Направленность (профиль) Коммерция




Вопросы для подготовки к экзамену

по дисциплине «Исследование торгово-хозяйственной деятельности»

(наименование дисциплины)

Для студентов 3 курса

Направление подготовки 38.03.06 «Торговое дело»

Направленность (профиль) Коммерция

на 20 ___ -20 ___ уч. год

Номер вопроса Перечень вопросов к экзамену
1. Основная классификация хозяйственных организаций (предприятий).
2. Цели, функции и задачи коммерческой службы хозяйственного предприятия.
3. Структура управления торгово-хозяйственной деятельностью
4. Информационное обеспечение управления торгово-хозяйственной деятельностью предприятия, автоматизация торговли.
5. Коммерческая деятельность оптового предприятия в сфере закупки и сбыта товаров.
6. Планирование и технология организации закупок в оптовом предприятии, функционирующем на рынке товаров.
7. Организация товародвижения и обеспечение обращения товаров в торговых предприятиях.
8. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа розничного товарооборота.
9. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота.
10. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.
11. Анализ поступления товаров.
12. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости.
13. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов.
  Анализ состояния, развития и использования материально-технической базы розничной торговли
  Анализ качества торгового обслуживания покупателей.
  Сравнительный анализ розничного товарооборота.
  Оперативный анализ розничного товарооборота, товарных и трудовых ресурсов.
  Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового товарооборота.
  Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота.   Основной целью анализа оптового товарооборота и его показателей является определение роли оптовой торговли в равномерном и полном выполнении объемов розничного товарооборота, обеспечении бесперебойного завоза товаров в розничную торговую сеть и рационализации процессов товародвижения. Конкретная реализация указанной цели решается посредством выполнения следующих задач:
  • - оценка выполнения плана и динамики развития оптового товарооборота по общему объему и товарной структуре. Анализ соотношения оптового и розничного товарооборота зоны обслуживания по общему объему, ассортименту реализуемых товаров и их показателям;
  • - изучение состояния и динамики товарных запасов в оптовом звене, их соответствия нормативам. Оценка рациональности размещения товарных запасов между оптом и розницей;
  • - анализ соблюдения схем движения товаров, а также звенности их продвижения в розничную торговую сеть;
  • - оценка уровня организации форм доставки товаров в организации розничной торговли;
  • - расчет упущенных возможностей и резервов роста оптового товарооборота;
  • - разработка комплекса мероприятий с указанием конкретных исполнителей по увеличению и оптимизации оптовой реализации товаров, а также улучшению показателей оптового товарооборота.
Информационной базой для проведения анализа оптового товарооборота и его показателей являются нижеследующие источники.
  • 1. Результаты экономического анализа, а также планы оптового товарооборота и розничного товарооборота зоны обслуживания по сопоставимому кругу реализуемых товаров.
  • 2. Бухгалтерская отчетность: форма № 3 к бухгалтерскому балансу «Отчет о расходах на реализацию товаров» (ведомственная форма отчетности потребительской кооперации); форма № 2 к бухгалтерскому балансу «Отчет о прибылях и убытках».
  • 3. Статистическая отчетность: отчет о товарообороте и запасах товаров по форме № 1-торг (месячная); отчет о продаже и запасах товаров по форме № 3-торг (краткая), (месячная); отчет по розничной торговле по форме № 3-торг (полугодовая, годовая); отчет о деятельности организаций оптовой торговли по форме № 1-опт (полугодовая, годовая).
  • 4. Прочие материалы: заявки оптовой базы на товары; данные о выборке фондов товаров; оперативные данные о поступлении товаров в оптовые организации; информация о покупательском спросе населения; материалы, характеризующие материально-технический потенциал оптовой организации.
Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается оптовая реализация, как равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары. Для оценки равномерности и ритмичности развития товарооборота следует изучить выполнение плана и его динамику.  
  Анализ рациональности товародвижения. Одной из основных задач оптовой торговли является совершенст­вование движения товаров от производства до потребителей (покупателей). В условиях становления и развития рыночных отношений нередки случаи многократных оптовых перепродаж товаров, усложнения звенности товародвижения. Рационализации товародвижения способст­вуют изучение причин его усложнения и разработка оптимальных пу­тей движения товаров от мест производства в районы потребления. Выбор рациональных путей товародвижения на основе интуиции и практического опыта обычно не обеспечивает его оптимальности. Решение этих задач «на глазок» ведет к нерациональным перевозкам товаров, росту транспортных расходов, замедлению товарооборачи-ваемости и к другим потерям для народного хозяйства республики. Совершенствованию товародвижения содействует применение в управлении процессом доведения товаров до покупателей методов математического программирования. В практике управления завозом и вывозом товаров применяются различные приемы (методы) линей­ного (математического) программирования: симплексный,распредительный, метод потенциалов и др. Такие задачи принято называть транспортными. Особенно эффективно при решений транспортных задач использование модифицированного распределительного метода, с помощью которого можно изучить оптимальность действующего варианта прикрепления получателей товаров к поставщикам и раз­работать наиболее экономичные маршруты движения товаров.  
  Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота Выполнения плана и динамики оптового товарооборота, как и розничного, зависят от трёх групп факторов: - от обеспеченности и использования товарных ресурсов; - от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда; - от состояния, развития и использования материально-технической базы оптовой торговли. Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в разрезе товарных групп и товаров). В проходную часть товарного баланса включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия и в пути на начало года, но и начальные остатки товаров отгруженных, если моментом оптовой реализации является поступление платежей за поставленные покупателям товары. В расходную часть товарного баланса входит помимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров розничным торговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах, в пути и товаров отгруженных. Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют анализу поступления товаров. При этом необходимо не только дать объективную оценку выполнения плана и динамики поступления товаров, но и выявить пути, возможности и резервы увеличения их завоза от местных поставщиков, особенно закупаемых на льготных условиях, улучшения товароснабжения. Изучение источников поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам и в ассортиментном разрезе. Важным вопросом анализа является изучение качества поступивших товаров. Предупреждение завоза товаров низкого качества – одна из основных задач оптовой торговли. Используя данные отчётов по контрольной проверке качества поступивших товаров и текущего учёта, следует выяснить, как осуществляется проверка качества поступивших товаров (по отдельным поставщикам и в ассортиментном разрезе). В частности, устанавливают, сколько товаров проверено в абсолютном размере и в процентах ко всем поступившим товарам, сколько из них переведено в пониженные сорта, в брак, возвращено поставщикам и сколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров. Анализ текущих товарных запасов на оптовом предприятии проводится примерно так же, как и в розничной торговле. Товарные запасы в днях в оптовой торговле рассчитывают только по отношению к складской реализации товаров. Если же отдельно изучают товары, находящиеся в пути, и товары отгруженные, то при расчёте их в днях оборота относят сумму товарных запасов ко всему оптовому товарообороту с участием в расчётах. По товарам, находящимся в пути, выясняют, не превышены ли установленные сроки документооборота. Для оценки фактических текущих товарных запасов могут определяться удельные товарные запасы (отношением их абсолютной величины на конец года или квартала к объёму складской реализации товаров за изучаемый период). Методика анализа товарооборачиваемости на оптовых предприятиях примерно такая же, как и в розничной торговле. В частности, определяют, на сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемость товаров в днях и в количестве оборотов, сколько высвобождено или дополнительно вложено средств за счёт изменения товарооборачиваемости, а главное, какие имеются возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизация товарных запасов. Оптовые предприятия создают сезонные запасы товаров. Проводя их анализ, прежде всего изучают выполнения планов по накоплению сезонных товаров, своевременность и полноту их кредитования (сезонные товарные запасы нередко кредитуются на льготных условиях). Далее устанавливают своевременность вовлечения сезонных товарных запасов в товарооборот. Анализ обеспеченности и использования трудовых ресурсов и материально-технической базы оптового предприятия проводят в увязке с изучением выполнения плана и динамики складской реализации товаров. Методика их анализа в основном такая же, как и в розничной торговле. Завершается анализ обобщением выявленных возможностей и резервов (особенно прогнозных) роста оптового товарооборота, оптимизации товародвижения, улучшения использования товарных, трудовых и финансовых ресурсов, материально-технической базы торговли, повышения качества обслуживания покупателей.
  Оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота. Одно из основных условий успешного выполнения плана и высоких темпов роста оптового товарооборота — правильная организация оперативного анализа его развития. На оптовых предприятиях ведется оперативный контроль как за отгрузкой, так и за реализацией товаров. Каждому складу устанавливаются планы и графики поставки товаров отдельным покупателям на месяц, по декадам, а нередко и по отдельным дням. На основа­нии данных товарно-транспортных накладных и других доку­ментов в специальных таблицах (см. табл. 1.44) определяют фактические объемы отгрузки товаров за день (пятидневку, не­делю или декаду) и нарастающим итогом с начала месяца. По этим данным можно установить отклонения от плана по постав­ке товаров за день (пятидневку, декаду) и с начала месяца от­дельным получателям (в ассортиментном разрезе и по общему объему поставки) и принять оперативные меры по улучшению товароснабжения. Кроме того, на каждом складе осуществляют оперативный контроль за движением товаров и состоянием то­варных запасов в развернутом ассортименте, данные которого используются в повседневной торгово-коммерческой работе с покупателями. На основании данных выписок из счетов в банке и прило­женных к ним документов оптовое предприятие должно опера­тивно контролировать ход поступления денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику товаро­оборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовых результатов, платежеспособно­сти, финансовой устойчивости оптового предприятия и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности. Применение ЭВМ и современных информационных техно­логий позволяет автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и других современных технических средств можно, в част­ности, оперативно контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчетных документов за отгруженные то­вары, кому и сколько их поставлено и как своевременно оплачи­ваются реализованные товары, а главное принять меры по опти­мизации поставки товаров и развития оптового товарооборота.
  Значение, задачи и информационное обеспечение анализа издержек обращения в торговле Затраты по доведению товаров от производства до потребите­лей (покупателей), выраженные в денежной форме, называются из­держками обращения.К ним относятся расходы на транспортиров­ку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий и организаций. Состав издержек регламентируется «Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость про­дукции (работ и услуг)», утвержденными Министерством труда, Министерством финансов, Министерством экономики и Мини­стерством статистики и анализа. Издержки обращения торговых предприятий измеряются и изучаются в сумме и по уровню. Уровень издержек обращенияпредставляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах. Он является одним из важнейших качественных по­казателей оценки хозяйственной деятельности торговых пред­приятий и показывает, сколько процентов занимают издержки обращения в розничной (продажной) стоимости товаров. В тор­говле заложены неисчерпаемые возможности относительного снижения издержек обращения при повышении качества торго­вого обслуживания населения, сокращении затрат времени поку­пателей на приобретение товаров. Однако используются эти воз­можности недостаточно. Задачи. анализа издержек обращения — не только изучить выполнение плана и дать объективную оценку соблюдению их сметы, но и выявить резервы сокращения расходов иразрабо­тать меры по их использованию путем устранения непроизводи­тельных затрат, бесхозяйственности, расточительства и обеспе­чения наиболее экономного, целесообразного и эффективного использования средств и труда. В процессе анализа необходимо также изучить динамику издержек обращения, выявить и изме­рить влияние основных факторов на их размер. Анализ издержек обращения проводят по данным бухгалтер­ской и статистической отчетности, текущего их учета, первичных и сводных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений. Фактическая сумма издержек обращения показывается в квартальных и годовом «Отчете по прибылям и убыткам» (форма № 2), «Отчете о финансовых результатах» (форма № 5—Ф) и «Отчете о затратах на производство и реализа­цию продукции (работ, услуг) предприятия» (форма № 5—3), «Отчете по труду» (форма № 1—т). Месячные данные об издерж­ках обращения» (в целом по торговому предприятию, хозрасчет­ным подразделениям и отдельным статьям расходов) можно по­лучить из регистров их синтетического и аналитического учета и машинограмм. Для изучения причин выявленных отклонений от плана и в динамике по издержкам обращения используются дан­ные первичных документов (товарно-транспортных накладных, расчетно-платежных ведомостей на оплату труда и др.), материа­лы проверок, обследований, личных наблюдений. Так, только побывав на местах, можно выявить случаи и причины утечки во­ды, нерационального расходования электроэнергии, материалов, топлива, использования транспорта и т.п. В соответствии с действующими нормативными положения­ми многие торговые расходы не отражаются на издержках обра­щения. К ним относятся расходы и убытки по таре, связанные с бесхозяйственностью и другими недостатками в тарном хозяй­стве; товарные потери сверх установленных норм; повышенные проценты, уплаченные за несвоевременный возврат кредитов банка, и др. Они относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или списываются за счет других источников. В связи с этим возникает необходимость определе­ния, анализа и оценки всех расходов торгового предприятия как относимых, так и не относимых на издержки обращения. Об­щую сумму торговых расходов в зарубежной учетно-аналитиче­ской практике называют экономическими издержками обращения.Вычитанием из валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, экономических издержек обращения определяют экономическую (реальную) прибыль от реализации товаров. Методика анализа экономических издержек примерно такая же, как и расходов, относимых на издержки обращения.  
  Анализ издержек обращения по общему объему, составу и структуре. Анализ издержек обращения розничного торгового пред­приятия (организации) обычно начинают с сопоставления фактических данных с плановыми и данными прошлых периодов, разница между фактической и плановой суммой издержек обра­щения (или в динамике) представляет собой абсолютное откло­нение (экономию или перерасход).На основе абсолютных дан­ных нельзя давать объективную оценку выполнения плана и динамики издержек обращения. С увеличением объема товаро­оборота растет сумма издержек обращения, и наоборот, умень­шение товарооборота, как правило, приводит к абсолютной. их экономии. Следовательно, анализ торговых расходов следует увя­зывать с изучением товарооборота, т.е. давать оценку издержкам не по сумме, а по их уровню в процентах к товарообороту. От­клонение по уровню издержек обращения (от плана или от дан­ных прошлых периодов) называется размером снижения или по­вышения их уровня.Он показывает, на сколько процентов к товарообороту фактический уровень расходов выше или ниже базисного (планового или фактического за прошлый период). Отношение размера снижения (или повышение) уровня издержек обращения кбазисному, выраженное в процентах, называется темпом изменения (снижения или повышения) уровня издержек обращения.Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился фактический уровень издержек обра­щения отчетного периода по отношению к базисному (планово­му или фактическому уровню за прошлый период), если послед­ний принять за 100 %. Для изучения изменений издержек обращения в динамике фактические торговые расходы за анализируемый период со­поставляют не только с данными за прошлый год (квартал или месяц), но и за ряд прошлых периодов. Сопоставление фактиче­ских издержек обращения торгового предприятия с расходами других однотипных предприятий позволяет выявить, изучить, обобщить и использовать опыт работы лучших подразделений по рациональному использованию экономического потенциала. Прежде чем проводить анализ издержек обращения, следует про­верить достоверность и реальность используемой информации. В частности, необходимо изучить обоснованность и полноту отне­сения расходов на издержки обращения, своевременность и пра­вильность начисления резервов предстоящих расходов и платежей, списание сумм со счета «Расходы будущих периодов», правиль­ность исчисления издержек обращения на остаток товаров. Анализ должен проводиться по всем издержкам обращения с выделением торговых расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, что позволяет увязать его результаты с данными изучения формирования и использования доходов и прибыли действующей системы налогообложения. Далее переходят к анализу состава и структуры издержек обращения, выполнения плана и динамики отдельных статей расходов. В настоящее время издержки на предприятиях торговли планируют, учитывают и изучают в разрезе следующих статей: 1. Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания. 2. Транспортные расходы на доставку товаров покупателям. 3. Расходы на оплату труда персонала. 4. Расходы на аренду (лизинг) основных средств и нематериальных активов. 5. Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря. 6. Амортизация основных средств и нематериальных активов. 7. Затраты и отчисления на ремонт основных средств. 8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров. 9. Расходы на рекламу. 10. Проценты за пользование кредитами и займами. 11. Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы. 12. Расходы на тару. 13. Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства). 14. Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения (производства). 15. Расходы на обеспечение условий труда персонала. 16. Расходы на управление и функционирование торговой организации. 17. Прочие расходы. На предприятиях общественного питания в отдельную статью выделяют «Расходы на топливо, газ и электроэнергию для про­изводственных нужд организаций общественного питания». Следовательно, субъекты хозяйствования в общественном питании планируют и изучают издержки в разрезе 18 статей расходов.  
  Факторный анализ выполнения плана и динамики издержек обращения. Для объективной оценки выполнения плана и динамики торговых расходов необходимо детально и глубоко проанализи­ровать влияние факторов на их размер. Факторы с некоторой ус­ловностью можно подразделить на независимые от результатов и качества работы торговых предприятий и зависимые от них. К независимым факторамотносятся изменения розничных цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, топливо, горючее и газ, прием или передача магазинов, складов и другие организационно-структурные изменения внутри торгового пред­приятия (организации). Зависимые факторы включают степень выполнения плана и динамику товарооборота; изменение време­ни обращения товаров; повышение или снижение производительности труда торговых работников; внедрение прогрессивных форм торговли; расширение поставки товаров от местных по­ставщиков, рационализацию путей и форм товародвижения; улучшение использования транспорта, материально-технической базы торговли, хозяйственного потенциала; совершенствование экономической и другой менеджментской работы. Обычно изучают влияние следующих факторов на выполне­ние плана и динамику издержек обращения: - степени выполнения плана и динамики товарооборота; - изменения состава и структуры товарооборота; - ускорения или замедления времени обращения товаров; - изменения розничных цен на товары; - изменения тарифов и ставок за услуги, цен на материальные и энергетические ресурсы; - повышения или снижения производительности труда торговых работников; - роста или снижения эффективности использования материально-технической базы торговли; - внедрения и применения прогрессивных форм торговли; - изменения условий завоза товаров, расширения их закупки у местных поставщиков на льготных условиях, развития централизованной доставки товаров, совершенствования товародвижения; - приема или передачи магазинов, их филиалов и других организационно-структурных изменений в составе торгового предприятия (организации). Рассмотрим методику анализа влияния факторов на издерж­ки обращения торгового предприятия. По степени зависимости отдельных статей издержек обраще­ния от степени выполнения плана розничного товарооборотаих подразделяют на условно-переменные и условно-постоянные расходы. К условно-переменным расходамотносятся транспорт­ные издержки, расходы на оплату труда, подработку, подсорти­ровку, упаковку и хранение товаров, проценты за пользование кредитом и займами, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм, расходы на тару, налоги, отчисле­ния и сборы, включаемые в издержки обращения, частично статьи «Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обраще­ния (производства)» и «Прочие расходы». С перевыполнением плана товарооборота в основном пропорционально растут сум­мы условно-переменных расходов. Условно-постоянные издерж­кивключают расходы на аренду, содержание, амортизацию и ре­монт основных средств, расходы на обеспечение условий труда персонала, затраты на управление и функционирование пред­приятия. При перевыполнении плана розничного товарооборота их суммы остаются неизменными (плановыми) или изменяются незначительно. Многие торговые предприятия не составляют планы эконо­мического и социального развития, в том числе и по издержкам обращения. В таких случаях изучают влияние на издержки обра­щения не степени выполнения плана розничного товарооборота, а динамики его развития. Для измерения влияния динамики това­рооборота на издержки обращенияих предварительно подразде­ляют на условно-переменные и условно-постоянные расходы и делают пересчет фактических издержек прошлого года на фак­тический розничный товарооборот отчетного года. Большое влияние на издержки обращения оказывают изме­нения состава и структуры розничного товарооборота.Подсчитано, что реализация на одну и ту же сумму продовольственных товаров требует в 1,6—2,0 раза больше расходов, чем непродовольствен­ных. В связи с этим увеличение в товарообороте магазинов доли непродовольственных товаров на 1 % ведет к снижению их уров­ня издержек обращения на 0,09-0,12 % к обороту, и наоборот. Снижение или повышение розничных цен на товарыоказывает определенное влияние на издержки обращения, так как сумма ряда статей расходов (расходы на аренду, содержание, амортиза­цию и ремонт основных средств и некоторые другие) не находится в прямой зависимости от изменения розничных цен. Повыше­ние последних ведет к росту объема товарооборота, а следова­тельно, к снижению уровня издержек обращения. Для определе­ния влияния изменения розничных цен на товары на издержки необходимо их подразделить на зависящие и не зависящие от из­менения розничных цен. Затем по расходам, сумма которых не зависит от изменения розничных цен на товары, исчисляют их уровень соответственно к товарообороту в действующих и со­поставимых ценах и сравнивают полученные данные. В резуль­тате определяют влияние изменения розничных цен на уровень издержек обращения Изменение тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, электроэнергию, топливо и горючееоказывает определенное вли­яние на соответствующие статьи и виды расходов. При повыше­нии или снижении тарифов, ставок и цен пересчет издержек обра­щения в сопоставимые показатели производится по каждому виду расходов в отдельности (индексным методом). Обычно пересчиты­вают фактические расходы отчетного периода (года) в сопоста­вимые тарифы, ставки и цены делением их на средний индекс цен (тарифов и ставок). Повышение производительности трудаведет к высвобожде­нию численности работников и, следовательно, к сокращению расходов на оплату труда. Повышение эффективности использования материально-тех­нической базы торговливедет к росту фондоотдачи, производи­тельности труда, товарооборота, а следовательно, и к относи­тельному снижению издержек обращения. Влияние улучшения или ухудшения использования материально-технической базы торговли на издержки обращения можно изучить по показателю фондоотдачи при помощи приемов группировок, корреляции и регрессии. Изменение условий завоза товаров, расширение их закупок у местных поставщиков на льготных условиях, развитие централи­зованной доставки, совершенствование товародвиженияследует также учесть при анализе издержек обращения. Прием или передача магазинов, их филиалов, другие органи­зационно-структурные изменения в составе торгового предприятия(организации) оказывают определенное влияние на его издерж­ки обращения. Так, если приняты магазины с относительно низ­кими издержками обращения, то за счет этого общий уровень расходов торгового предприятия снизится, и наоборот.
  Анализ отдельных статей издержек обращения в торговле. Одной из основных статей издержек обращения в торговле являются расходы на оплату труда персонала. определяют соблюдение запланированной числен­ности работников, изучают ее динамику, эффективность исполь­зования рабочего времени, применяемой системы организации и оплаты труда, анализируют закономерности изменения това­рооборота и израсходованных средств на оплату труда или тем­пов роста (снижения) производительности труда и средней зара­ботной платы на одного работника. Значительный удельный вес в издержках обращения торговых предприятий занимают транспортные расходы,которые планируют и учитывают по двум статьям: «Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания» и «Транспортные расходы по доставке товаров Покупателям». На первую статью относят издержки по доставке аваров и продуктов на предприятия торговли и общественного мания; на вторую — транспортные расходы по оптовой реализации товаров, обусловленные договором (контрактом). Наиболее экономичной формой доставки товаров на пред-, приятия розничной торговли является централизованный завоз.-Он улучшает процесс товародвижения, обеспечивает более про­изводительное использование транспортных средств, снижает себестоимость перевозок грузов, сокращает численность работ­ников, занятых транспортным процессом, и т.д. Проводя ана­лиз, прежде всего изучают, как организована централизованная доставка и какие имеются резервы для ее расширения, а при пе­ревозке небольших партий товаров — возможности развития их кольцевого завоза. Наценки (нормы) возмещениязатрат по централизованному завозу товаров должны быть установлены в минимальных размерах при условии рационального использования транспортных средств. На практике эти нормы нередко с избытком покрывают расходы поставщиков по централизован­ной доставке товаров, в том числе и убытки от непроизводитель­ного использования транспортных средств, и обеспечивают им получение неправомерной прибыли. Все это не создает матери­альной заинтересованности у поставщиков для совершенствова­ния и удешевления транспортировки товаров. Расходы на содержание материально-технической базы торговлив планировании и учете отражают на четырех статьях издержек обращения: «Расходы на аренду (лизинг) основных средств и не­материальных активов», «Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря», «Амортизация основных средств и не­материальных активов», «Затраты и отчисления на ремонт ос­новных средств». Эти расходы занимают существенное место в издержках обращения розничной торговли. Указанные из­держки в основном не зависят от степени выполнения плана то­варооборота и поэтому их изучают прежде всего по абсолютным размерам. Анализ расходов на содержание материально-техни­ческой базы торговли проводят по отдельным статьям и видам расходов, так как они имеют свои особенности и пути снижения. Прежде чем проводить анализ расходов на аренду,необходимо проверить наличие договоров аренды, правильность отражения в них площади арендуемых торгово-складских и других помеще­ний и ставок арендной платы. Далее изучают целесообразность аренды каждого объекта, выясняют, нет ли полупустующих и не­используемых помещений складов, кладовых и других объектов аренды, и разрабатывают меры по более рациональному исполь­зованию арендуемых площадей, прекращению аренды ненуж­ных зданий, помещений, инвентаря, развитию субаренды. Расходы на содержание основных средстввключают целый комплекс затрат, анализ которых проводится по каждому их виду в отдельности. В частности, изучают, насколько экономно рас­ходуются топливо, электроэнергия, вода, нет ли утечки, неэко­номного использования топливно-энергетических ресурсов. На статье «Затраты и отчисления на ремонт основных средств»отражаются расходы, связанные с текущим, средним и капиталь­ным ремонтом производственных основных фондов, и аккумули­руются средства для проведения всех видов ремонта. На статье «Расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров»отражаются следующие виды издержек обраще­ния: затраты на подработку, подсортировку и упаковку товаров (стоимость упаковочной бумаги, пакетов, шпагата, гвоздей, стружки и т.п.), оплата услуг фасовочных предприятий, стоимость временного хранения товаров на «чужих» складах, расходы на закупку инабивку льда (включая затраты по его доставке, погрузке и вы­грузке), содержание холодильных установок, издержки по сохра­нению товаров от порчи (приобретение нафталина, антимоли, затраты по сортировке и доработке товаров). Анализ расходов на торговую рекламупроводят по общей сумме и отдельным их видам: затратам на оформление витрин и выставок, световую и другую наружную рекламу, рекламу через радио, теле­видение, периодическую печать, издание прейскурантов, иллюст­рированных альбомов, каталогов, проспектов, расходам на уценку товаров, используемых в качестве рекламных средств, и т.п. Статью «Проценты за пользование кредитами и займами»изучают по предприятию в целом и по от­дельным видам кредита. Особое внимание уделяют анализу рас­ходов по процентам за кредит под товарные запасы, так как они занимают основное место в данной статье издержек обращения. При транспортировке, хранении и продаже товаров образу­ются нормируемые товарные потери, которые учитывают на статье «Потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм».К ним относятся естественная убыль товаров, потери от боя непродовольственных и продовольственных товаров в стеклянной посуде, бой фарфорофаянсовых истеклянных изделий, галантерейных товаров из пластмасс при перевозке, приемке, хранении и отпуске товаров в пределах установленных норм. На статье «Расходы на тару»отражаются издержки обраще­ния на тару за вычетом доходов по операциям с тарой. Расходы по данной статье включают износ собственной инвентарной и многооборотной залоговой тары и тары-оборудования, расхо­ды по ремонту, перевозке, погрузке и выгрузке тары и т.п. По статье «Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения (производства)»учитываются экологический налог, налог на землю, другие обязательные платежи, таможен­ные пошлины и сборы, отчисления по обязательному медицин­скому страхованию, производимые в соответствии с установ­ленным законодательством порядке, отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, осуществ­ляемые в соответствии с установленным законодательством по­рядком, и др. По статье «Прочие нормируемые затраты, включаемые в из­держки обращения (производства)отражается комплекс расхо­дов различного характера, большинство из которых регламенти­руются специальными нормативными документами. К ним, в частности, относится оплата информационных, консультаци­онных имаркетинговых услуг, расходы на подготовку кадров в средних и высших учебных заведениях, страховые взносы по добровольному и дополнительному социальному страхованию, представительские расходы на прием и обслуживание ин


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: