Платон (Аристокл)
(≈ 428 - 347 до н. э.)
1. Теория двух миров: мир идей и мир вещей (космос).
2. Архе. Космология.
3. Платоновская модель государства.
Теория двух миров: мир идей и мир вещей (космос)
По Платону, существует два мира: мир идей и видимый материальный мир, каждый из миров обладает своими особенностями: мир идей Платон рассматривает в категориях парменидовского бытия, материальный мир – в категориях гераклитовской философии.
В мире идей нет негативных идей, зло возникает в мире вещей из-за несовершенства материи.
Идеи | Вещи |
оригинал | копия мира идей |
вечны | Темпоральны (временны) |
однородны | неоднородны |
неизменны | изменяются |
неподвижны | двигаются |
совершенны | несовершенны |
неделимы | делятся на части |
едины | множественны |
постигаются умом | постигаются чувствами |
Платон доказывает существование мира идей мифологически:
1) Миф о пещере:
Люди в оковах, из-за которых не могут даже повернуть голову, «обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине»; на стене пещеры (символ чувственного мира) они видят тени людей и вещей, которые огонь отбрасывает на стену, но принимает тени за реальные вещи. Если кому-то удастся скинуть оковы и выбраться из пещеры, то он увидит истинный мир – мир идей.
2) Бессмертие души:
Душа человека принадлежит миру идей, а потому знает о нём, тело человека – миру вещей. Когда тело умирает, душа возвращается в мир идей, где блаженствует, пока не вернётся в мир вещей, в новое физическое тело в соответствии с законом кармы. В новом теле душа забывает о мире идей, но может вспомнить о нём, отсюда задача души – вспомнить о мире идей (Ана́мнесис (греч. ανάμνησις — воспоминание).
3) Принцип второй навигации:
Первая навигация – корабль движется по ветру под парусом или по течению (символизирует чувственный мир); вторая навигация – корабль идет к цели на вёслах (символизирует мир идей). Иными словами, чтобы «достигнуть» мира идей, необходимо интеллектуальное усилие, чтобы за иллюзией чувственного мира «увидеть» истинный мир – мир идей.
Архе. Космология.
Для Платона, как и Пифагора, архе есть число. (смотреть лекцию о Пифагоре).
Космос создан Демиургом из материи и идей по образу мира идей, он рождён, но вечен в силу благости его создателя. В остальном Платон придерживается традиционного варианта: в центре космоса – Земля, далее Луна, Солнце, планеты, последняя сфера – сфера звёзд. (диалог «Тимей»).
Платоновская модель государства
В диалоге «Государство» Платон рассматривает 4 формы несовершенных государств и как альтернативу им предлагает свою модель. К несовершенным государствам он относит (каждое последующее государство хуже предыдущего):
1) Тимократия (власть честолюбцев)
2) Олигархия (власть богатых)
3) Демократия (власть народа)
4) Тирания (власть одного)
По Платону, структура государства должна быть подобна человеку: человек состоит из разума, воли и чувств, в государстве это правители – философы (добродетель мудрость), войны – стражи (добродетель мужество), крестьяне, ремесленники (добродетель - умеренность). Высшим Багом для гражданина является Благо самого государства. Государство должно быть основано на справедливости, согласно справедливости, гражданин состоит в той группе, что соответствует его добродетели, и занимается своим делом, не вмешиваясь в дела других граждан: правитель правит, страж защищает, крестьянин пашет и т.д.
Платон предлагает отменить частную собственность, 1) так как война между бедными и богатыми уничтожает в конце концов, и само государство, 2) ради денег плохой гражданин предаст государство. Внутри государства деньги не используются, они нужды только для межгосударственной торговли. Каждый гражданин получает земельный надел в пожизненное пользование, урожай с которого кормит его. Надел нельзя купить или продать, проиграть и т.д., поэтому гражданин будет обеспечен самым необходимым, и в государстве не будет нищих, бездельников, преступников.
Платон также предлагает отменить семью как социальный институт, чтобы интересы семьи не противостояли интересам государства. Государство будет контролировать численность граждан: когда оно будет нуждаться в детях как новых граждан, для этой цели будут привлечены лучшие мужчины и женщины. После рождения дети воспитываются государством, причём все взрослые воспринимают их как собственных детей, а дети любого взрослого воспринимают как родителя. В ходе воспитания детей выявляются их способности и определяется, кто их них будет стражем, ремесленником или стражем.
Платон проповедовал равенство между мужчинами и женщинами, поэтому гражданами государства должны быть и женщины, гражданами не могут быть рабы, торговцы.
Аристотель
(384-322 до н.э.)
1) Критика мира идей Платона.
2) Архе, 4 причины возникновения вещей.
3) Космология.
4) Учение о государстве.