The project task of literary reading as a means of forming the reading competence of younger students




Проектная задача по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности младших школьников

Кашина Татьяна Владимировна

e-mail: Tatiana.Vygolova@yandex.ru

МАОУ «ЭнергоПолис» г. Пермь

 

Аннотация. В статье рассказывается о проектной задаче, как о современной технологии формирования читательской компетентности младших школьников. Дается определение проектной задачи, ее особенности, структура. Приводится пример разработанной проектной задачи по литературному чтению «Наши любимцы».

Ключевые слова: проектная задача; особенности проектных задач; классификация проектных задач; структура проектных задач; читательская компетентность.

Kashina Tatyana Vladimirovna

e-mail: Tatiana.Vygolova@yandex.ru

MAOU "Energopolis" Perm

 

The project task of literary reading as a means of forming the reading competence of younger students

Annotation. The article describes the project problem as a modern technology for the formation of reading competence of younger students. The definition of the project task, its features, structure is given. An example of a developed project task for literary reading "Our favorites" is given.

Keyword: project task; features of project tasks; classification of project tasks; structure of project tasks; reading competence.

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей своей жизни. Чтобы самообразование было эффективным и успешным, необходимо обладать рядом ключевых компетентностей. Одной из них является читательская компетентность, которая начинает формироваться еще при обучении в начальной школе.

По мнению разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в содержание понятия «читательская компетентность» входит владение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знание книг и умение их самостоятельно выбирать, сформированность потребности в книге и чтении. [3]

В настоящее время тема формирования читательской компетентности у младших школьников актуальна, как никогда. В век развития информационных технологий художественная книга утрачивает свою функцию. Сегодня для большинства целью чтения является извлечение какой-либо информации. В то время как художественная литература призвана развивать, воспитывать, пробуждать чувства. У младших школьников и их родителей отсутствует интерес к книге, особенно к произведениям художественной литературы, наблюдается низкий уровень читательского восприятия. Не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики.

Для повышения уровня читательской компетентности, для повышения детского интереса к чтению и книге, современному педагогу необходимо использовать новые технологии. Одной из таких технологий является проектное обучение. Технология проектного обучения направлена на усвоение учебных знаний по конкретным предметам, с одной стороны, с другой стороны, на развитие личности учащихся.

Технология проектного обучения реализуется через организацию проектной деятельности школьников. Однако, по мнению А.Б. Воронцова, «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников» [Воронцов, 2011: 5]. Ученый считает, что «переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и … вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи» [Воронцов, 2011: 5-6].

Значение проектной задачи в обучении младших школьников состоит в том, что они способствуют становлению учебного сотрудничества в малых группах, воспитанию ответственности, формированию коммуникативных умений. Необходимо отметить, что проектная задача может стать эффективным средством достижения предметных результатов.

Обратимся к определению понятия «проектная задача». Проектная задача– это набор заданий, стимулирующих систему действий учащихся, направленных на получение «продукта», и одновременно качественное самоизменение учащихся.

В ходе исследования были выявлены сходства и различия метода проектов и проектной задачи. Остановимся более подробно на особенностях проектной задачи [2]:

1. Учащиеся сами выбирают способы решения проблемы и изначально не

представляют, каким будет конечный результат работы.

2. Проектная задача не ориентирует учащихся на определенные учебные темы.

3. Проектная задача имеет большой объем разнородного материала.

4. Проектные задачи выполняются малыми группами.

5. Результат работы заранее неизвестен.

6. Проектные задачи связаны с жизнью.

7. Не содержат четкой формулировки (ее необходимо додумать).

8. В результате работы участники получают продукт, которого ранее не существовало.

Проектные задачи имеют такую же классификацию что и проекты. Они бывают по типу: предметные и метапредметные; по возрасту участников: разновозрастные и одновозрастные; по длительности: краткосрочные и долгосрочные.

Проектная задача имеет определенную структуру:

1) Анализ ситуации (надо ли ее разрешать). Переформулирование ее в проблему (в чем проблема?).

2) Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?).

3) Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении).

4) Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?).

5) Поиск средств, возможных путей решения - перевод проблемы в задачу.

6) Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действия) (что будем делать и каким буде результат).

7) Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации).

8) Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему).

9) Представление окружающим полученного результата («продукта»).

Опираясь на теоретические положения, мы разработали предметную, одновозрастную, краткосрочную проектную задачу по литературному чтению «Наши любимцы» для учащихся 2 класса, которая направлена на формирование читательской компетентности младших школьников.

Проектная задача опирается на следующие знания и умения:

· умение находить информацию по содержанию текста, заданную в явном виде;

· умение анализировать информацию;

· умение внимательно слушать собеседника;

· умение взаимодействовать в группе;

· формирование коммуникативных УУД;

· формирование умения оценивать свои действия.

 

Этапы проектной задачи «Наши любимцы»

1.Описание проблемной ситуации. Издательство «Планета» просит у вас помощи в создании детского литературного журнала о животных для детей в возрасте 7-12 лет. Журнал называется «Наши любимцы». В вашем журнале должны быть такие рубрики:

· Поэтическая страница

· Интересные факты

· Веселая страница

Вы можете изменить названия рубрик, но содержание должно оставаться неизменным.

Решите в группе, кто за какую рубрику отвечает и наполняет её материалом. Можно работать всем вместе. Помните, что информация должна соответствовать названию раздела.

Но перед тем как мы начнем работать, я предлагаю вам вспомнить правила работы в группе.

2. Формулировка задачи – цель деятельности. Ребята, мы сможем помочь издательству «Планета»? Попробуем создать выпуск журнала о животных? Здорово, приступим к выполнению задания!

3.Выполнение заданий. Разделитесь на 4 группы (или более).

У каждой группы будет свой выпуск журнала, посвященный какому-либо домашнему животному. Приступаем к выполнению заданий.

Задание 1. О каком животном будет ваш выпуск журнала «Наши любимцы», вы узнаете, прочитав рассказ, героем которого является животное, о котором и пойдет речь в вашем журнале. Комментарий к заданию: каждой группе дается текст без названия и указания автора, детям нужно прочитать и определить животного, о котором идет речь. Этому животному и будет посвящен выпуск. Предлагаемые произведения: Борис Ганго «Попугайчик», Геннадий Снегирёв «Морская свинка», Константин Паустовский «Кот-ворюга», Лев Толстой «Булька».

Задание 2. Что первое бросается вам в глаза в журнале? Конечно обложка! Это самая яркая составляющая журнала, которая привлекает детей. Что обычно помещено на обложке? (Название, авторский коллектив, иллюстрация, названия рубрик) Приступим к оформлению обложки! Вам в помощь готовые картинки, так же можно проявить и свою фантазию. Комментарий к заданию: дети оформляют обложку журнала (лист А4), на котором размещают название журнала, перечисляют авторский коллектив (участников группы), названия разделов (рубрик), приклеивают картинку с изображением животного.

Задание 3. Приступим к заполнению рубрик журнала. Первая рубрика - поэтическая страница. Вам необходимо оформить страницу журнала, поместив на нее название рубрики (можете написать свое название, но содержание рубрики изменять нельзя) и подобрав подходящее стихотворение. Комментарий к заданию: дети оформляют страницу журнала, на которую помещают название рубрики, либо меняют на свое название, подбирают из нескольких стихотворений, подходящее под тематику журнала.

Задание 4. А теперь приступим к заполнению рубрики «Интересные факты». Не забывайте, что вы можете изменить название рубрики, оставив ее содержание неизменным. Комментарий к заданию: детям дается лист с интересными фактами о животных, им необходимо выбрать подходящие для их журнала интересные факты и оформить рубрику «Интересные факты».

Задание 5. Приступим к оформлению последней рубрики нашего журнала «Наши любимцы», в которую вам необходимо поместить загадки о вашем животном. Комментарий к заданию: дети оформляют страницу журнала, помещая на нее название рубрики и подходящие загадки согласно тематике журнала.

Задание 6. Добавим красочности нашему журналу! В этом вам помогут уже готовые картинки, также вы можете нарисовать свои иллюстрации. Комментарий к заданию: дети оформляют страницы журнала, добавляя необходимые иллюстрации.

4.Создание реального «продукта». На доску вывешиваются готовые оформленные страницы журналов, после прочтения и защиты, они скрепляются. В итоге получается 4 выпуска журнала «Наши любимцы».

5.Рефлексия. Защита работ перед классом.

Разработанная проектная задача может быть использована в рамках изучения раздела «Люби живое», учебника «Школа России». Для успешного формирования читательской компетентности рекомендуется использовать группу проектных задач.

Список литературы

1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / сост. А. Б. Воронцов, В.М. Заславский, С. В. Егоркина и др. М.: Просвещение, 2011. 176 с.

2. Проектные задачи и учебные проекты. – 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/a/labore.ru/kcp/proektnaa-zadaca (дата обращения: 04.02.2019).

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс] URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn p1ai (Дата обращения: 04.02.2019 г.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: