Макроэкономическое равновесие: модель AD – AS




Состояние национальной экономики, при котором существует совокупная пропорциональность между: ресурсами и их использованием; производством и потреблением; материальными и финансовыми потоками, – характеризует общее (или макроэкономическое) экономическое равновесие (ОЭР). Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта. Графически макроэкономическое равновесие будет означать совмещение на одном рисунке кривых AD и AS и пересечение их в некоторой точке. Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения (AD – AS) дает характеристику величины национального дохода при данном уровне цен, а в целом – равновесие на уровне общества, т. е. когда объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее. Эта модель макроэкономического равновесия базовая. Кривая AD может пересечь кривую AS на разных участках: горизонтальном, промежуточном или вертикальном. Поэтому различают три варианта возможного макроэкономического равновесия (рис. 12.5).

Рис. 12.5. Макроэкономическое равновесие: модель AD – AS.

Точка Е3 - это равновесие при неполной занятости без повышения уровня цен, т. е. без инфляции. Точка Е1 - это равновесие при небольшом повышении уровня цен и состоянии, близком к полной занятости. Точка Е2 - это равновесие в условиях полной занятости, но с инфляцией.

Рассмотрим, как устанавливается равновесие при пересечении кривой совокупного спроса кривой совокупного предложения на промежуточном участке в точке Е (рис. 12.6).

Все основные проблемы общества так или иначе связаны с несовпадением совокупного спроса и совокупного предложения.

Можно сказать, что в самом общем виде экономическое равновесие – это соответствие между имеющимися ограниченными ресурсами (земля, труд, капитал, деньги), с одной стороны, и возрастающими потребностями общества – с другой. Рост общественных потребностей, как правило, опережает увеличение экономических ресурсов. Поэтому обычно равновесие достигается либо посредством ограничения потребностей (платежеспособного спроса), либо расширением мощностей и оптимизацией использования ресурсов.

Различают частичное и общее равновесие. Частичное равновесие – количественное соответствие двух взаимосвязанных макроэкономических параметров или отдельных сторон экономики. Это, например, равновесие производства и потребления, доходов и расходов бюджета, спроса и предложения и т. п. В отличие от частичного общее экономическое равновесие означает соответствие и согласованное развитие всех сфер экономической системы. Наиболее важные предпосылки ОЭР следующие: 1)соответствие общенациональных целей и имеющихся экономических возможностей; 2)использование всех экономических ресурсов – рабочей силы, денег, основных фондов, т. е. обеспечение нормального уровня безработицы и оптимальных резервов мощностей без допущения изобилия простаивающих мощностей, массовой безработицы, нереализованных товаров, равно как и чрезмерного напряжения ресурсов; 3)приведение структуры производства в соответствие со структурой потребления; 4)соответствие совокупного спроса и совокупного предложения на всех четырех типах рынков – товаров, труда, капитала и денег.

Следует также отметить, что модели ОЭР будут различаться для закрытой и открытой экономики, в последнем случае учитывая внешние по отношению к данной национальной экономике факторы, – колебание валютных курсов, условия внешней торговли и т. п.

Макроэкономическое равновесие нельзя рассматривать как статичное состояние, оно весьма динамично и вряд ли достижимо в принципе, как любое идеальное состояние. Циклические колебания присущи любой экономической системе. Но общество заинтересовано в том, чтобы отклонения от идеального равновесия (или баланса) экономических интересов были минимальными, ибо слишком большие колебания могут привести к необратимым последствиям – к разрушению системы как таковой. Поэтому соблюдение условий макроэкономического равновесия является основой социально-экономической стабильности того или иного государства.

11 Отклонение кривых AD и AS от точки равновесия Е будет означать нарушение макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. 1. Последствия изменения совокупного спроса при неизменном совокупном предложении зависят от того, на каком участке кривой совокупного предложения они происходят.Так, если кривая совокупного спроса смещается на горизонтальном отрезке кривой АD, то происходит изменение только реального объема национального производства с Q1 до Q2, на который есть спрос, а уровень цен Р1 не изменяется (рис. 4.5, а). В то же время смещение кривой на промежуточном отрезке АD вызывает как изменение объема национального производства сQ3 до Q4, так и изменение уровня цен с Р3 до Р4 (рис. 4.5, б). На вертикальном отрезке АD сдвиг кривой вверх приводит к инфляционному изменению цен с Р5 до Р6, а реальный объем производства останется без изменений на уровне полной занятости (Qf) (рис. 4.5, в).

2. Последствия изменения совокупного предложения (рис. 4.6) при неизменности совокупного спроса заключаются в следующем: а) сокращение совокупного предложения (сдвиг кривой влево из AS1 в AS2) приведет к снижению реального объема ВНП, росту безработицы и росту уровня цен; б)увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо из AS1 в AS3) приведет к увеличению реального ВНП, сокращению безработицы и падению уровня цен.

Анализ рассмотренных кривых с конкретными данными позволяет принимать соответствующие меры, определять пути реализации разрабатываемой стабилизационной политики государства по предотвращению безработицы, сдерживанию инфляции и достижению оптимального состояния экономики.

Различные направления экономической науки по-разному оценивали проблему достижения макроэкономического равновесия. Коротко остановимся на важнейших из них.

12 В кейнсианской модели совокупный спрос равен совокупным расходам или общей сумме личного потребления, инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта. При рассмотрении данного и последующих вопросов будем считать, что экономика функционирует на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения, уровень цен в экономике фиксирован.

В данной теме рассматриваются такие составляющие совокупных расходов, как потребление и инвестиции. Государственные расходы и чистый экспорт будут проанализированы в следующих темах. Основным компонентом совокупных расходов является потребление.

Потребление — часть личного располагаемого дохода, которая используется домохозяйствами на приобретение различных благ и услуг. Масштабы потребления зависят от многих факторов, но главный из них — доход. Зависимость между реальным располагаемым доходом и расходами на потребление Кейнс назвал функцией потребления. Чем больше доход, тем больше потребление, но потребляется не весь доход, а его часть в соответствии со склонностью к потреблению. Отношение потребления к доходу называется средней склонностью к потреблению (АРС): APC=потребление/доход. где С- потребление У-доход. Функцию потребления можно представить графически. Кейнс считал, что по мере роста дохода прирост потребления замедляется. Соотношение между изменением дохода и вызываемым им изменением потребления называется предельной склонностью к потреблению (МРС). Под мультипликатором в теории Кейнса понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций:
где Кк - мультипликатор (множитель) Кейнса; ΔI- увеличение инвестиционного расхода, независимо от формы инвестирования частной или государственной; ΔY- общее изменение совокупного дохода. Следовательно, , так как . Отсюда, разделив на ∆Y, получим . Таким образом, мультипликатор Кейнса - величина, обратная предельной склонности к сбережению. Однако данное изложение, предложенное Кейнсом, носит чисто математический характер и объясняет факт связи между изменением дохода и изменением инвестирования в данный момент времени. Таким образом, данный мультипликатор статичен и не показывает причинную связь. Эффект мультипликатора отражает взаимосвязь между увеличением инвестирования и ростом уровня экономической активности в одном и том же году t. Эффект акселератора состоит в том, что масштабы инвестирования в году t зависят от увеличения ВНП в году t-1 по сравнению с годом t-2. Тогда
,где It, - объем инвестиций в году t; А - акселератор; Δy t-1 - прирост ВНП в М году. Следовательно, эффект акселератора связывает масштабы инвестирования в данном году с изменением уровня экономической активности в прошлом периоде.
Эффект мультипликатора и акселератора позволяет понять взаимодействие совокупных величин потребления, инвестирования и дохода. Сочетание данных эффектов дает возможность проследить во времени взаимосвязь экономических явлений, таких, как увеличение потребления и дохода благодаря инвестиционным расходам, и обратное воздействие на инвестирование изменений в доходах и потреблении. Эти взаимосвязи широко используются для объяснения колебаний экономической деятельности, а также для анализа равновесия в рамках национальной экономики.

13.Инвестиции и их роль в экономике, факторы и источники инвестиций, мультипликатор инвестиций. Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично. Роль инвестиций в экономике государства огромна, они играют значительную роль в поддержании, функционировании и динамическом развитии экономики страны. Происходящие изменения, в количественном соотношении инвестиций, воздействуют на изменения: объема общественного производства, занятости населения, структурных экономических показателей и динамики развития различных отраслей народного хозяйства. Инвестиции, обеспечивают накопление материальных и финансовых ресурсов предприятия, тем самым, увеличивая производственный потенциал компании. Инвестиции, в целом, влияют на текущие и будущие результаты экономическо-хозяйственной деятельности компаний. Факторы инвестиций: 1)фактор риска, 2)фактор прибыли, 3)фактор доступа к инвестиционным проектам. Источниками инвестиций являются: 1)собственные финансовые средства инвестора (накопления, прибыль, амортизационные отчисления, суммы страховых возмещений), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность); 2)привлеченные средства инвесторов (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими организациями, финансово-промышленными группами); 3)ассигнования из местного, регионального, федерального бюджета, фонда поддержки предпринимательства; 4)различные заемные средства: кредиты банков, облигационные займы, векселя. Мультипликатор инвестиций – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1.Мультипликационный эффект является своеобразным экономическим эхом, которое, подобно его акустическому аналогу, многократно повторяет исходный импульс. Доход состоит из потребления и сбережений. Поэтому эффект мультипликатора можно выразить с помощью предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS): K– мультипликатор инвестиций.

14 IS – показывает множество комбинаций процентных ставок и уровней национального дохода и выпуска, при которых товарный рынок находится в состоянии равновесия и выполняется условие S=Iзаплан. Построение кривой IS. 1)IS построена на основе Кейнсианской модели с включением в анализ инвестиций, связанных с процентной ставкой.

Во всех точках выше IS товарный рынок не будет в равновесии, а совокупное предложение больше совокупного спроса. Во всех точках ниже IS, совокупный спрос больше совокупного предложения, рынок не в равновесии. Сдвиги кривой IS происходят под влиянием следующих факторов: 1)изменением автономного потребления, 2) изменение гос закупок, 3)изменение чистых налогов, 4)изменение запланированных инвестиций, 5)изменение чистого экспорта

Наклон кривой IS отрицательный. Кривая IS более пологая в случае, если: 1)инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к изменению процентной ставки, 2)если предельная склонность к потреблению МРС велика. 3)если предельная ставка налогообложения не велика. 4)если предельная склонность к импортированию не велика

 

 

15. Модель «совокупные доходы – совокупные расходы» («рост Кейнса»), парадокс бережливости. Чтобы избежать значительных потерь от спада производства, необходима активная государственная политика по регулированию совокупного спроса. Поэтому теорию Кейнса называют теорией совокупного спроса. Фактические инвестиции включают в себя как запланированные, так и незапланированные инвестиции. Последние представляют собой непредусмотренные изменения инвестиций в ТМЗ. Они приводят в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и устанавливают макроэкономическое равновесие. Планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир планируют истратить на товары и услуги. Реальные расходы отличаются от планируемых тогда, когда фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в ТМЗ в условиях неожиданных изменений в уровне продаж.

Функция планируемых расходов:E = C + I + G + NX. Линия планируемых расходов пересечет линию, на которой реальные и планируемые расходы равны друг другу (линию Y=E) в точке А. Этот график получил название крест Кейнса. На линии Y=E всегда соблюдается равенство планируемых и фактических инвестиций и сбережений. В точке А достигается это равенство, т.е. устанавливается макроэкономическое равновесие.Если фактический объем производства (Y1) больше равновесного уровня (Y0), то покупатели приобретают товаров меньше, чем производят фирмы (AD < AS). Возрастают ТМЗ, что вынуждает фирмы снижать производство и занятость. В итоге снижается ВНП. Постепенно снижается до, доход и планируемые расходы становятся равными (AD = AS).Если же фактический выпуск Y2 меньше равновесного Y0, то фирмы производят меньше, чем покупатели готовы приобрести (AD > AS). Повышенный спрос удовлетворяется за счет сокращения запасов ТМЗ, что создает стимулы к увеличению занятости и выпуска. В итоге ВНП возрастает до Y0 (AD = AS). Парадокс формулируется следующим образом: «Чем больше мы откладываем на черный день, тем быстрее он наступит». Если во время экономического спада все начнут экономить, то совокупный спрос уменьшится, что повлечет за собой уменьшение зарплат и, как следствие, уменьшение сбережений. То есть можно утверждать, что когда все экономят, то это неизбежно должно привести к уменьшению совокупного спроса и замедлению экономического роста.В простой кейнсианской модели следовало, что для экономического роста необходимо увеличивать совокупные расходы, которые действуют подобно инъекциям, обусловливая рост совокупного дохода с эффектом мультипликатора. А все изъятое из потока расходов мультипликативно сокращает совокупный доход, подталкивая экономику к рецессии или депрессии. Отсюда следовал парадоксальный вывод: чем больше в экономике аккумулируется сбережений, тем беднее она становится. В таком виде парадокс представляется как дилемма заключенного, где сбережения выгодны для каждого человека по отдельности, но вредны для населения и экономики в целом.Кейнс видел выход из рецессии через активное вмешательство государства в экономику (политика государственного регулирования). Кейнс и его последователи предлагали использовать для стабилизации экономики в первую очередь увеличение государственных расходов, поскольку это позволяет напрямую, а, следовательно, в максимальной степени влиять на совокупный спрос и с мультипликативним эффектом на совокупный выпуск и доход.Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман привел парадокс бережливости как один из аргументов в пользу ведения политики увеличения государственных расходов[3]. По его мнению, в то время, когда домохозяйства вынуждены уменьшать расходы, экономика для оживления требует замены обычных потребителей правительством: именно правительство должно утвердить различные государственные программы. Зато, по мнению конгрессмена от штата Техас Рона Пола, настоящее благосостояние может быть создано благодаря сбережениям, ограничению потребления нынешних благ для увеличения потребления благ в будущем.[4]Классическая модельПарадокс сбережений присутствует только в кейнсианской модели. В классической политической экономии сбережения фактически равны инвестициям. Поэтому, согласно представлениям классиков, при увеличении сбережений инвестиции возрастают на аналогичную величину. В результате сокращения дохода не происходит. Аналогично, если увеличивается предельная норма изъятия в результате роста любого из видов изъятий, то это компенсируется соответствующим ростом инъекций, и величина совокупного выпуска не меняется.Генри Гацлит обратил внимание на то, что в «Общей теории …» Кейнс допустил ряд ошибок и неточностей в определении понятия «сбережения» и «инвестиции»[5]. В частности, Кейнс сначала определил сбережения и инвестиции таким образом, что они были идентичны и являются лишь разными аспектами одного явления. Но впоследствии Кейнс незаметно отказывается от этих определений и строит теорию экономических циклов при условии неравенства сбережений и инвестиций.

16. Необходимость государственного регулирования экономики, функции государства в экономике. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики. Таким образом, экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

На государство возлагаются следующие основные функции: 1)Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции. 2)Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: и это все влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом. 3)Стабилизация экономики. Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем ВНП и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы. например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает такие негативные последствия: -снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы; 4)Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим. 5)Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели — это хозяева; рынок — их агент, а предприятие — их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу. 6)Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения. Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

17. Формы и методы государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. Выделяются следующие формы государственного регулирования экономики: 1)Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных прогнозов и программ (планов). Их назначение — дать участникам экономики информацию об ожидаемых изменениях в различных сферах общественного производства, реальном состоянии и тенденциях научно-технического, экономического и социального развития страны 2)Бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечиваются государственное потребление и селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, предприятий. 3)Государственное потребление и государственный заказ. С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики. 4)Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий, так же как и государственное потребление, связано с использованием бюджетных средств. 5)Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы. 6)Приватизация и национализация собственности — формы государственного регулирования, применяемые для решения комплекса социально-экономических задач. Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики является, то что они:

- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации;

- базируются на силе и авторитете государственной власти;

- включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий. Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров. Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

- предусматривают организацию управления предприятиями государственного сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов: - государственного экономического прогнозирования;

- государственного экономического программирования; - бюджетно - налоговой системы; - денежно - кредитной политики; - валютной политики; - таможенной политики.

18. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ: 1)Теория меркантилизма, 2)Экономический либерализм, 3)Кейнсианство, 4) Монетаризм, 5)Государственный дирижизм, 6)Теория регуляции, 7)Теория устойчивого развития

1Меркантилисты считали основным источником богатства торговлю, а деньги, золото, серебро и драгоценности – истинным сокровищами.

Характерное для меркантилистов отождествление богатства с деньгами привело их к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег (естественно, полноценных - золота и серебра) оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти.

Поэтому представители школы меркантилизма обосновывали необходимость активной государственной экономической политики.

Теория раннего (или денежного) меркантилизма предлагала государствам осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране. Среди этих мер были:

•запрещение вывоза денег за границу;

•введение государственной монополии на торговлю валютой;

•создание «складочных мест» для торговли иностранными товарами;

•все вырученные от продажи средства иностранцы были обязаны истратить на покупку изделий местного производства.

В тот период, предлагавшийся ими и осуществлявшийся европейскими государствами комплекс мер способствовал становлению рыночной капиталистической системы.

2 В основе учения А. Смита лежало представление об экономических законах, действующих подобно законам природы и определяющих развитие общества. Ему была близка идея «естественной гармонии» (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы.

А. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки», а роль государства ограничивал функцией «ночного сторожа» - поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.

«Свобода предпринимательства», «свобода торговли» - эти принципы заменили и в теории, и в политике идеи государственного протекционизма.

3 Основные методологические положения подхода Дж. М. Кейнса:

Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

Рыночная экономика не может саморегулироваться, и поэтому вмешательство государства неизбежно.

Кризисы перепроизводства нежелательны, поэтому проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью.

Введение термина «эффективный спрос» стимулировало анализ макроэкономических показателей, что позволило выяснить, как функционирует экономическая система в целом, движется поток производимой, распределяемой и потребляемой стоимости.

Основным инструментом регулирования экономики признавались бюджетная политика, на которую возлагались задачи обеспечения занятости рабочей силы и производственного оборудования.

4 В основе идей монетаризма лежит количественная теория денег, трактующая деньги как основной элемент рыночного хозяйства. Согласно данной теории денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, и соответственно хозяйственными процессами, в том числе оказывают значительное влияние на объем производства и занятость.

Родоначальниками количественной теория денег считают британского ученого Вандерлинга и Д. Юма (XVII век).

5 Государственный дирижизм – руководящая, направляющая роль государства в управлении экономикой, активное участие органов государстенной власти в регулировании экономических процессов и отношений.

Основные черты "дирижизма":

прямые административные методы вмешательства в экономику;

активная предпринимательская деятельность государства;

сильный государственный сектор;

прямое финансирование капиталовложений;

индикативное планирование.

6 Одним из первых, кто ввел категорию регуляции в сферу общественных наук, был французский экономист Жерар Дестан де Бернис, который использовал некоторые элементы теории систем для обновления марксистского анализа.

В основу было положено определение философа Ж. Кангилема, который рассматривал регуляцию как «процесс совмещения, в соответствии с определенными правилами или нормами, множества движений или действий, а также их последствий или результатов, которые сначала из-за своего многообразия или разновременности появления кажутся не связанными друг с другом».

7 В конце 60-х годов промышленно развитые страны столкнулись с проблемами, которые невозможно было решить в рамках старой модели развития.

Темпы использования человечеством важнейших видов природных ресурсов, нерациональная структура производства и потребления привели к образованию многих видов загрязнений окружающей среды, которые уже превышают допустимые пределы.

Основной причиной этого является быстрый рост всех основных элементов глобальной системы: численности населения, промышленного производства, производства продуктов питания, потребления ресурсов и загрязнения окружающей среды. Причем этот рост подчиняется закону, который математики называют экспоненциальным ростом.

19. Сущность и роль финансов в экономике, финансовая система и ее элементы. Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация. Основными участниками финансовых отношений являются: Государство; хозяйствующие субъекты; население. Основные признаки государственных финансов: 1)денежные отношения между двумя субъектами, (где нет денег, не может быть финансов); 2)субъекты обладают различными правами, один из них (государство) обладает особыми полномочиями. 3)в процессе этих отношений формируется государственный бюджет; 4)регулярное поступление средств в бюджет обеспечено законодательством.

Рыночный механизм хозяйствования формирует и реализует систему экономических отношений:

непосредственно между хозяйствующими субъектами – производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров и услуг; в сфере производства и обращения;

между хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками и государством);

в финансово- бюджетной сфере – между хозяйствующими субъектами (работодателями и наемными работниками);

в сфере трудовых отношений.

Хозяйствующие субъекты многолики и функционируют одновременно в качестве:

производителя и потребителя на рынке товаров и услуг;

заемщика и инвестора на финансовом рынке;

работодателя на рынке труда.

В рыночной экономике взаимодействуют 3 специфических основных рынка: рынок товаров и услуг; рынок труда;

финансовый рынок.

Все три рынка находятся в постоянном взаимодействии, выполняя специфические функции рыночной системы хозяйствования.

Функционирование финансов как экономической категории обязательно связано с действием объективных экономических законов.

На современном этапе особо выделяются такие сущностные характеристики финансов, как социальная направленность финансовых отношений, что усиливает значение вопросов четкого взаимодействия между всеми участниками финансовых отношений в условиях рыночной экономики.

В мировой практике развитых стран выделяются две основные модели рыночной экономики, обеспечивающие экономический и социальный прогресс общества, различающиеся между собой прежде всего по степени государственного регулирования экономики.

Сущность той или иной модели определяется экономической и социальной ролью государства в развитии общества. От того, какая из моделей рыночной системы хозяйствования реализуется в постсоциалистических государствах, зависит и налоговая емкость производства и доходов.

Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода стран. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся перераспределительные отношения в обществе.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система и ее элементы

Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух часте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: