Характеристика индивидуального человеческого капитала населения России за 2015-2016гг.




Переход от экономики товаров к экономике знаний сопровождается глобальным перераспределением и мирового влияния. Человек становится основным ресурсом экономики. Главным активом государства является способность производить знания и заботиться о сохранении и воспроизводстве человеческого капитала. У России пока еще есть хороший интеллектуальный потенциал и качественный человеческий капитал. (В глобальном индексе инновационности, ежегодно составляемом INSEAD (INSEAD — французская бизнес-школа и исследовательский институт), сильные стороны государства связаны с качеством человеческого капитала (43-е место), развитием бизнеса (43-е место), развитием знаний (32-е место).

Эффективность производства определяется использованием высококвалифицированных кадров, знаний, инноваций и технологий. Забота о сохранении и воспроизводстве человеческого капитала становится обязательным условиям для эффективной конкуренции и фактором развития конкурентной страны. А чтобы капитал стал фактором развития, он должен быть инвестирован. Но чтобы заработал человеческий капитал, страна должна быть привлекательна для обладателей человеческого капитала, для внутренних инвесторов, инвестирующих себя.

Сегодня индивидуальный человеческий капитал (ИЧК) - это образованные, креативные, мотивированные люди, которые становятся создателями и носителями экономики знаний. Эти люди очень мобильны и предпочитают работать там, где существует среда, которая позволяет получать максимальную отдачу от их знаний и умений.

К основополагающим направлениям инвестирования ИЧК относят: здоровье, образование, обеспечение социальной мобильности на рынке труда, а основными инвесторами ИЧК являются семья, индивид, предприниматель, государство.

Одной из главных задач государственной программы РФ “Развитие образования” на 2013-2020 гг. является формирование системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития России.

На сегодняшний день по индексу образования, который рассчитывается как отношение средней продолжительности обучения к ожидаемой продолжительности обучения и является третьей из равнозначных компонентов индекса развития человеческого потенциала, Россия занимает 57 место в мире.

Это самый высокий показатель среди стран БРИКС (БРИКС — группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) и второе место среди стран СНГ после Белоруссии (53 место), однако мы отстаем от всех стран Центральной и Восточной Европе, кроме Болгарии.

В российском образовании значимые системные преобразования, стартовавшие в начале нулевых годов, были направлены на изменение конфигурации сети образовательных организаций, переход на новые экономические механизмы функционирования и бюджетирования, развитие ресурсной оснащенности на всех уровнях образования, введение институциональных механизмов содействия повышению качества образования. В абсолютном выражении расходы консолидированного бюджета на образование в течение последние 25 лет повышались и наиболее существенно - последние 15 лет. При этом, в относительном выражении, как по сравнению с ВВП, так и в долях от общих расходов консолидированного бюджета они были стабильными. Россия находится всего на 98 месте в мире по уровню расходов на образование в % от ВВП (4,3% в 2014 году), отставая как от практически всех наиболее развитых 7 стран мира (за исключением Японии – 3,8%), так и, например, от стран БРИКС за исключением Индии (3,2%). По данным ООН по состоянию на 2012 год соседями России в рейтинге стран по уровню расходов на образование были Словакия и Парагвай.

Принятие в 2012 году указов Президента Российской Федерации, направленных на модернизацию системы образования, позволило:

1) значительно повысить заработную плату педагогических работников всех уровней образования, создать условия для повышения привлекательности профессии;

2) принять комплекс мер для развития дополнительного образования и воспитания школьников и студентов;

3) решить проблему обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет и начать серьезную работу над совершенствованием его качества с принятием впервые в истории российского образования федерального государственного образовательного стандарта;

4) реализовать меры по обновлению и развитию системы среднего профессионального образования и системы профессиональной подготовки будущих рабочих кадров;

5) обеспечить создание и развитие доступной образовательной среды для детей с инвалидностью и особыми возможностями здоровья;

6) обеспечить поддержку повышения конкурентоспособности российских вузов в мире и начать работу над созданием вузовской сети региональных центров подготовки квалифицированных кадров для развития экономики субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, экономические и социальные условия последних двух лет сформировали новую повестку в развитии системы образования Российской Федерации. Она связана, с одной стороны, с сохранением ее базовых достижений, создающих гарантии гражданам страны в получении доступного и качественного образования.

С другой стороны, эта повестка определяет необходимость смещения акцентов в сторону большей роли системы образования в консолидации российского общества, повышении конкурентоспособности российской экономики за счет развития новых передовых профессиональных компетенций, ведущих к повышению качества человеческого капитала и росту производительности труда.

Необходимо сконцентрировать усилия на модернизации тех составляющих системы российского образования, которые на сегодняшний день тормозят ее развитие:

1) обновление управленческого корпуса системы образования;

2) развитие системы непрерывного образования и, в том числе, образования взрослых;

2) совершенствование системы отраслевого пенсионного обеспечения кадров системы образования, заканчивающих свою трудовую деятельность;

3) создание необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности системы образования;

4) увеличение доли негосударственного сектора в системе образования, создающего необходимые условия для конкурентного развития системы образования.

Система высшего образования является важным элементом воспроизводства и развития человеческого капитала. Одним из главных результатов реформ в этой сфере стало повышение доступности. Сейчас доля студентов, обучающихся по программам высшего образования, в возрастной категории от 20-24 лет составляет 58%. В начале 90-х годов этот показатель находился на уровне 26-27%, после чего наблюдался бурный рост, и за пять лет (1998-2003 гг.) произошел скачок до 55%.

По показателю охвата населения третичным образованием Россия занимает лидирующие позиции среди развитых стран. Спрос на высшее образование в России на протяжении последних лет находится на довольно высоком уровне – в среднем более 80% выпускников школ поступают в вузы страны. Фактически, наличие высшего образование в России стало социальной нормой. Обострение конкуренции на рынке труда повышает требование потребителей к содержанию и качеству образовательных услуг. Согласно результатам проведенных исследований, премия за высшее образование в России составляет в среднем 88%, т.е. доходы людей с высшим образованием практически в два раза превышают доходы людей 46 со средним образованием. Риск оказаться безработным у людей с высшим образованием значительно ниже, чем у людей со средним образованием.

Введение практико-ориентированных программ прикладного бакалавриата также может способствовать адаптации системы образования к запросам рынка труда, который требует от выпускников вузов наличия как теоретических знаний, так и практических навыков. В 2015 году на программы прикладного бакалавриата поступило 5% абитуриентов из общего числа абитуриентов, поступивших на программы бакалавриата и специалитета.

Согласно ГПРО «Развитие образования» на 2013-2020 гг., к 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30% в общей численности обучающихся в образовательных учреждениях по программам высшего образования.

В 2014-2015 гг. макроэкономические условия социально-экономического развития претерпели значимые изменения. Если замедление экономического роста в 2012- 2013 гг. было связано с развитием инвестиционного кризиса, то в 2014-2015 гг. к усугубившемуся инвестиционному кризису добавился кризис потребительского спроса. Снижение цен на нефть и рецессия 2015 года привели к разбалансировке бюджетных параметров и образованию дефицита. Дефицит федерального бюджета в 2015 году составил 2,4% ВВП и был профинансирован в основном за счет Резервного фонда. В бюджете 2016 года Минфин пытается ответить на этот вызов, прежде всего, мобилизацией доходных источников. Существующие приоритеты расходной части бюджета не соответствуют долгосрочным интересам развития: сокращается именно то, что наиболее важно для развития.

Прежде всего, следует отметить сокращение расходов федерального бюджета на образование (в номинальном выражении на 8,5%), здравоохранение (сокращение на 8%), и науку – по некоторым направлениям расходы на прикладные исследования сократились практически вдвое. За период с 2012 года по 2016 год доля в бюджете силового блока (расходы на оборону и безопасность) выросла с 28% до 32%, в то время как доля расходов на образования сократилась с 4,7% до 3,6%, а расходов на здравоохранение с 4,8% до 3,0%. Рассчитывать на то, что расходы на образование будут профинансированы на региональном уровне тяжело. Уже в 2015 году (по данным за три квартала) 38 регионов сократили расходы на образование в номинальном выражении из-за недостатка доходов и дефицита источников финансирования. Если в 2014-2015 гг. возможностей макроэкономической и, в частности, бюджетной политики еще хватало, чтобы поддерживать «стабильность» на фоне сокращения экспортной выручки, санкций и контрсанкций, то сейчас запас прочности уже практически исчерпан. Предстоит тяжелый выбор между жизненными интересами широких групп населения, обладающих высоким качеством человеческого капитала и узкими группами лоббистов «ресурсного капитализма».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: