Исходный пункт исследования– это формирование программы исследования. Результативность исследования во многом зависит от степени ее разработанности. Программа - это теоретико–методологическая основа исследования.
Построение программы – это изложение и обоснование логики и методов исследования объекта соответственно решаемым задачам. Программа – это изложение теоретических и методологических предпосылок исследования.
В соответствии с назначением программа исследования выполняет 3 функции:
1) методологическая функция программы состоит в:
· определении научных проблем, для решения которых проводится исследование;
· формировании цели и задач исследования;
· фиксировании исходных представлений об объекте;
· установлении отношения исследования к ранее выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.
2) методическая - в программе разрабатывается общий логический план исследования. МФ показывает, как использовать методы и способы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, провести сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.
3) организационная обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, обучает установлению контроля за ходом и процессом исследования.
С учетом вышеизложенного, программа исследования должна включать в себя четкое, подробное и завершенное изложение
- методологической части (обоснование проблемы исследования и описание проблемной ситуации; определение объекта и предмета исследования; указание цели и задач; формулировка гипотезы; интерпретация основных понятий);
|
-методической части (определение объема выборки, описание используемых методов сбора первичной информации; логическая структура используемого инструментария; методика обработки информации).
Объем программы бывает различным. Она может излагаться кратко, в несколько страниц, или представлять собой солидный том. Все зависит от целей исследования, интересов заказчика, уровня квалификации исполнителей, методологических и методических подходов к исследованию.
Содержание и структура программы исследования зависят от главной цели исследовательской деятельности. В социальной работе исследования могут быть 2 типов:
1) практические (прикладные), направленные на практическое решение проблем профессиональной практики, с тем чтобы предложить конкретные способы действий;
2) теоретико-прикладные, цель – разработать новые подходы к более глубокому и всестороннему изучению, интерпретации и объяснению проблемного поля социальной работы, формировании собственного методологического и методического инструментария социальной работы.
Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была цель, общая направленность исследования отвечает практическим интересам. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования.
Составление программы предполагает осуществление ряда процедур:
1. постановка проблемы,
2. определение объекта и предмета исследования,
3. описание целей и задач исследования,
4. интерпретация основных понятий,
5. формулировка рабочих гипотез,
6. разработка стратегического плана исследования,
|
7. описание методов сбора данных,
8. описание схемы анализа данных.
Эффективность исследования, значимость его теоретических и практических выводов, во многом зависит от степени разработанности программы исследования.
Исследование, имеющее сформулированную программу, называется целенаправленным, в противном случае, оно называется – дескриптивным.
Этап 1. Поводом к проведению исследования служит проблемная ситуация, как реально возникшее противоречие в развитии социума. Проблемная ситуация состоит из двух компонентов – гносеологического аспекта (знание) и практического.
Проблемная ситуация – это противоречие между знанием потребностей людей в чем-то и незнанием способов реализовать эти потребности. Предметная сторона – это некоторое социальное противоречие, которое требует не только осознания, но и конкретных действий выхода из этих противоречий. Реальные противоречия создают социальную проблемную ситуацию.
Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено.
Не всегда социальная проблема может быть решена в пределах имеющегося знания. В такой ситуации необходимо проведение теоретических и эмпирических исследований для получения нового знания. Невозможность решения социальной проблемы имеющимися средствами создает прецедент обращения к науке, которая располагает возможностями решения противоречий, возникающих в социуме.
Проблемная ситуация, возникающая в процессе практической деятельности, не всегда перерастает в научную проблему. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными способами, то речь идет о практической проблеме.
|
Особенность решения научных проблем - получение нового знания. Т.о., решение научной проблемы - получение нового знания, создание научной модели объяснения социального явления.
Социальная проблема – это несоответствие между существующем и необходимым (желаемым) состоянием в массовом поведении и действиях людей, уровне удовлетворения их потребностей, затрудняющее жизнь социальных групп, общностей и общества в целом и требующее коллективных усилий по его преодолению.
Таким образом, проблемной ситуацией могут выступать конфликтные ситуации, которые отличаются разногласием участников; трудности в реализации намеченных целей; трудности в преодолении недостатков; трудности в создании эффективных форм и методов работы и т.д.
Проблема исследования субъективна, поскольку она определяется конкретными личностями. А проблемная ситуация – объективна, так как возникает в процессе взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.
Классификация социальных проблем
1. В зависимости от цели исследования:
а) теоретическая П. (для своего решения нуждается в новом научном знании), пример – социальные последствия распада СССР, его влияние на разные сферы жизнедеятельности людей в постсоветском пространстве);
б) прикладная П. (решается в рамках накопленных знаний, но требует других подходов с учетом определенных условий), пример, социальные проблемы подростков: негативное влияние нерационально организованного досуга подростков на их интеллектуальное развитие; рост правонарушений среди подростков;
в) смешанного типа (сочетание 2-х предыдущих).
2. По масштабам распространенности:
а) общегосударственные (затрагивает интересы всего общества);
б) региональные (затрагивает интересы регионов, этнонациональных общностей, больших социальных групп);
в) местные (затрагивает проблемы некоторого коллектива, организации, города, сельского поселения).
3. По времени действия противоречия:
а) краткосрочная (можно разрешить за короткий срок – неудовлетворенность социальных работников условиями труда в конкретной социальной службе);
б) среднесрочная (решение требует более длительного времени – адаптация первокурсников в вузе);
в) длительная (например, противоречия, порождающие безработицу, девиантное поведение).
4. По глубине противоречия:
а) одноплановые (затрагивают одну из сторон социального явления или процесса – принятие или непринятие сельскими жителями идей частной собственности на землю);
б) системные (отражают неуравновешенность всей системы элементов целостного процесса или явления – рост преступности в связи с изменением структуры девиантного поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как наркомания, алкоголизм);
в) функциональные (нарушение сложившихся ранее причинно-следственных связей социального явления или процесса – ломка устоявшихся распределительных отношений в обществе и тех представлений населения, которые связаны с расширением частных форм собственности).
Ошибки, допускаемые при выдвижении проблем
1. Мнимые проблемы, которые либо не отражают реальную ситуацию, либо уже решены.
2. Не разграничивают проблематичное (неизвестное) и непроблематичное (известное – исследователь не имел достаточной информации, не изучил реальную обстановку).
3. Проблемы широкого плана, в которой можно выделить ряд подпроблем, то есть несколько проблем. Это затрудняет и осложняет исследование. Не рекомендуют в рамках одного исследования изучать и решать несколько проблем.
4. Проблема носит индивидуальный характер (не может рассматриваться в качестве социальной проблемы, но может стать таковой при условии, если целая группа людей окажется в аналогичной трудной жизненной ситуации, которую обществу необходимо будет разрешить).
5. Социальная проблема не осознается как общественная потребность. Должен быть «социальные заказ» для исследования по выявлению и способам разрешения социальных проблем.
Промежуточным звеном между проблемой и теоретической моделью, является гипотеза, которой руководствуется исследователь на протяжении всего исследования. Формулировка гипотезы во многом зависит от проблемы. Постановка научной проблемы в начале исследования определяет его направление и задает содержание будущей теоретической модели через гипотезу. Исходя из этого, необходимо избегать постановки так называемых мнимых проблем (либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных).
В самом широком смысле под гипотезой подразумевается всякое предположение, догадка, основанная либо на предшествующем знании, либо на фактах. Гипотеза выступает промежуточным этапом, связующим звеном между теорией и практикой.
В рамках нашей дисциплины мы рассматриваем гипотезу как научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Этапы предварительного анализа объекта исследования в социальной работе:
· рассмотрение объекта исследования в качестве целостной системы;
· выявление составляющих элементов данной системы;
· описание функций элементов системы;
· описание взаимодействия элементов системы между собой и с системой в целом;
· рассмотрение условий функционирования всей системы.
Процесс установления истинности или ложности Г - это процесс ее эмпирического обоснования, проверки в ходе исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которых уже доказана.
Научно обоснованная Г в исследовании должна соответствовать ряду требований:
· гипотеза не должна содержать не утонченных понятий;
· гипотеза не должна содержать ценностных суждений;
· г. не должна противоречить ранее установленным факторам данной науки;
· гипотеза не должна включать много ограничений и допущений;
· гипотеза должна быть проверяемой.
Итак, г ипотеза – это логическое обоснованное предположение о структуре и характере связи социального объекта, о сущности связи, факторах, определяющих эти связи. С методологической точки зрения гипотеза помогает сформулировать круг факторов, необходимых для решения поставленной цели. Формулирование гипотезы происходит из следующих источников: на основе прежних научных исследований, на основе представлений о предмете исследования, на основе наблюдений, на основе здравого смысла. Трудности при построении гипотезы могут возникнуть при многообразии и сложности объекта исследования.
Классификация гипотез.
1. По содержанию предположений относительно изучаемого социального объекта:
- описательные Г - содержат предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта.
- объяснительные Г представляют собой предположения о причинно–следственных связях в изучаемом объекте, требующих эмпирической проверки.
2. В процессе эмпирической проверки гипотезы выделяют:
- основные Г.- отражают основную задачу (цель) социологического исследования;
- неосновные - отражают второстепенные задачи социологического исследования.
3. Кроме этого, гипотезы делят на:
- первичные - Г, сформулированные до получения информации об изучаемом объекте;
- вторичные гипотезы формулируют после получения дополнительной информации об объекте.
На начальных этапах исследования выдвигаются рабочие гипотезы, которые представляют собой исходные предположения о характере и свойствах исследуемых связей объекта.
Табл. 1. Виды и свойства гипотез в исследовании
Отношение к центральным задачам исследования | Место в логической структуре доказательства | Степень научной обоснованности |
Основные гипотезы. Указывают на наиболее существенные связи объекта; обеспечивают установление способов решения основных проблем исследования | Гипотезы-основания. Гипотезы, которые доказываются с помощью выводимых из них гипотез. Могут не иметь прямых эмпирических признаков | Первичные гипотезы. Выдвигаются на начальных этапах анализа |
Неосновные гипотезы. Характеризуют побочные, но достаточно нужные для решения основных проблем связи объекта | Гипотезы-следствия. Гипотезы, выводимые из основных и служащие средством доказательства. Обязательно предполагают наличие эмпирических признаков, которые проверяются посредством измерения | Вторичные гипотезы. Выдвигаются на основе проверки, уточнения первичных гипотез |
Следующий этап разработки программы исследования включает в себя определение объекта и предмета исследования. Определение программы исследования связано с выбором объекта исследования.
Под объектом исследования понимается то, на что направлен процесс познания: реальные социальные процессы, явления, противоречия, совокупности, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Кроме этого, объект – это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. В широком смысле, объектом исследования социальных наук является общество.
Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта (его свойство, характеристику), которая непосредственно подлежит изучению, которая непосредственно выражает социальное противоречие, а, значит, представляет интерес для исследования.
Объект и предмет исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерности функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких – либо характеристик объекта исследования, предметом исследования становятся те стороны, которые содержат эти характеристики.
В итоге, предмет исследования представляет собой определенную систему, которая служит основой для решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей. Элементами самой системы, т.е. предмета исследования, выступают различного рода факторы: причины, следствия, условия, зависимости и т.д. Эти факторы подразделяются на прямые и косвенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные и пр.
Элементы и связи образуют некоторую упорядоченность, или структуру предмета исследования. Структура представляет собой организованность элементов предмета по «горизонтали» (на одном уровне) и по «вертикали» (на разных уровнях). Уровни системы образуют ее иерархию.
Поскольку социальная система функционирует и развивается, можно рассматривать структуру в статике и динамике, выделяя при этом механизмы как функционирования, так и развития.
Формулирование проблемы не отвечает на вопрос: какого рода результат ожидается от исследования. Для этого необходимо сформулировать цель исследования. Это следующий этап построения программы исследования. Цель исследования определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную, т.е. отвечает на вопрос, что является конечным результатом. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.
Различают три вида целей исследования:
· теоретические (направленные на получение теоретического знания),
· описательные (направленные на получение эмпирического знания),
· методологические (направленные на разработку методологического инструментария).
Планирование ступеней к достижению целей исследования представляет собой формулирование задач исследования. Выделяют основные и неосновные задачи исследования. Основные задачи соответствуют цели исследования. Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т.д.
Описать объект исследования можно по-разному, это обусловлено социальной проблемой и целями исследования. Выделение элементов и связей предмета исследования определяет, в свою очередь, выбор методики сбора и анализа данных.
После того как были определены цели и задачи исследования необходимо приступить к интерпретации основных понятий. Это следующий этап составления программы исследования.
Выделяют теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятий. Кроме этого, необходимо сопоставлять теоретические положения и эмпирические данные для дальнейшего эмпирического обоснования гипотез. Для решения этих задач используются специальные логические операции:
· теоретическая интерпретация – это сопоставление данного понятия с другими понятиями;
· эмпирическая интерпретация – это сопоставление понятия с эмпирическими данными,
· операциональная интерпретация – это определение понятия через фиксированные эмпирические признаки.
Табл. 2. Уровни и виды интерпретации
Этап предварительной интерпретации понятий | Интерпретация опорных понятий исследования | Интерпретация данных исследования |
Построение рабочих понятий в ходе анализа проблемных ситуаций | Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в ходе уточнения цели, задач, объекта, предмета исследования. Выделение состава опорных понятий | Интерпретация данных (индексов, показателей) в ходе проверки эмпирических гипотез |
Выделение теоретических понятий, раскрывающих сущность проблем исследования | Теоретическая интерпретация понятий в ходе выдвижения и концептуального обоснования основных (теоретических) гипотез исследования. Эмпирическая интерпретация гипотез-следствий (построение эмпирических гипотез) | Теоретическая интерпретация, эмпирически проверяемых гипотез, фактов исследования |
Предварительная системная характеристика модели объекта исследования в понятиях системного анализа. Эмпирическая интерпретация основных системных характеристик объекта | Операциональнализация основных понятий, составляющих эмпирические гипотезы исследования. Выделение категорий анализа, единиц анализа, единиц счета | Теоретическая интерпретация понятий в ходе обобщения и построения выводов исследования |
В свою очередь, теоретическая интерпретация может быть 3-х видов:
· интерпретация понятий через установление связей с более общими понятиями и категориями социальной работы, социологии, философскими категориями и других наук как изучаемой предметной сферы исследования;
· интерпретация основных понятий исследования через понятия меньшей степени общности;
· теоретическая интерпретация эмпирически установленных признаков, фактов.
Эмпирическая интерпретация возможна в 2-х вариантах:
· прямая эмпирическая интерпретация (установление эмпирических признаков, репрезентирующих содержание теоретических понятий);
· косвенная эмпирическая интерпретация (интерпретация, осуществляемая на основе логических связей установленных эмпирических признаков).
Операциональная интерпретация представляет собой установление операций, с помощью которых может быть произведено: измерение, поиск, регистрация и логическая связь эмпирического признака и с содержанием основных (опорных) понятий исследования.
Операциональная интерпретация не тождественна операционализации. Операционализация понятий включает в себя экспериментальную ситуацию и не является только логической процедурой. Операционализация – это перевод научных понятий в форму переменных.
Переменными понятиями называют свойства объекта исследования, включенные в систему социальных связей и изменяющиеся во времени. Переменные понятия представляют собой ряд эмпирических показателей, которые перекрывают содержание данного понятия.
Существует несколько видов переменных:
· дискретные – величины, представленные целыми числами;
· непрерывные – величины, принимающие дробное или целое значение;
· экзогенные – переменные, не входящие в структуру объектов данного класса, так называемые «внешние» факторы;
· эндогенные – переменные, входящие в структуру объектов данного класса, так называемые «внутренние» факторы;
· независимые – переменные, влияющие на другие переменные.
Кроме переменных, характеристиками понятия являются индикаторы или показатели. Индикатор - это доступная измерению характеристика изучаемого объекта. Комбинация индикаторов составляет индекс.
Выделим ряд возможных ошибок при расчленении понятия на индексы:
· индикатор не охватывает понятие,
· индикатор шире понятие,
· индикатор охватывает часть понятия.