Развиваем память у дошкольников: приемы и игры
Все родители хотят, чтобы их дети хорошо учились, многое знали и умели. Для этого необходима хорошая память. Тренировать ее можно еще до школы, так как, если ребенок не привык запоминать информацию, то он не может сосредоточиться на том материале, который нужно выучить. С помощью проверенных приемов и веселых игр взрослые могут создать прочную основу для успешной учебы своего ребенка.
Нужно ли специально тренировать память у дошкольника?
Да, нужно. Ребенок активно познает мир, но у него еще нет определенной цели что-либо запомнить. Он хорошо помнит только то, что было для него наиболее интересно и произвело яркое впечатление: красивую игрушку или героя сказки. Но даже трехлетний малыш может запомнить нужную информацию, если задачу ему формулирует взрослый – таков результат психологического исследования. Психолог рассказывал детям интересную историю. Главный герой – игрушечная собачка - пряталась под одну из шести формочек, стоявших на столе. Затем психолог выходил из комнаты и давал разные инструкции. Одним детям он говорил, чтобы они постарались запомнить, где спряталась собачка, а другим - чтобы они ждали возвращения психолога без такого задания. В итоге дошкольники, которые должны были запомнить, где «спряталась» игрушка, в большинстве правильно указывали ее местоположение и к тому же сами придумывали определенные приемы для подкрепления памяти, например, немного отодвигали формочку, где находилась собачка.
Примерно с 4-х лет дети могут запомнить что-то специально по заданию, например, поручение родителей, а концу дошкольного возраста (6-7 лет) - поставить себе цель что-либо запомнить. В этот период происходит формирование логического мышления и развитие словесно-логической памяти.
Как лучше заниматься: рисуем, обсуждаем, играем, повторяем
Дошколята запоминают информацию намного лучше, опираясь на визуальный образ (картинку). В эксперименте дети 3-6 лет участвовали в поездке на пожарную станцию. Во время экскурсии они наблюдали за тренировками пожарных, за ремонтом оборудования и другими мероприятиями. Через месяц половину группы попросили рассказать о поездке, а другую половину - изобразить ее и вспомнить что-нибудь интересное. Результаты показали, что уже в 3-4 года дети, которые рисовали экскурсию, вспомнили больше, чем остальные сверстники. В 5-6 лет эта закономерность проявилась еще больше. Дошкольники, которые вооружились красками, рассказали в два раза больше деталей, чем остальные дети.
Но и простые беседы не стоит сбрасывать со счетов. Развитая речь – фундамент, на котором формируется словесная память, которая потребуется ему для успешной учебы в школе. Очень важно обсуждать с ребенком различные события, вспоминать какие-то детали из прошлого и подробно отвечать на вопросы маленького почемучки. Не помешает обсудить и планы на будущее. Хотя для детей планирование предстоящих событий – сложная задача, но такие разговоры развивают способность умственного планирования. Важно читать ребенку сказки и другие литературные произведения, обсуждать с ним детали развития сюжета, просить его пересказывать произведение, сочинять совместно истории и сказки. Разучивайте стихотворения. Первый раз читаем до конца, а второй – пропускаем последние слова рифмы.
Лучше всего дошкольники обучаются в игре. Например, можно поиграть в магазин. Предварительно составьте список покупок (примерно 5, но не более 8 пунктов). Малыш играет роль покупателя, а продавец спрашивает: «Что тебе поручено купить?» Если ребенок забыл что-то, задаем наводящий вопрос: «Что еще нужно купить?» Результаты запоминания во многом зависят от возраста. В общем, при игре в магазин дети 3-4 лет могут запомнить из 5 слов примерно 1-2 слова, в 4-5 лет - 3 слова, в 5-6 лет - 3-4 слова. Эксперимент показал, что когда детям предлагали запомнить те же слова, но не в рамках игры, то они показывали значительно более низкие результаты.
Если мы хотим, чтобы ребенок что-то запомнил, нужно это повторить. Но делать это нужно спустя некоторое время. Психологи изучали, как запоминают дети в возрасте полутора лет. Взрослый показывал и просил повторить ребенка несколько действий: кормление рыбок, раскрашивание картинки, открывание ящика, где спрятана игрушка и др. Потом детей разбили на группы и повторили все действия еще раз: с первой группой – через 30 минут, со второй – через 2 недели, с третьей - через 8 недель. Выяснилось, что лучше всего информацию запомнили дети, с которыми провели повторный урок через 8 недель. Даже спустя 6 месяцев они смогли вспомнить в два раза больше действий, чем дети других групп.
Приемы запоминания
Искусство тренировки памяти называют мнемоникой. Мнемонические приемы – основа развития памяти. Они облегчают процесс и увеличивают объем запоминания.
1. Поиск ассоциации. У человека любая новая информация опирается на уже известную. Поэтому старайтесь обсуждать с ребенком материал для запоминания. Задавайте ему вопросы: что напоминает изображение или слово; о чем ты подумал, когда слушал сказку и т.д.
2. Повторение. Мы даем малышу поручение, например, принести игрушку. Попросите его повторить задание: «Так что же ты мне принесешь?» Также стоит побуждать ребенка повторять новые слова, названия, стихотворения.
3. Смысловое соотнесение. Предложите ребенку запомнить несколько слов с помощью картинок, которые сочетаются с ними по смыслу. Например, к слову «цветок» подберите картинку с изображением вазы, а к слову «дождь» – раскрытый зонт.
4. Группировка. Материал группируется по смысловому содержанию, внешним признакам, ассоциациям. Например, чтобы запомнить различные картинки предложите ребенку разложить их по группам: в одну сторону поместите карточки с изображением игрушек, а в другую – с растениями, в третью – с одеждой.
5. Создание таблиц с рисунками. Так, например, можно легко запомнить сказку, стишок или времена года. В таблице яркими цветами можно последовательно изобразить главные события сказки или характерные признаки осени.
Игры
Прятки»
На стол выкладываем карточки с изображениями или игрушки на одну больше, чем лет ребенку. Просим внимательно рассмотреть их, запомнить и закрыть глаза. Взрослый прячет одну картинку (игрушку). Малыш смотрит и отгадывает, какая картинка (игрушка) «спряталась». Усложненный вариант: ведущий убирает одну карточку (игрушку), а остальные меняет местами.
Летает - не летает»
Взрослый называет предметы и спрашивает: «Летает?» Если этот предмет летает, то ребенок должен хлопать в ладоши, а если нет - замереть. Для усложнения задачи родитель хлопает в ладоши во всех случаях: и когда предмет летает, и когда нет.
Дни недели»
Задаем ребенку вопросы:
- Какой день недели перед четвергом?
- Какой день недели был вчера?
- Назови день после вторника.
- Назови день недели между пятницей и воскресеньем.
Варианты: времена года, цифры, буквы.
Повтори ритм»
Взрослый должен простучать ясный и короткий ритмический рисунок, а ребенок - повторить.
Снежный ком»
Родитель и ребенок (или несколько детей) придумывают слова на определенную тему. Первый участник игры называет слово, второй должен его повторить и назвать свое, следующий участник уже называет два прозвучавших слова и добавляет новое слово.
Что пропало?» (5-6 лет)
Предлагаем ребенку посмотреть некоторое время на таблицу и запомнить расположение цифр.
Потом показываем ему таблицу с пропущенными цифрами и просим написать нужные цифры в пустых клеточках.
Аналогичное задание можно выполнить с геометрическими фигурами, буквами, предметами.
Спасибо за внимание