ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ




КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

Осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая анализ программ и организационных форм проведения обучения. Разработанный инструментарий сбора информации о деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

(показатели, методика и индикаторы)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ. 3

ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 4

ВЫБОРКА, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ИНТЕПРЕТАЦИЯ.. 14

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 37

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ.. 48

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 77

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ.. 78

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СБОРА ИНФОРМАЦИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.. 80

АНКЕТА И ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ ОУ, ИМЕЮЩИХ В СОСТАВЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КЛАССЫДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ. 80

АНКЕТА И ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ДОП, ВЕДУЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 90

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ДОУ.. 95

БИБЛИОГРАФИЯ.. 98

ПРИЛОЖЕНИЕ..1………………………….……………………………………………………………………………………………….105

 


ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ:

1. Формулировка проблемы, обоснование ее актуальности.

2. Обоснование цели, задач, объекта и предмета исследования.

3. Формулирование и интерпретация основных понятий. Обоснование эмпирических индикаторов (операционализация).

4. Системный анализ объекта и предмета исследования. Обоснование его исследовательской модели.

5. Формулировка рабочих гипотез.

ПРОЦЕДУРНЫЙ (МЕТОДИЧЕСКИЙ) РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности

единиц наблюдения.

3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации.

4. Содержательный анализ результатов исследования.

5. Оформление результатов исследования в виде отчетов, публикаций, социальных технологий и т.д.

 

ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Проблема исследования является исходным пунктом всякого исследования. Она представляет собой 1) все то, что требует исследования и решения (широкий смысл) и/или 2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляетсущественный практический или теоретический интерес (узкий смысл).

Для социолога проблема предстает в форме проблемной ситуации. Ее смысл имеет две стороны: гносеологическую и предметную.

Гносеологический аспект проблемной ситуации — это противоречие между имеющимся знанием о проблеме и тем, которое необходимо для ее решения. С управленческой точки зрения это своеобразный перечень параметров управляемой системы, значения которых необходимо изменить с существующего уровня на тот, который лицо, принимающее решение (ЛПР), считает целесообразным. В такой интерпретации проблема заключается в определении методов перевода значений названных параметров с одного уровня на другой. (Например, в отношении закона об отмене льгот власти могут поставить задачу перед информацонно-аналитическими структурами как поиск методов перевода отрицательного общественного мнения относительно этого закона на положительное).

Предметная сторона проблемы социологического исследования — социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив его развития. Конкретным выражением этой стороны проблемы является перечень действий, направленных на ее разрешение.

Оба аспекта проблемы тесно между собой взаимосвязаны. Масштабы социальных проблем существенно разнятся между собой. Одни не выходят за рамки одного коллектива или предприятия, другие затрагивают интересы регионов, больших социальных групп. На высшем уровне социальные проблемы могут приобретать масштабы, затрагивающие все общество, т.е. становятся социетальными. В зависимости от этого определяется и тип исследования: оно может быть как чисто прикладным, так и теоретико-прикладным. Однако в любом случае проблема должна быть сформулирована четко, конкретно. Она должна обозначать наиболее существенные моменты и иерархию связанных с ней других проблем.

По своей сущности проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или организационных действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему —значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т.д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) существует ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) имеется ли статистическая или иная фактография, позволяющая определить значение и динамику этого показателя, в) насколько достоверна имеющаяся фактура по этому показателю;

2) выявить такие существенные элементы проблемы, исследование которых входит в компетенцию и предметную сферу социологической науки, а не экономической теории, технологии производства и т.д. Например, заказчику необходимо разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Для социолога эта проблема может трансформироваться в задачу выявления тех социальных групп и личностей, которые играют ключевую роль в механизме управления подразделением, определении меры совпадения интересов этих групп и личностей с интересами предприятия, поиска путей сближения этих интересов, форм участия указанных субъектов в разрешении данной, проблемы и т.д.;

3) вычленить уже известные из имеющегося собственного опыта, опыта коллег, литературы сегменты проблемной ситуации, которые имеют прецеденты успешного разрешения и не требуют специального анализа. Эти сегменты могут рассматриваться как

информационная база для изучения оставшихся сегментов (например данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.

Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1) сущность проблемы, ее содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т.д. При определении проблемы следует установить, какие факторы заставляют заказчика рассматривать данную ситуацию как проблемную, на чем основываются его оценки. Социологу следует определить: почему заказчик полагает, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?

2) объектная область проявления проблемы, ее «физические» и организационные параметры. Речь идет о необходимости четкой идентификации тех организационных подразделений (участков, отделов, филиалов) и физических объектов (заводов, зданий, складов, контор), где была выявлена проблема. Предстоит также определить, насколько широко она распространена в организации, какие еще подразделения она затронула;

3) степень проявленности проблемы. Это означает установление того, насколько проблема «открыта» (широко известна, знакома «всем») или «закрыта» (т.е. известна небольшой группе лиц, узкому кругу специалистов). Необходимо выяснить, какие люди

(управленцы, специалисты, рабочие и т.д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении;

4) абсолютная и относительная величина проблемы. Как выглядит проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относи-тельном выражении? Как она влияет на подразделения, в которыхона обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения?

5) временные рамки. Установление интервала времени, с которого существует данная проблема. Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком. Формулировка проблемы предопределяет выбор цели и задач исследования.

Таким образом проблемная ситуация данного исследования сформулирована так:

В соответствии с Федеральным законом № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в отечественной педагогической науке и практике изменяются подходы к содержанию образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Нормативно закреплено понятие «инклюзивное образование», специальные (коррекционные) образовательные учреждения приобретают статус общеобразовательных организаций наравне с массовыми школами и т.д. Эти преобразования затрагивают все уровни общего образования: (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее), а также систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Такое понимание образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов привело к осознанию необходимости разработки новых моделей деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью Министерством образования и науки Российской Федерации были утверждены:

- Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14.06.2013 г. № 464;

- Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 г. № 1014;

- Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30.08.2013 г. № 1015.

Вышеназванные нормативно-правовые акты регламентируют особенности организации в том числе образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в частности:

- специальные материально-технические условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (детьми с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата);

- нормативы для организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (создание отделений, комплектация групп и классов, организация сопровождения и т.п.);

- кадровое обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обеспечение обучающихся услугами сурдопереводчиков и тифлопереводчиков.

Содержание приказов ориентировано на реализацию статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Прежде всего, приказы конкретизируют специальные условия для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формы обучения.

Тем не менее, остается нерешенной проблема нормативного закрепления и реализации на практике особенностей организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- требуют доработки и внедрения в практику, распространения на всей территории Российской Федерации организационные модели деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- не отработаны инновационные институциональные механизмы управления, обновления структуры и содержания образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (например, внедрение функционирующей модели ресурсного центра, организация сетевого и межведомственного взаимодействия образовательных организаций);

Также необходимо обратить особое внимание на реализацию пункта 6 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения».

С этой целью представляется необходимой доработка и внедрение в практику новых институциональных механизмов управления, обновления структуры и содержания деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

Настоящий проект является логическим продолжением выполнения работ, связанных с организацией и методическим обеспечением реализации модели деятельности образовательного учреждения, осуществляющего обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Благодаря тиражированию опыта и повышению квалификации педагогических и руководящих работников системы образования создана основа для становления и развития модели деятельности инновационного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями модернизации образования, определены условия и механизмы обучения детей с особыми образовательными потребностями, разработаны недостающие технологические звенья существующих моделей включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду.

В декабре 2014 года планируется утверждение федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализация которого потребует системных инновационных изменений в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений и общеобразовательных школ, в которых функционируют специальные (коррекционные) классы.

Данный проект ставит своей приоритетной целью повышение эффективной работы по предоставлению равного доступа к качественному образованию и осуществлению социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Его основные направления определяются стратегическими документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования на 2012-2016 гг.», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года».

Проблема: незнание информации об оснащенности и укомплектованности образовательных учреждений всем необходимым для обучения детей с ОВЗ среди образовательных учреждений разного типа.

 

Цель исследования ориентирует исследователя на его конечный результат. Она представляет собой результат установления баланса между потребностями, интересами, мотивами и имеющимися средствами. Цель имеет ценностнорациональную природу и является исключительно социальным явлением, присущим только людям как действующим субъектам. Целеустремленность, осознанное целеполагание всегда социальны и свойственны как индивидуальным субъектам (личность), так и коллективным субъектам (группа, организация и т.д.). Для социолога цель представляет собой приемлемую форму конечного результата решения проблемы. При ее формулировке учитывается объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата. Формулировка цели обязательно согласуется с заказчиком.

Цели социологического исследования могут быть различны. Например, если проблема сформулирована как недостаточная эффективность управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.

Цель: проекта: Доработка и внедрение в практику новых институциональных механизмов управления, обновления структуры и содержания деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;выявление конкретных «проблемных точек», препятствующих полноценному развитию и интеграции образования детей с ОВЗ в образовательных учреждениях.

Задачи исследования представляют собой изложение последовательности этапов научно-исследовательской и практической деятельности, направленных на достижение цели исследования. Совокупность задач раскрывает и конкретизирует содержательную, методическую и организационную стороны достижения цели. Задачи исследования дифференцируют главную цель на множество локальных, достижение которых и реализует ее в полном объеме.

В число задач обязательно должны войти:

⇒ теоретическая, в рамках которой обосновывается исследовательский подход, принципы и критерии выбора инструментального аппарата;

⇒ аналитическая, целью которой является анализ реального состояния предметной области;

⇒ методическая, в которой должны быть обоснованы все требования к конкретному методическому аппарату;

⇒ конструктивная, в которой должны быть раскрыты возможности практического использования полученных содержательных материалов.

Далее следует определение объекта и предмета исследования.

Задачи данного исследования:

· Анализ деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включая анализ программ и организационных форм проведения обучения.

· Развитие и апробация модели и алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,

· Разработка и внедрение в практику модели и алгоритма деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

· Формирование системы учебно-методического сопровождения организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

Объект исследования включает в себя все то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию.

Необходимо помнить, что под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой проявляется интересующая исследователя проблема. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет.

Объект данного исследования – образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (ДОУ, ОУ, ДОП – учреждения дополнительного образования)

Предмет исследования — это конкретная трансформация формулировки проблемы, содержащая наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения ее аспекты для данного объекта.

Предмет исследования существует всегда только в сознании исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора —с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителяфундамента —с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, —с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.

Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Предмет исследования может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом. Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не даетвозможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон. В результате, когда социолог определяет предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, который, в свою очередь, предопределяет методы и формы проведения самого исследования. Так, в обозначенном нами примере цели исследования социолог может предположить, что причиной проблемы является неэффективная система принятия решения, тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может стимулировать:

1) исследование путей принятия решений

2) определение роли коллективных органов в подготовке и принятии решений;

3) определение роли штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений;

4) оценку уровня влияния на принятие решений лиц, обладающих неформальным авторитетом, меры ответственности этих лицза решения, их внедрение и контроль за внедрением.

Но социолог может предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключается в стиле руководства.

Тогда исследование будет развиваться по другому сценарию. Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во втором случае —анкетный опрос и психологическое тестирование.

Предмет исследования – исследование структуры и содержания деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.; анализ деятельности образовательных учреждений (ДОУ, ОУ, ДОП – учреждения дополнительного образования) по вопросам их укомплектованности всем необходимым для обучения детей с ОВЗ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: