IV ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ




(КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ)

Рабочая Программа педагога дошкольного учреждения - это документ, определяющий содержание и организацию образовательной деятельности для детей 4-5 лет на уровне дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 70» в соответствии с документами:

1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 273ФЗ.

2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).

3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

5. Устава образовательного учреждения, которые определяют содержание образования и направленности развития и образования детей, охватывающие все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности детских видов деятельности в каждом возрастном периоде. Рабочая Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и представляет систему, рассчитанную на один учебный год, предназначена для детей 4-5 лет и соответствует комплексно-тематическому планированию по программе «Радуга» авторы: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, Е.А. Екжанова. Рабочая Программа создается с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Структура Программы включает три основных раздела (целевой, содержательный, организационный) и дополнительный раздел.

Каждый из основных разделов включает:

- Обязательную часть направленную на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья;

- Часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой представлены выбранные из числа парциальных или разработанные самостоятельно Программы, направленные на развитие детей с учетом образовательных потребностей, интересов, мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 40%. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по 5 образовательным областям:

Ø Социально – коммуникативное развитие;

Ø Познавательное развитие;

Ø Речевое развитие;

Ø Художественно – эстетическое развитие; Ø Физическое развитие.

Общий объем обязательной части Программы рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

Ø Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения художественной литературы);

Ø Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Ø Самостоятельную деятельность детей;

Ø Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования.

Рабочая программа ориентирована на воспитание, обучение и развитие детей 4-5 лет в группе общеразвивающей направленности № 5. Содержание и организация образовательной деятельности обеспечивают разностороннее развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Цели образовательной деятельности

Ø способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;

Ø обеспечивать каждому ребѐнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

2. Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3.Обеспечить преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4.Создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром;

5. Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6. Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности; 7.Сформировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

 

Возрастные и иные характеристики детей, на которых ориентирована

Программа

Характеристика особенностей развития детей 4 - 5 лет, на которых ориентирована Программа.

Возрастные психологические особенности контингента.

Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всѐ ещѐ не осознаѐт, однако у него уже начинают складываться обобщѐнные представления о том, как надо (не надо) себя вести.

Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребѐнок хорошо себя ведѐт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своѐм собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.

Появляется сосредоточенность на своѐм самочувствии, ребѐнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребѐнок способен элементарно охарактеризовать своѐ самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Поведение ребѐнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 34 года, хотя в некоторых ситуациях ему всѐ ещѐ требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребѐнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками попрежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причѐска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространѐнных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д. Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев.

Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о еѐ содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей

Используемые примерные программы

Образовательная программа ДОУ разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» - 2014 года. Авторы: С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьѐва, Е.А. Екжанова. Научный руководитель Е.В. Соловьѐва. Программа «Радуга» является интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержания образования. В дополнении к реализуемой комплексной программе «Радуга» в ДОУ реализуются парциальные образовательные программы. Содержание Программы реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через построение развивающей предметно-пространственной среды, активизирующей самостоятельную деятельность детей. Образовательная деятельность предполагает сочетание индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками. Предполагается активное участие родителей в реализации задач Программы.

 

 

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьямивоспитанников.

В условиях дошкольного учреждения перед нами, педагогами, стоят особые задачи взаимодействия с семьей, так как в психолого–педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.

Цели работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

Ø Выстраивание доверительных взаимоотношений педагога-воспитателя с детьми и родителями;

Ø Определение запросов родителей и их позиции воспитании ребенка;

Ø Согласование совместного режима работы родителей и воспитателей, так чтобы возникающие проблемы решались оперативно и действенно;

Ø Выработка общих требований в поведении ребенка, как в семье, так и во время его нахождения в дошкольном учреждении.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребенка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

Ø Информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в основной общеобразовательной программе по линиям развития;

Ø Информирование родителей о результатах освоения примерной основной общеобразовательной программы, полученных при проведении психолого-педагогической диагностики, которые сообщаются родителям в процессе индивидуального общения (в сентябре и мае).

Проведение педагогами дошкольной организации систематической работы, направленной на информирование родителей о результатах освоения детьми примерной основной общеобразовательной программы. Информацию, которую транслируем родителям можно разделить на общую (т.е. предназначенную коллективу родителей в целом) и индивидуальную (касающуюся родителей каждого конкретного ребенка). Общая включает в себя информацию о режиме работы дошкольного учреждения, планируемых мероприятиях, содержании нормативно-правовых, программно методических материалов и др. Индивидуальная представляет собой данные, полученные педагогами в результате обследования ребенка в соответствии с требованиями, сформулированными в части основной общеобразовательной программы, и является конфиденциальной. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания, побудить их стать активными участниками образовательного процесса. Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества педагогов с родителями дошкольников. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников направлено на:

Ø создание благоприятной социальной ситуации развития детей в учреждении и дома;

Ø обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком и уважительное отношение к его чувствам и потребностям;

Ø поддержку индивидуальности и инициативы ребенка в разных видах деятельности.

Основные принципы в работе с семьями воспитанников:

Ø открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается их ребенок;

Ø сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребенка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

Ø создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и в детском коллективе.

Направления взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в целях реализации задач образовательной деятельности:

Изучение образовательных потребностей и условий семейного воспитания

- анкетирование, опросы;

- индивидуальные беседы;

- изучение опыта семейного воспитания и др.

Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с детьми и педагогами образовательную деятельность

- совместное участие в занятиях, экскурсиях, поездках;

- проведение совместных бесед с детьми на разные темы;

-домашнее чтение детям рассказов, сказок и историй;

-сбор природного материала для деятельности детей;

-участие в праздниках, конкурсах, соревнованиях и акциях;

- выполнение творческих заданий

- участие в проектах;

- изготовление семейной газеты, семейного портрета;

- мастер-классы для детей;

- смотры - конкурсы поделок детей и их родителей;

- встречи с родителями разных профессий;

-организация фотовыставки, создание коллекции, макета и др.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

-практикумы,

-индивидуальное и подгрупповое консультирование,

-нетрадиционные родительские собрания,

-решение познавательных задач, выполнение творческих заданий

-устные журналы,

-дни открытых дверей;

-мини-библиотека,

-информационные стенды,

-игротека, видеотека, аудиотека и т.д.

Участие родителей в управлении образовательной деятельностью ДОУ - участие в работе родительского комитета ДОУ; - участие в родительских собраниях.

Время проведен ия Работа в родитель ском уголке Родител ьские собрани я Консуль тации Открыт ые просмот ры Праздник и и развлечен ия Выставки экскурсии Создание предметно – развивающей среды Другие виды работы
Сентябрь Оформл ение фотокол лажа «Как я провѐл лето»   «Возрас тные особенн ости детей 4- 5 лет»   «Разноц ветные мячи»   «Здравств уй осень»     Обновление макета «Город» Оформление папки- передвижки «Украсим мир цветами»
Октябрь     «Здоров ые дети в здорово й семье» «Закали вание детей дошколь ного возраста »       Выставка «Волшебн ица- осень» Оформление д/ игр по здоровому образу жизни Оформление папки- передвижки «Правила питания детей»
Ноябрь Оформл ение фотокол лажа «Мама мой ангел- храните ль»     «Физиче ское воспита ние дошколь ников- советы родител ям»     «Осенний вернисаж» Персональ ные выставки «Мамины руки не знают скуки» Изготовление оборудования для физкультурного уголка Оформление папки- передвижки «День матери»
Декабрь Оформл ение фотокол лажа «Здоров ый образ жизни»   Оформл ение буклета «Наше здоровье в наших руках»   «Новогод ние приключе ния дошколят » «Под звѐздным небом Рождества » Пополнение атрибутами с/ р игры «Аптека» Оформление папки- передвижки «Как сохранить здоровье дошкольников»

 

 

Январ ь Фотокол лаж «Эх зимушка- зима»   «Духовно- нравственн ое воспитание младших дошкольни ков» «Каляд ки» «Под звѐздным небом Рождеств а»   Дидактичес кие игры по нравственно му воспитанию Буклет «Согрей мир своей дружбой»
Февра ль Фотокол лаж «Лучший папа- папа мой» «Роль семьи в воспита нии ребѐнка » «Сказка как средство духовно- нравственн ого воспитания дошкольни ков»   «Папа может» «Патриотиче ское воспитание» Оформление уголка старины Папка- раскладу шка «Всѐ начинает ся с семьи»
Март Фотокол лаж «Это мамочка моя»   «Развитие речевого общения дошкольни ков» «Мамин день 8 Марта» «Мамины руки не знают скуки» «Общение- это искусство» Пополнение познаватель ного уголка Акция «Домик для птичек
Апрел ь Фотокол лаж «Весна красная- время прекрасн ое»     «Возрастны е особенност и общения дошкольни ков со сверстника ми»   «Пасхаль ный перезвон»   Пополнение атрибутами с/ р игры «Семья» Папка- раскладу шка «Ребѐнок и улица: жизнь на детской площадке »
Май Фотокол лаж «Как я был на параде» «Вот и стали мы на год взрослее » «Нужно ли рассказыват ь детям о войне»     «Как провести с ребѐнком выходной день» Изготовлени е оборудован ия для детской площадки Памятка «Какие игрушки нужны детям»

 

 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: