Конспект НОД по экспериментальной в старшей группе «Удивительные камни».




Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней, лимонный сок, деревянный брусок, магнитная доска, фартуки, лупы, кусочки теста, песок речной, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, подарки.

Словарная работа: лаборатория,лупа.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!

И поприветствуем гостей.

Доброе утро.

-Сегодня утром я получила посылку, но открыть её сможем только тогда, когда отгадаем загадку.

Он может быть мелкий-в ладошке лежать,

Тяжелый, большой, одному не поднять

В пыли на дороге ненужным лежать

Кто может предмет по приметам узнать.

Как вы думаете что это? (камень)

Правильно!

А что такое камень? (это горная порода)

Она образуется в результате застывшей лавы вулкана.

Где мы можем с вами увидеть камни? (море, пруд, реки, горы, дороги).

Большое количество разнообразных камней можно увидеть в музеях. Слайд.

Для чего нам нужны камни?

Камни используются в строительстве, для мощения дорог, облицовке, ландшафтного дизайна драгоценные камни широко используются в ювелирной промышленности.

Вы, наверное, догадались, что говорить мы с вами будем сегодня о камнях.

А хотите узнать о них больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

(Дети надевают фартуки и шапочки).

Чтобы запомнить всю информацию о камне мы будем заполнять карточку – схему.

Вывешивается на доске.

Для начала давайте посмотрим на наши камни и скажем, как они называются?

Гравий, щебень, морской камень, гранит.

Из каких парод состоит гранит?

(Сверкающий кварц, темная слюда, цветной полевой шпат)

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

— Покажите мне самый большой ваш камень.

— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

— Все ли камни одинакового размера?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

(На магнитную доску вывешивается первая схема).

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

Звучит шум моря. Релаксация.

Какие камни вы видели на берегу?

О каком камне значит, мы будем с вами сейчас говорить?

Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики

Найдите морской камень и возьмите в руки, скажите, чем он отличается от остальных камней?

Почему у него нет острых углов?

(Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится круглым.)

Погладьте ваши остальные камешки и скажите, какие они на ощупь?

Выбрать самый неровный, шершавый камень.

Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

(На магнитную доску вывешивается вторая схема)

Опыт № 3. Определение твёрдости.

— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек теста. Сожмите обе ладони.

— Что произошло с тестом? Почему?

— А с камнем? Почему?

— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

(Вывешивается третья схема)

Опыт № 4. Определение температуры.

Наша кожа может быстро определять температуру.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

Возьмите камень в руку, какой он теплый или холодный?

Как можно сделать так чтобы камень стал теплым?

(Зажать в ладонях, поднести к щеке)

— Как можно согреть холодный камень?

-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Вывод: камни имеют разную температуру.

(Вывешивается четвертая схема)

Опыт № 5. Плавучесть.

— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

— Как это можно проверить?

-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой

— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

(Вывешивается пятая схема)

Опыт № 6. Камни издают звуки.

-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

— А сейчас, ребята, на один из камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

(Вывешивается шестая схема)

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

— Как называется этот прибор? (Лупа.)

— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

— Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы посмотрим на них через лупу.

— Что интересного вы увидели?

— Молодцы, вы очень внимательные!

(На доску вывешивается седьмая карточка)

—Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Карточка за карточкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и прочесть карточку о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах)

Ребята из камней можно составлять узоры

Сейчас, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней.

А на память о нашей встрече я дарю вам эти разноцветные листы бумаги, на которых вы сможете нарисовать красивые камни и горы.

Вы сможете показать их своим родителям и друзьям и рассказать о нашей лаборатории и о том, что мы здесь делали.

— А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.

Занятие закончено спасибо.

 

 

МАДОУ детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида

 

 

Конспект НОД



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: