Белик Ю.Н.
заведующий МБДОУ "Детский сад № 12" г. Североморска
Чухина О.В.
старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 12" г. Североморска
Книги помогают детям знакомиться с окружающим миром, лучшими произведениями детских писателей, способствуют формированию у них нравственных качеств, моральных ценностей и эстетического вкуса. Учитывая это, важно с ранних лет приучать ребенка к общению с книгой, воспитывать бережное к ней отношение. Так, оформленный с учетом современных требований книжный уголок в группе ДОО станет началом интересного путешествия воспитанников в мир сказочных историй, захватывающих рассказов и незатейливых стихов.
Приходит книга в дом любой. Коснись ее страниц, Заговорит она с тобой Про жизнь зверей и птиц. Увидишь ты разливы рек, Услышишь конский топот, Придут к тебе и Чук, и Гек, Тимур и дядя Степа. Ей вьюга злая не страшна И не страшна распутица, С тобой беседует она, Как умная попутчица. Ну, а взгрустнется вдруг, Не огорчайся слишком: Как самый лучший верный друг Развеет скуку книжка. А. Марков |
«По следам художественных произведений» — альбом детского художественного творчества в старшей группе
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), включает ряд требований, среди которых требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в т. ч. к развивающей предметно-пространственной среде.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
· наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
· охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
· возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в т. ч. детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
· двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Учитывая требования ФГОС ДО, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 12» определил организацию развивающей предметно-пространственной образовательной среды, в т. ч. оформление и обогащение содержания книжных уголков в группах, в качестве приоритетного направления своей деятельности в рамках решения годовых задач.
Данная работа проводилась с учетом методических рекомендаций по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования на основании письма Минобрнауки Мурманской области от 26.11.2013 № 17–02/8577-НК «О методических рекомендациях по организации предметно-развивающей пространственной образовательной среды ДОО».
Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке
При оформлении книжных уголков педагоги руководствовались принципами, определенными ФГОС ДО.
Так, с целью реализации принципа трансформируемости, который предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в группах в зависимости от образовательной ситуации, в т. ч. от меняющихся интересов и возможностей детей, была приобретена многофункциональная мебель, обеспечивающая возможность общения и совместной деятельности детей и педагогов.
В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки (в подготовительной группе), рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.
Следуя принципу вариативности, предусматривающему наличие разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность воспитанников, педагоги разнообразили содержание книжных уголков.
Так в книжном уголке старшей группы ДОО появился альбом детского художественного творчества «По следам художественных произведений», страницами которого являются рисунки и аппликации воспитанников. В них дети отражают свои впечатления после того, как прослушают художественное произведение, рассмотрят иллюстрации, тематические альбомы и т. д.
В подготовительной группе представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения и т. д.
Принцип насыщенности предусматривает соответствие развивающей предметно-пространственной среды содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям воспитанников. Поэтому книжные уголки в группах оформляются с учетом программных требований и возрастных, психологических (возможности и особенности восприятия, памяти, мышления, психомоторики), гендерных особенностей детей. Они отличаются информативностью и разнообразием тематики книг, что способствует удовлетворению разных интересов дошкольников.
С целью реализации принципа доступности, который предполагает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, а также исправность и сохранность материалов и оборудования, книжные уголки в группах располагаются автономно, вдали от игровой зоны, в оптимально спокойном и бесшумном месте. Здесь каждый ребенок может уединиться и сосредоточиться на общении с интересной книгой.
Рядом с книжным уголком, в едином пространстве, оформляется уголок продуктивной, театрализованной деятельности, уголок уединения (или психологической разгрузки), что обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.
За исправностью и сохранностью книг в уголках следят не только воспитатели, но и дети. Для этого в старших группах педагоги разместили «книжную аптечку», которая помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к книгам. С помощью нее воспитанники учатся самостоятельно их ремонтировать.
С учетом принципа безопасности, предполагающего соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, книжные уголки оборудуются в максимально освещенной зоне групповых комнат.
Мебель для книжного уголка подбирается из безвредных для здоровья детей материалов, в соответствии с их возрастом и антропометрическими данными.
С целью контроля оформления и содержания книжных уголков во всех возрастных группах ДОО были разработаны соответствующие критерии оценки (приложения 1, 2).
Контроль деятельности педагогов в данном направлении позволяет стимулировать их к обновлению и пополнению книжных уголков, адаптируя их содержание к новообразованиям определенного возраста.
Созданные в группах книжные уголки способствуют развитию у детей самостоятельности, инициативности, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности.
Таким образом, предметно-пространственная среда в ДОО имеет характер открытой, незамкнутой системы и обеспечивает эффективную организацию воспитательно-образовательной работы с воспитанниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, способностей и интересов.
Книжные уголки в группах ДОО
Приложение 1
Критерии оценки содержания книжных уголков в группах в ходе тематического контроля 1
Оснащение | Баллы | Примечание | |||
Младший возраст | |||||
Количество книг 4–5 (одинаковые по содержанию, но разные по оформлению) Наличие 2–3 экземпляров одинаковых книг Наличие 3–4 тематических книг, книг разных литературных жанров Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям | |||||
Наличие нетрадиционных книг (книги-ширмы, книги-игрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом) | |||||
Наличие набора сюжетных картинок | |||||
Наличие тематических альбомов «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д. | |||||
Наличие набора предметных картинок | |||||
Наличие постоянного персонажа — «жителя» книжного уголка | |||||
Использование детских работ в оформлении книжного уголка | |||||
Средний возраст | |||||
Наличие книг разных жанров художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворения) | |||||
Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой | |||||
3–4 книги с одним и тем же произведением, но с разными иллюстрациями | |||||
Портрет детского писателя. Книги с его произведениями. | |||||
Наличие наборов предметных, сюжетных картинок | |||||
Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям | |||||
Наличие «Аптечки для книг» | |||||
Использование детских работ в оформлении книжного уголка | |||||
Старший возраст | |||||
Наличие книг разных жанров художественной литературы (в подготовительной группе оформлена библиотека) | |||||
Тематическая выставка книг | |||||
Наличие книг, соответствующих программным требованиям Наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД | |||||
Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные книги разного формата и оформления) | |||||
Наличие книг-самоделок | |||||
Наличие журнала интересных дат | |||||
Наличие альбома детского художественного творчества по мотивам художественных произведений | |||||
Наличие дидактических игр по развитию речи | |||||
Наличие наборов открыток | |||||
Журналы с учетом гендерной принадлежности детей | |||||
Наличие сюжетных картинок, картотеки речевых игр | |||||
Наличие «Аптечки для книг» | |||||
Всего баллов: |
Приложение 2