Развитие феминизма в России




Изменения в отношении к женщинам появились с приходом к власти Петра I, которого можно назвать не иначе как иконой русского феминизма. До этого положение женщин было крайне сложным, общественные нравы следовали принципам «Домостроя».

Образ типичной жены того времени: молчаливая, покорная, трудолюбивая. Она должна была жить на отдельной «женской половине» дома и не имела права выходить в люди без сопровождения мужа.

Избиение женщин мужчинами считалось нормой и никак не порицалось. Если же случалось убийство супруги, нерадивый муж мог отделаться церковным покаянием, в то время как за убийство мужа, женщине полагалось жестокое наказание – закапывание в землю живьем согласно «Новоуказным постулатам» 1669 года.

И хоть морально общество было готово перейти на новый уровень, жизнь начала меняться только с введением законодательных постулатов Петра Великого.

₽И вот что сделал Петр I:

· в 1702 г. отменил обязательные рядные записи (юридически значимый список приданого, без которого нельзя было выйти замуж);

· в 1715 г. установил обязательную смертную казнь за убийство жены. Запретил продавать, самовольно ссылать и клеймить жен;

· в 1702 и 1724 гг. запретил насильственную выдачу замуж;

· ввел обязательный интервал между помолвкой и браком (не менее 6 недель) таким образом, молодые знакомились перед совместной жизнью. Это же положило начало тому, что стали появляться браки по любви;

· ввел обязательное образование для девочек;

Можно сказать, что своими реформами Петр I положил начало развитию феминизма как философии. Феминизм как движение стал складываться в России в 1850-х годах.

У его истоков стояли жительницы больших городов, принадлежащие, как правило, к высшим слоям общества. Они требовали обеспечить женщинам возможность получения высшего образования и доступ к профессиональной занятости. Общество также реагировало на происходящие изменения: появляется ряд публикаций с призывом о необходимости наделить женщин правами. Самые яркие из них: статья Н. Пирогова «Вопросы жизни» (1857 г.) и статья М. Михайлова «Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе» (1860 г.)

Тем не менее, требовать политического равноправия женщины 19-го века все еще не могли, так как в то время большая часть населения страны была политически бесправной. Поэтому первый митинг с требованием политических прав состоялся только в революционном 1905 г.

20-й век в России связан с расцветом двух феминистских течений – марксистского и либерального. Марксистки требовали наделения женщин такими же правами, какими обладают мужчины, либералки в свою очередь сосредоточились на просвещении, благотворительности и социальной помощи.

Российское женское движение оказалось довольно успешным – в конституции 1918 года женщины были признаны равноправными с мужчинами на юридическом уровне. Они фактически первыми в мире добились получения избирательного права, декриминализации абортов и возможности сохранять девичью фамилию при вступлении в брак.

Однако впоследствии ранняя советская эпоха значительно исказила эти достижения. Формально женское население обладало правами, которыми их наделили, но все еще доминирующие патриархальные устои сильно ограничивали присутствие женщин в публичной среде. Идеалом того времени становится работающая женщина и мать. Ситуация стала меняться в 80-х годах прошлого столетия, когда феминистки начали возрождать движение за провозглашение гендерного равенства.

На данный момент важнейшей миссией феминистских движений в России является борьба с насилием, торговлей женщинами и решение других социальных проблем.

Развитие феминизма на Западе

Феминизм – это движение, которому свойственно цикличное развитие. На Западе это проходило в 3 этапа (волны), каждый из которых обладает своими особенностями.

Первая волна

Первую волну феминизма олицетворяет движение суфражисток начала 20-го века, выступающих за предоставление женщинам политических и избирательных прав. Они руководствовались либеральными лозунгами: пол не должен влиять на права человека.

Суфражистки своими выступлениями значительно повлияли на политику, например, с их помощью в США в 1920-м году было провозглашено равенство полов при участии в политической жизни. Казалось бы, что на этом феминистские движения должны были остановиться, ведь своей главной цели они добились, а остальные проблемы должны были решаться на политическом уровне. Но на 60-е годы 20-го века пришлась вторая волна феминизма и ознаменовала собой необходимость более глубоких изменений.

Вторая волна

Если раньше борьба шла за равенство политических прав, то теперь встал вопрос о пересмотре общественных устоев касательно социальной роли женщины. Отсутствие политической дискриминации не означало равенство во всех остальных аспектах жизни. Как оказалось, угнетение женщин на бытовом уровне было не меньшей проблемой.

Феминистки второй волны критикуют устоявшиеся представления о женщине, как о матери, хранительнице очага, отказавшейся от карьеры в пользу поддержания уюта в доме и воспитания детей. Они выступали резко против сложившегося мнения, что у женщин не должно быть стремления реализовывать себя вне «женского мира».

Третья волна

В 90-е годы 20-го века ключевой темой было осознание самой сущности мужчин и женщин. Они задавались вопросом, как формируются гендерные роли и каковы критерии этого подразделения. Стал вопрос, что понятия «мужское» и «женское» не более чем ярлыки, созданные социумом, и помимо привычных гендеров могут быть какие-то другие. Тогда же и зародилась квир-теория, которая занимается исследованием разнообразия гендерных идентичностей.

Феминизм третьей волны провозглашает свободу не только от предрассудков и угнетений настоящего, но и стремится избавиться от ограничений, наложенных феминистическими движениями ранее.

Женщина теперь представлялась не просто освобожденной от угнетения, а сильной, самодостаточной, обладающей талантом и лидерскими качествами, которая не только не хуже мужчины, но может даже превосходить его. В это же время реабилитируется макияж и яркая одежда, каблуки, считавшиеся ранее атрибутами сексуальной объективации и угнетения женщин мужчинами.

Разновидности феминизма

Как мы уже поняли, феминизм – это борьба за равноправие полов, но при этом направлений феминистских движений очень много и ни одно из них не дает абсолютного представления о том, что такое феминизм. Каждое направление выдвигает свои постулаты и имеет свой вектор движения. Давайте познакомимся с основными из них.

· Либеральный феминизм

По канонам либерального движения мужчины и женщины равны как личности и поэтому должны обладать равными правами во всем. Считается, что проблема угнетения женщин сложилась исторически из-за совокупности воспитательных и правовых ограничений, которые должны быть устранены.

Либеральный феминизм провозглашает индивидуальную свободу личности и ее первостепенное значение. Он транслирует стремление женщины добиться равноправия и свободы выбора во всех областях жизнедеятельности, избавившись от необходимости подчиняться воле мужчины. За это либеральный феминизм критикуется представителями некоторых других феминистских течений, которые считают, что индивидуалистический подход не учитывает проблемы женщин разных рас, культур и классов и игнорирует многие другие формы ущемления прав женщин.

· Марксистский феминизм

Последователи марксистского феминизма видят причину неравенства и ущемления женщин в расцвете капитализма и частной собственности, которые положили начало классовому неравенству, политическому и бытовому противостоянию полов.

Согласно этой теории, зависимая позиция женщины не была заложена биологически, а возникла в результате социальных отношений. Стремление мужчины взять женщину под контроль укрепилось, и было возведено в Абсолют посредством института семьи. Капиталистическое общество, в свою очередь, поощряет доминирующее положение мужчины рабочего класса с целью укрепления позиций правящего класса.

Также марксистки поднимали вопрос о неоплачиваемом домашнем труде женщин, поддерживаемом патриархальным укладом общества, как доказательстве эксплуатации женского труда. Положить конец угнетению прав женщин, по их мнению, могло только упразднение капиталистической экономики.

· Радикальный феминизм

Сторонницы радикального феминизма считают, что угнетенное положение женщин вызвано не правовыми системами (как либералки) и не классовой борьбой (как марксистки), а в патриархальных гендерных отношениях, под которыми понималось доминирование мужчин на экономическом, культурном и политическом уровнях.

Радикальные феминистки считают, что общество – это тотальный патриархат, где мужчины угнетают женщин. По их мнению, женщины должны отказаться от бесплатного бытового и сексуального обслуживания мужчин и обособиться от патриархального института.

Конечной целью радикального течения является ликвидация привилегий мужчин и половых различий: гендерные различия в конечном итоге не должны играть никакой роли в социальных отношениях.

Сейчас немногие задумываются о важности рассмотренного явления и на вопрос: что такое феминизм, могут ответить лишь парой утрированных клише, не понимая важности и ценности движения.

Только задумайтесь, если бы когда-то «женский вопрос» не был поднят, то сейчас женское население мира не обладало бы такими очевидными вещами как право на образование, трудоустройство, свободу выбора.

Не существует универсальных женщин с общей судьбой и общим набором признаков — есть женщины - эмигрантки, относящиеся в нашей стране к национальному меньшинству, есть гомосексуальные женщины, которые вынуждены всю жизнь скрывать, кем они являются (существует практика «коррекционных» изнасилований лесбиянок мужчинами с целью «исправить» ориентацию), есть женщины с инвалидностью, чья жизнь в России требует отдельной борьбы. Все они борются за разное: за уважение к собственной культурной принадлежности, за право любить, за право не быть исключенными из мира вокруг. Феминистская оптика работает и здесь, разрабатывая для каждого случая свою повестку и свою помощь.

Но несмотря на все несравненные плюсы феминизма многие люди придерживаются мнения, что он не нужен, что его придумали женщины, чтобы притеснять мужчин.

Однако, это – ошибочное мнение. Феминизм – это уникальный феномен, благодаря которому мы большинство женщин обладаем равными правами. Ведь всё, чего пытаются добиться феминистки- это не главенство над мужчинами, а равные права, одинаковую защиту законом. Мы придерживаемся этих взглядов. Мы считаем, что и мужчины и женщины равны, никто ни лучше и не хуже.

Эта путаница возникла в следствии того, что многие люди просто путают радикальный феминизм и либеральный.

Таким образом, мы можем спокойно заявить, что феминизм- это исключительно положительное явление.

я

Профилактика сексизма.

 

Мы предлагаем бороться с сексизмом с помощью бесед и классных часов в школах. А также социальных проектов, направленных на просвещение семей, благодаря которым дети будут приучены к правильному отношению к окружающим ещё с детства.

Семья - микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребенка, его отношение к миру людей и представления о характере межличностных связей. Этот факт нельзя не учитывать как в диагностической, так и в дальнейшей коррекционной работе с ребенком. В последние годы в разных областях психологической науки появились работы, свидетельствующие о необходимости активного изучения семьи.

 

Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки.

Заключение.

Человечество сделало огромный шаг навстречу цивилизованному будущем, но при этом многие проблемы только предстоит решить. Во многих странах мира вопрос с домашним насилием, насильственными браками, торговлей женщинами и половой дискриминацией все еще остается открытым.

Выводы:

· Сексизм- это отрицательное явление.

· Даже в 21 веке множество девушек сталкивается с различного рода притеснениями.

· В России остро стоит проблема семейного насилия.

· В борьбе с сексизмом может помочь феминизм.

· Феминизм- положительное явление.

· Борьбу с сексизмом нужно начинать ещё с детства в семье.

Дальнейшую перспективу исследования мы видим в изучении сексизма по отношению к мужчинам.

 

Список литературы.

1. Основные проблемы, с которыми сталкиваются женщины - https://en.ppt-online.org/217016

2. История Регины - https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/27042020/156651

3. Убийство Веры Пехтелевой - https://www.kem.kp.ru/daily/27244/4372750/

4. Домашнее насилие - https://www.kp.ru/putevoditel/otnosheniya/domashnee-nasilie/

5. Что такое феминизм - https://dnevnik--znaniy-ru.turbopages.org/dnevnik-znaniy.ru/s/znaj-i-umej/chto-takoe-feminizm.html

 

 

Приложение 1.

Сталкивались ли вы когда-нибудь с дискриминацией по полу?   Относились ли к вам с сексизмом женщины?   Если у вас есть брат, как вы с ним делите с ним обязанности по дому?   Сталкивались ли вы с дискриминацией по внешним признакам?   Смотрели ли на вас с сексуальной точки зрения?
69% 55% 71% 84% 44%

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: