Вопрос 20. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Дж. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека»




Эпоха Возрождения характеризируется развитием материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, математики. Идет поворот от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека. Эпоха Возрождения – второе рождение идей античной философии, прежде всего – обращенность к человеку. Идеи гуманизма, отстаивание принципов творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.

Характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия.

Эстетический - доминирующий аспект философии Возрождения

Джованни Пико дела Мирандола «Речь о достоинстве человека». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего бытия в мире. Пико выносит человека за пределы космической иерархии и противопоставляет ей. Человек есть особый, «четвертый» мир космической иерархии, не вмещаемый ни в один из трех «горизонтальных» миров её традиционно неоплатонической структуры (элементарного, небесного и ангельского); он вертикален по отношению к ним и пронизывает их всех. Он не занимает срединное место среди ступеней иерархии, он вне всех ступеней.

Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния.

Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Основной мыслью Пико было единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания.

 

Вопрос 21. Эмпиризм в философии Нового времени

Философия нового времени (16-17 века).

Крупные перемены в жизни Европы:

• образ жизни;

• изменение системы ценностей

• духовное мироощущение.

Под впечатление открытий и технологического прогресса Ренессанса (Возрождение).

Научная революция – важнейшее событие, определившее суть эпохи Нового времени.

Становление экспериментально – математического естествознания. Проблемы гносеологии, критика схоластики.

Философия в то время связывается с научным познанием, и на первый план выходит такая философская наука, как гносеология. Гносеология – учение о познании, теория познания.

Эмпиризм.

Эмпиризм – это философское направление, придающее опыту основополагающее значение в познании. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отделен от опыта, неспособен к их открытию. Ценность разума в способности извлекать истину из опыта, в который она заключена.

Фрэнсис Бэкон

Первым исследователем природы в Новое время был английский философ Френсис Бэкон. Он считается основоположником методологии экспериментального естествознания. Указал на значимость опыта в постижении истины. Считал, что философия должна носить практический характер, и что высшей целью философии является господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам». Постижение законов природы возможно путём анализа и обобщения отдельных проявлений, то есть исходил из индукции (движение мысли от частного к общему). Считал, что для постижения истины необходимо освободиться от мешающих этому «призраков» (идолов).

В своем учении Ф. Бэкон выделил следующие разновидности идолов (призраков):

1) Призраки рода имеют свое основание в природе людей (приписывание природе целесообразности, влияние воображения).

2) Призраки пещеры - предрассудки, проистекающие из нашего случайного положения в мире.

3) Призраки рынка или площади связаны с использованием слов.

4) Призраки театра – вера в авторитет.

 

Однако, получение истинного знания все же возможно, и основным орудием для этого является правильный метод познания. Учение о методе стало, по сути дела, основным в творчестве Бэкона.

Способы познания:

• Путь паука (получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем.);

• Путь муравья (индукция, которая не связана с разумом);

• Путь пчелы (подлинный путь познания).

Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общему.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: