Методы обучения на основе познавательной деятельности
(по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину)
Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. Информационно-рецептивный | Предъявление информации. Организация действий ученика с объектом изучения | Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание |
2. Репродуктивный | Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением | Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным другими. Произвольное и непроизвольное запоминание |
3. Проблемного изложения | Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения | Восприятие знаний. Познание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание |
4. Эвристический | Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций) | Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка |
5. Исследовательский | Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения | Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения). Планирование способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов |
Выделите позиции, которые являются неотъемлемой частью вашего повседневного педагогического опыта. Сравните с результатами ваших коллег. Сделайте выводы.
Классификация приемов преподавания по элементам деятельности
Основание классификации | Прием | Комментарий |
Содержание | Работа с документом | Под документом в данном случае понимается любой текст (в том числе и текст учебника), таки фотографии, рисунки, предметы, музыкальные произведения, исторические места и т.п. |
Использование вопросов | Учащиеся могут учится формулировать вопросы, задавать их друг другу, различать виды вопросов, отвечать на поставленные вопросы и т.д. | |
Задачи или загадки | Описание ситуации, понятия, имеющихся данных или чего-то другого с заданием найти ответ (решить задачу, найти слово в кроссворде, найти понятие по его определению, определить личность или событие по описанию) | |
Сопоставление данных обыденного и научного опыта | Данный прием позволяет сформулировать проблему, увидеть недостаток теоретической подготовки, связать изучаемые вопросы с практической жизнью | |
Задание с избыточными условиями | Учащиеся должны определить круг необходимых им условий | |
Задание на постановку задачи | Разработка задач, заданий, ситуаций с постановкой к ним вопросов | |
Сравнение | Установление сходства и различия у явлений, проведение анализа, подбор сходных событий, личностей, фактов и т.п. | |
Выявление противоречий в материале | Столкновение позиций, мнений | |
Занятие позиции | Высказывание своего отношения по той или иной проблеме | |
Выявление имеющихся альтернатив | Рассмотрение возможных вариантов принятие решений с анализом возможных следствий | |
Интерес | Юмор | Использование шуток, анекдотов, смешных примеров |
Изменение внешнего поведения | Смена темпа речи, тембра голоса, громкости и быстроты речи, манеры держаться, использование жестикуляции | |
Короткие игры-разминки | Повышение двигательной активности через систему движений или упражнений | |
Смена имиджа | «Вживание» в определенную роль, которая может быть с начала неизвестна остальным | |
Театрализация | Использование костюмов, разыгрывание сценок, постановка художественных произведений, создание «живых скульптур» и т.п. | |
Интрига | Использование тайны для раскрытия которой следует совершить определенные действия | |
Провокация (спорное высказывание, провоцирование на несогласие) | Абсурдное или спорное высказывание, пример откровенной несправедливости в оценках и действиях. Провокации не следует использовать слишком часто- пропадает элемент неожиданности и не нужно затягивать ее по времени- это может вызвать ситуацию напряженности | |
Ассоциация (символические изображения, коллаж) | Использование каких-либо изображений или создание ряда явлений (понятий, событий, героев, символов и т.п.), вызывающих сходные чувства или представления | |
Оценка | Рейтинговое голосование | Выбор из списка наиболее важного и необходимого на основании собственных приоритетов важности и значимости |
Игра в экспертов | Выставление экспертной оценки по определенным критериям | |
Тестирование | Выявление уровня знаний и умений на основании письменных ответов | |
Ситуация выбора | Возможность выбирать линию поведения, уровень сложности решаемой задачи или серии задач | |
Форма | Мозговой штурм | Выявление всего спектра возможных мнений или ответов по проблеме или поставленному вопросу без их критики и анализа |
Социологический опрос | Выявление мнений по определенному вопросу | |
Технические средства | Использование компьютерных технологий, в том числе презентаций, поиска материалов в сети интернет и т.д. | |
Моделирование | Создание образца поведения. Модель – представление, как правило, абстрактные какого-либо явления или системы | |
Учебное сотрудничество | Взаимодействие учащихся при работе в группе | |
Диалогическая подача материала | В виде спора – возможна, самим собой или специально подготовленным учащимся | |
Обращение к личному опыту учащихся | Связь рассматриваемых вопросов с повседневной жизнью | |
Взаимоконтроль и взаимное обучение | Организация совместной работы учащихся в том числе и в области оценивания | |
Соревнование | Элемент стимулирования, который при злоупотреблении может вызвать нездоровую конкуренцию и нацеливать учащихся на выигрыш, а не приобретение знаний и опыта |
Я работаю учителем начальных классов по программе школа России. Я использую различные приемы и методики преподавания, но в основном: групповые, индивидуальные, используя при этом такие методы как – игра, юмор, соревнование. Использую презентации, аудио, видео-материалы. В настоящее время преподаю в 1м классе – поэтому считаю такие методы эффективными.