Проектная деятельность при обучении вокалу




Наталия Шарова

Проектная деятельность при обучении вокалу, способствует развитию самоизучения, самовыражения, самореализации воспитанников. Благодаря этому, занятия обучения вокалу становятся более интересными. Воспитанники с удовольствием участвуют в проектах, с энтузиазмом принимают участие в подготовке материала, изучают различные направления эстрадного вокала, классику, живопись, поэзию, традиции различных народов, историю, культуру России, историю и культуру народов России и т.д.

Так, например воспитанники творческого объединения могут участвовать в реализации проекта «Русь моя».

Цель проекта: формирование патриотических чувств и гражданской позиции воспитанников через приобщение их к вокальному искусству, основываясь на общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины.

Приобщая обучающихся к традициям и истории нашей страны, воспитывать уважение к традициям разных народов, прививать уважение к ветеранам войны, воспитывать сочувствие к детям и людям с ограниченными возможностями, передавая свои чувства и свое отношение через музыкальные композиции.

Задачи проекта:

1.Воспитание в сознании и чувствах воспитанников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям.

2. Привитие чувства гордости, уважения и почитания символов России - Герба, Флага, гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

3. Привитие чувства уважения к традициям народов России, уважения к ветеранам, людям пожилого возраста, людям с ограниченным возможностям.

4.Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между воспитанниками и людьми разных национальностей.

 

 

Ожидаемые результаты воспитанники должны:

- Знать основы родной вокальной культуры. Через свои ощущения нести лучшие традиции зрителю.

- Проявлять себя - как гражданина, участвуя в мероприятиях своего района, города, страны.

- Осознавать в качестве ключевой ценности любовь к Родине.

Школа вокала "Контрасты» – разновозрастное объединение детей от 3 до 18 лет, а значит, уровень развития и подготовки различен.

Работа в творческом объединении очень разнообразна, так как и возраст воспитанников разный, и уровень подготовки так же различный. Отличие воспитанников и в том, что они сами по себе разные от природы: одни более музыкальны, но менее точно исполняют интонационно, другие способны от природы и точно исполняют мелодию и ритм, но менее эмоциональны. Но воспитанники, занимающиеся в ансамбле, должны звучать как единый инструмент, должны ощущать друг друга, и исполнять композицию как единое целое, чтобы наиболее точно донести смысл композиции. Можно научить детей правильно петь мелодию по нотам, правильно ритмически исполнить свою партию, научить детей изобразить на лице скорбь, радость, удивление и т.д., но как же научить чувствовать произведение, как донести смысл песни до воспитанников, чтобы и ансамбль и солисты чувствовали произведение душой.

Цель проектно-исследовательской деятельности в рамках проекта "Русь моя" и заключается в том, чтобы они научились чувствовать то или иное произведение душой, и, особенно, композиции патриотического характера.

Дети, занимающие в творческом коллективе, не знают, что такое война, что такое голод и боль потерь, и тем сложнее для них понять смысл патриотических композиций, особенно песен о войне. Поэтому я решила провести ряд мероприятий, благодаря которым воспитанники могли бы прикоснуться к истории, почувствовать себя участниками тех событий, которые потрясли не только наш народ, но и весь мир.

Проект или исследование обучающегося — это возможность максимального раскрытия творческого потенциала воспитанника. Это деятельность, которая позволит воспитаннику проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими воспитанниками в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

В проектно-исследовательском обучении меняется роль педагога. Из носителя знаний и информации педагог становится организатором деятельности, консультантом в решении той или иной проблемы, добыванию необходимых знаний.

Работа над проектом или исследованием позволяет превратить обучение в интересный увлекательный процесс, где педагог и воспитанник становятся коллегами, увлеченными одной идеей. Педагог вместе с воспитанником вновь и вновь переживает вдохновение творчества, превращает образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу

При обучении вокальной технике на занятиях, педагог объясняет приемы исполнения, воспитанник же машинально старается подражать педагогу, и результат восприятия не всегда точен. Но, когда воспитаннику предлагается провести исследование, например на тему: «Устройство голосового аппарата» или «Известные певцы 19 века», или «Высокая, низкая позиция звука», воспитанники под руководством педагога исследуют эти темы, и в последующем ярко и образно представляют и устройство голосового аппарата и, что такое высокая и низкая позиция звука и т.д.

При развитии исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для передачи информации, а требуется самостоятельный анализ в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции объект – субъектной совокупности научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований, образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега».

Вторая составляющая — «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанной с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставника» и специалиста, педагога, ее носителя.

Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

Проект или исследование с точки зрения педагога — это объединение, координирование отдельных частей, аспектов в целое, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у воспитанников.

Для этого необходимо:

1. Поставить перед воспитанниками задачу (проблему), либо самим воспитанникам сформулировать проблему.

2. Определить цели и задачи решения проблемы.

3. Определить результативность и успешность решения проблемы проекта (самоанализ и рефлексия).

4. Представить результат своей деятельности и ход работы (презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

Проектная деятельность при обучении вокалу - один из методов, направленных на выработку самостоятельных исследовательских умений воспитанника, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановка цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении вокальной техники, музыкальной грамоты, актерского мастерства и т.д.

Задачи проектной деятельности:

- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие общеучебные умения:

1. Рефлексивные:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, что важно при исполнении вокальных музыкальных композиций- донести смысл исполняемой композиции.

- умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Воспитанник должен не только опираться на свои ощущения, но и, прежде всего научиться думать.

2. Исследовательские:

- умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

Вокалист, будь он даже начинающий, прежде всего, должен быть грамотным, хорошо образованным человеком. Изучая новую композицию, подходить творчески к данному процессу. Он должен, прежде всего, определить замысел, интерпретировать данную композицию по своему видению данного материала, а это огромная работа для исследования.

- умение самостоятельно найти материал в информационном поле.

Воспитанники, умеющие пользоваться интернетом, наиболее активно и с наибольшим интересом занимаются в коллективах творческого объединения. Именно такие воспитанники, как правило, находят композиции, которые нравятся именно им.

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),

- умение находить несколько вариантов решения проблемы,

- умение выдвигать гипотезы,

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

- внешняя оценка

- самооценка

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4. Коммуникативные:

- Умение общаться со сверстниками и со взрослыми

- умение вести дискуссию,

- умение отстаивать свою точку зрения,

- умение находить компромисс,

5. Презентационные:

Для воспитанников вокально-эстрадного коллектива это также важно

- Уметь донести текст до зрителя

- Уметь держаться уверенно во время выступления

- Артистично и эмоционально вести себя со сцены.

- Уметь использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта.

6.Информационные умения и навыки.

- Способность ставить задачу - это искусство, высший уровень в проектной деятельности, на который выходят не все.

- Для улучшения качества обучения воспитанников вокалу необходимо, чтобы дети занимались исследовательской деятельностью.

- Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность, которая направлена на творческое решение задачи.

- Изучая материалы, развивая свой кругозор, исследуя тот или иной материал, анализируя его, воспитанники лучше воспринимают музыкальный материал и, естественно, это отражается на качестве исполнения произведений.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

 

2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

 

3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

 

4. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

 

5. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)

 

6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

 

7. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: