Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода




Периодизация истории на основе стадиально-цивилизационного подхода

Понятие цивилизации в рамках этого подхода изначально рассматривалось как универсальная высшая стадия в развитии человеческого общества согласно утвердившейся в науке трехступенчатой периодизации мировой истории, которая предполагает последовательную смену стадий «дикости», «варварства» и «цивилизации».

Признаки стадии «дикости »:

Присваивающий тип хозяйства, основанного на экстенсивно взаимодействующих с природой занятиях: собирательстве и охоте;

Небольшие автономные общины, имеющие кровнородственную основу и строгую половозрастную стратификацию;

Господство мифологического мировоззрения и отсутствие индивидуального сознания.

Признаки стадии «варварства»:

Переход от экстенсивного взаимодействия с природой кинтенсивному, что обуславливает зарождение производящего хозяйства.

Важной особенностью является то, что основным источником формирования материальных благ для общества является внешняя военная деятельность, целью которой является перераспределение богатства региона в свою пользу (военные экспедиции, наёмническая деятельность, контроль за транзитной международной торговлей и т.д.);

В социальной самоорганизации переход от кровнородственных связей к территориальным отношениям, складывание межплеменных объединений, связанных мобилизационной системой, которая обеспечивает совокупную военную мощь всех участников;

В духовной культуре появляются патриархальные семейно-родовые культы предка, вождей, племенных богов и на этой основе формируется политеизм. Также появляются первые формы письменности.

Признаки стадии цивилизации:

Хозяйственная система, интенсивно взаимодействующая с природной средой и означающая появление общественного разделения труда;

Устойчивые государственные институты;

Развитая письменная традиция, календарное летоисчисление и индивидуальное сознание в духовной сфере. Появление монотеистических религиях;

Город как новый тип поселения, который выполняет функции экономического, политического и культурного центра жизни общества.

 

В современной науке такая трехзвенная периодизация истории получила развитие и теперь предстает в таком виде:

а) доцивилизационный период, включающий в себя стадии «дикости» и «варварства»;

б) период цивилизации, в котором выделяют три стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.

 

Периодизация истории на основе локально-цивилизационного подхода

В локально-цивилизационном подходе цивилизация понимается как локальная культура с выраженной социокультурной спецификой. Историческая наука до сих пор не разработала единые принципы и критерии для классификации исторических общностей в качестве автономной цивилизации, что является главным недостатком всех теорий локальных цивилизаций.

Исследователи выдвигали разнообразные теории исторического процесса, основанные на идее автономных локальных цивилизаций. Наиболее известными такими периодизациями стали теории, принадлежащие Данилевскому, Шпенглеру, Тойнби.

Данилевский выдвинул идею «культурно-исторических типов», находящихся в непрерывной борьбе друг с другом. Он выделил четыре «основы» их исторического проявления: религиозную, культурную, политическую и социально-экономическую. По его мнению, все культурно-исторические типы сосредотачивали свои силы лишь на одной сфере деятельности. Качественно новым Данилевский называл «славянский» культурно-исторический тип, равномерно развивающий все четыре сферы. Ход мировой истории определяет смена культурно-исторических типов, исчерпывающих возможности развития.

К аждый культурно-исторический тип проходит три этапа:

этнографический, который начинается с отделения племени от родственных племён и обретения способности к самобытной деятельности;

политический этап народы выходят из «этнографической формы бытия», строят свое государство и обеспечивают политическую независимость;

цивилизационный этап обеспечивает реализацию духовных идеалов в науке, искусстве. Исчерпав творческие силы, цивилизация умирает.

О. Шпенглер в концепции локальных цивилизаций говорил о культуре как множестве «организмов», проходящих жизненный цикл, завершающийся стадией цивилизации, для которой характерны следующие признаки:

развитие индустрии и техники;

деградация искусства и литературы;

возникновение огромного скопления людей в больших городах;

превращение народов в безликие «массы».

В концепции локальных цивилизаций А.Д. Тойнби центральной идеей является утверждение, что развитие общества определяется столкновением «Вызова», который ставит под угрозу его существование, и творческого «Ответа», даваемого людьми. «Вызовом» может быть ухудшение природных условий, завоевание, деструктивные социальные силы и т.д. Автором «Ответа» выступает «творческое меньшинство» общества, которая приобщает инертную массу, склонную к подражанию, к новым ценностям.

По мнению Тойнби сменяющие друг друга локальные цивилизации проходят три аналогичные стадии:

Возникновение. При удачном решении угрожающих существованию общества проблем рождается локальная цивилизация.

Рост. Критерием развития общества становятся процессы его самоопределения и внутренней дифференциации.

Надлом и разложение. Неспособность «творческого меньшинства» решать возникающие социально-исторические проблемы становится причиной его деградации и вырождения в правящее меньшинство, озабоченное сохранением собственной власти. Нравственное отчуждение большинства раскалывает общество, что становится причиной гибели цивилизации.

 

Идеалисти́ческий подхо́д к исто́рии — это теория и методология построения образа прошлого, как части общей мировоззренческой картины мира, в которой главную роль играют идеи, созданные человеческим сознанием.

Автором идеалистического подхода к истории, как исторической концепции является Г. И. Герасимов. Идеализм, как теоретическое основание господствовал в течение большей части человеческой истории и лишь в XIX веке уступил свое первенство материалистическому подходу, в котором различные объективные факторы, такие как климат, география, производительные силы, демография, технологии и др. играют роль источника исторических изменений, а человек — инструмент, посредством которого внешние силы, задающие вектор исторического развития, осуществляют свои цели. Как считает доктор исторических наук, профессор Личман в идеалистическом подходе Герасимова «Человек ставится в центр истории, а источником её развития становится продукт его разума — идея», при этом «под исторической идеей понимается не любая мысль, а только приводящая к изменению в человеческой деятельности и человеческом бытии, разрывающей цикличность существования и создающей тем самым саму возможность истории, понимаемой как изменение. Это новый взгляд, так исторический идеализм не понимал никто, за исключением, Мизеса. В христианском идеализме идея как движущая сила истории — Бог, у Гегеля — саморазвивающийся и познающий себя абсолютный дух. А у Герасимова идея — это человеческая мысль.

Основными положениями идеалистического подхода, по мнению Б. В. Личмана, являются:

Мировоззрение, как система иерархических идей, обусловливающих ценности данной культуры и общества;

Смена мировоззренческих систем лежит в основе развития истории и может рассматриваться как основа периодизации российской истории, в которой последовательно меняли друг друга мифологическое (языческое), христианское православное, коммунистическое, либеральное мировоззрения;

Идеи создаются свободным творчеством человеческого разума, а это означает, что история не имеет закономерного развития, а является результатом творчества человека. Причем человек властен не только над своим настоящим и будущим, но и над прошлым, создавая различные его варианты, исходя из разных мировоззрений и исторических концепций; Применение идеалистической теории к конкретному историческому материалу показывает, что история есть борьба интеллектов, борьба идей, и в любой области человеческой жизни наибольших достижений добивается то общество, которое создает наиболее эффективные идеи. На основе этих идей оно строит свою жизнь, быт, культуру, меняет внешний мир и создает новые виды реальности; Исходя из определяющей роли мировоззрения, российская история XIX — нач. ХХ вв. рассматривается Г. И. Герасимовым как борьба православия и западно-европейского рационализма, которую Русская православная церковь проиграла из-за своей идейной немощи.

 

Формационный подход к изучению истории.

Анализ общества с позиций теории общемировой цивилизации близок к формационному подходу, сформированному в рамках марксизма. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль играет базис - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений и учреждений составляет надстройку.

Общественное сознание

Одним из элементов надстройки выступает общественное сознание, т. е. совокупность взглядов данного общества на различные стороны устройства мира и социальной жизни.

Эта совокупность взглядов имеет определенную структуру. Взгляды делятся на два уровня.

Первый уровень составляют эмпирические (опытные) взгляды людей на мир и собственную жизнь, накопленные на протяжении истории данного общества,

второй — теоретические системы идей, разработанные профессиональными исследователями.

Кроме того, взгляды делятся на группы в зависимости от области решаемых вопросов. Эти группы идей принято называть формами общественного сознания. К таким формам относят: знания о мире в целом, о природе, об общественной жизни, правовые знания, мораль, религию, идеи о красоте и проч. Эти идеи на теоретическом уровне выступают в виде научных дисциплин: философии, политологии, юридических наук, этики, религиоведения, эстетики, физики, химии и др. Состояние и развитие общественного сознания определяются состоянием общественного бытия, т. е. уровнем развития производительных сил общества и характером его экономического базиса.

Социальная революция

Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, разрешающиеся в ходе социальной революции.

Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций), каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Высшая формация — коммунистическая — с ее наилучшими с точки зрения марксизма принципами общественного устройства строится на наиболее развитом экономическом базисе.

Обычно называют следующие недостатки формационного подхода:

§ предопределенность, жесткая неизбежность развития исторического процесса;

§ преувеличение роли экономического фактора общественной жизни;

§ недооценка роли духовных и других надстроечных факторов.

В настоящее время формационная теория переживает кризис, более распространенным становится цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Цивилизационный подход имеет более конкретный исторический характер, учитывает не только материально-технические аспекты общественного развития, но и влияние факторов, возникающих в других сферах общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: