устойчивое равновесие на рынке наступает при отсутствии альтернативных действий конкурентов;
б) состояние равновесия достигается, если каждая фирма осуществляет стратегию, которая является наилучшим ответом на действия своих конкурентов;
в) стратегия фирмы подавляет конкурентов на рынке, а олигополистическая отрасль превращается в чистую монополию;
г) фирма имеет одну оптимальную стратегию, вне зависимости от поведения своих конкурентов.
7 Кривая реакции фирмы – это:
а) линия, показывающая наилучший вариант действий фирмы при каждом выборе, сделанном её конкурентами;
б) возможность фирмы корректировать свою стратегию в зависимости от степени монополизации рынка;
в) зависимость между оптимальным выбором олигополии в предыдущем и текущем периоде;
г) кривая, отражающая изменение стратегии фирмы от изменения основных рыночных параметров.
8 Определите доминирующие стратегии обеих фирм, основываясь на данных платёжной матрицы:
а) фирма 1 – низкая цена, фирма 2 – высокая цена;
б) фирма 1 – высокая цена, фирма 2 – высокая цена;
в) фирма 1 – низкая цена, фирма 2 – низкая цена;
г) фирма 1 – высокая цена, фирма 2 – низкая цена;
д) доминирующих стратегий нет.
9 Как называется соглашение между олигополистами, если каждой фирме выгодно его соблюдать:
а) молчаливое соглашение;
б) тайное соглашение;
в) разумное соглашение;
г) самообязывающее соглашение.
Г. Задачи
Задача 6.3. В таблице 6.1 представлены данные об объёмах реализации продукции пяти фирм-олигополистов:
Т а б л и ц а 6.1 – Объёмы реализации на рынке олигополии
Наименование фирмы | |||||
Объём реализации продукции, шт. |
Определите:
1) рыночную долю каждой фирмы;
2) индекс Херфиндаля – Хиршмана для данной отрасли;
3) как изменится степень монополизации рынка, если первая и вторая фирмы объединятся.
Задача 6.4. На олигополистическом рынке действуют две фирмы. Известны функции издержек этих фирм: TC 1 = 20 + 4 Q 1, TC 2 = 10 + . Рыночный спрос представлен уравнением Qd = 50 – 2 P. Определите параметры рыночного равновесия на рынке и оцените рыночную власть каждой фирмы в условиях конкуренции Курно.
Задача 6.5. На рынке действуют две фирмы, выпуская однородную продукцию. Рыночный спрос представлен уравнением Qd = 300 – 5 P. Обе фирмы имеют равный уровень общих издержек TC = 4 Q.
Определите объём продаж каждой фирмы и цену реализации продукции на рынке, если фирмы взаимодействуют по модели:
а) Курно; б) Штекельберга; в) картеля; г) Бертрана.
Задача 6.6. На рисунке 6.1 представлены возможные исходы взаимодействия двух фирм на рынке сотовой связи. «Мобильник» является фирмой-дебютантом, которая прогнозирует последствия своего выхода на рынок. «Сотовичок» – это фирма-старожил, которая принимает решение об объёмах выпуска своей продукции в зависимости от решения фирмы-дебютанта. Первая цифра в каждом варианте исхода показывает выигрыш фирмы «Мобильник», вторая – фирмы «Сотовичок»
Рисунок 6.1 – Стратегии взаимодействия двух фирм на рынке
Определите наилучшую стратегию для каждой фирмы. Какая из фирм обладает доминирующей стратегией?
Т е м а 7