Платоновская модель государства




Платон (Аристокл)

(≈ 428 - 347 до н. э.)

1. Теория двух миров: мир идей и мир вещей (космос).

2. Архе. Космология.

3. Платоновская модель государства.

Теория двух миров: мир идей и мир вещей (космос)

По Платону, существует два мира: мир идей и видимый материальный мир, каждый из миров обладает своими особенностями: мир идей Платон рассматривает в категориях парменидовского бытия, материальный мир – в категориях гераклитовской философии.

В мире идей нет негативных идей, зло возникает в мире вещей из-за несовершенства материи.

Идеи Вещи
оригинал копия мира идей
вечны Темпоральны (временны)
однородны неоднородны
неизменны изменяются
неподвижны двигаются
совершенны несовершенны
неделимы делятся на части
едины множественны
постигаются умом постигаются чувствами

Платон доказывает существование мира идей мифологически:

1) Миф о пещере:

Люди в оковах, из-за которых не могут даже повернуть голову, «обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине»; на стене пещеры (символ чувственного мира) они видят тени людей и вещей, которые огонь отбрасывает на стену, но принимает тени за реальные вещи. Если кому-то удастся скинуть оковы и выбраться из пещеры, то он увидит истинный мир – мир идей.

2) Бессмертие души:

Душа человека принадлежит миру идей, а потому знает о нём, тело человека – миру вещей. Когда тело умирает, душа возвращается в мир идей, где блаженствует, пока не вернётся в мир вещей, в новое физическое тело в соответствии с законом кармы. В новом теле душа забывает о мире идей, но может вспомнить о нём, отсюда задача души – вспомнить о мире идей (Ана́мнесис (греч. ανάμνησις — воспоминание).

3) Принцип второй навигации:

Первая навигация – корабль движется по ветру под парусом или по течению (символизирует чувственный мир); вторая навигация – корабль идет к цели на вёслах (символизирует мир идей). Иными словами, чтобы «достигнуть» мира идей, необходимо интеллектуальное усилие, чтобы за иллюзией чувственного мира «увидеть» истинный мир – мир идей.

Архе. Космология.

Для Платона, как и Пифагора, архе есть число. (смотреть лекцию о Пифагоре).

Космос создан Демиургом из материи и идей по образу мира идей, он рождён, но вечен в силу благости его создателя. В остальном Платон придерживается традиционного варианта: в центре космоса – Земля, далее Луна, Солнце, планеты, последняя сфера – сфера звёзд. (диалог «Тимей»).

Платоновская модель государства

В диалоге «Государство» Платон рассматривает 4 формы несовершенных государств и как альтернативу им предлагает свою модель. К несовершенным государствам он относит (каждое последующее государство хуже предыдущего):

1) Тимократия (власть честолюбцев)

2) Олигархия (власть богатых)

3) Демократия (власть народа)

4) Тирания (власть одного)

По Платону, структура государства должна быть подобна человеку: человек состоит из разума, воли и чувств, в государстве это правители – философы (добродетель мудрость), войны – стражи (добродетель мужество), крестьяне, ремесленники (добродетель - умеренность). Высшим Багом для гражданина является Благо самого государства. Государство должно быть основано на справедливости, согласно справедливости, гражданин состоит в той группе, что соответствует его добродетели, и занимается своим делом, не вмешиваясь в дела других граждан: правитель правит, страж защищает, крестьянин пашет и т.д.

Платон предлагает отменить частную собственность, 1) так как война между бедными и богатыми уничтожает в конце концов, и само государство, 2) ради денег плохой гражданин предаст государство. Внутри государства деньги не используются, они нужды только для межгосударственной торговли. Каждый гражданин получает земельный надел в пожизненное пользование, урожай с которого кормит его. Надел нельзя купить или продать, проиграть и т.д., поэтому гражданин будет обеспечен самым необходимым, и в государстве не будет нищих, бездельников, преступников.

Платон также предлагает отменить семью как социальный институт, чтобы интересы семьи не противостояли интересам государства. Государство будет контролировать численность граждан: когда оно будет нуждаться в детях как новых граждан, для этой цели будут привлечены лучшие мужчины и женщины. После рождения дети воспитываются государством, причём все взрослые воспринимают их как собственных детей, а дети любого взрослого воспринимают как родителя. В ходе воспитания детей выявляются их способности и определяется, кто их них будет стражем, ремесленником или стражем.

Платон проповедовал равенство между мужчинами и женщинами, поэтому гражданами государства должны быть и женщины, гражданами не могут быть рабы, торговцы.

Аристотель

(384-322 до н.э.)

1) Критика мира идей Платона.

2) Архе, 4 причины возникновения вещей.

3) Космология.

4) Учение о государстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: