Проза о Великой Отечественной войне 50—90-х гг.




Осмысление войны как величайшей трагедии народа пришло в конце 50-х — начале 60-х годов. С именами Григория Бакланова, Василия Быкова, Константина Воробьева, Владимира Богомолова, Юрия Бондарева связана вторая волна военной прозы. В критике она была названа «лейтенантской» прозой: артиллеристы Г. Бакланов и Ю. Бондарев, пехотинцы В. Быков и Ю. Гончаров, кремлевский курсант К. Воробьев на войне были лейтенантами. За их повестями закрепилось и другое название — произведения «окопной правды». В этом определении значимы оба слова. Они отражают стремление писателей отразить сложный трагический ход войны «так, как это было» — с предельной правдой во всем, во всей обнаженной трагедии.

Предельная приближенность к человеку на войне, окопная жизнь солдат, судьба батальона, роты, взвода, события, совершающиеся на пяди земли, сосредоточенность на отдельном боевом эпизоде, чаще всего трагедийном, — вот что отличает повести В. Быкова «Круглянский мост», «Атака с ходу», Г. Бакланова «Пядь земли», Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Васильева «А зори здесь тихие…». В них «лейтенантский» угол зрения смыкался с «солдатским» взглядом на войну.

Личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали их преодоление подвигом не меньшим, чем совершенный при исключительных обстоятельствах героический поступок.

Такая точка зрения не была принята официальной критикой. В дискуссионных критических статьях зазвучали термины «ремаркизм», «заземление подвига», «дегероизация». Рождение подобных оценок нельзя считать случайностью: уж очень непривычно было глядеть на войну из окопов, откуда ведут огонь, ходят в атаку, но где ко всему этому еще и… живут люди. Г. Бакланов, В. Быков, Б. Васильев, В. Богомолов писали о войне безвестной, что проходила южнее, западнее ли, но в стороне от главных ударов. Ситуации, в которых оказывались солдаты, от этого не становились менее трагедийными.

Жесточайшие споры вокруг «большой» и «малой» правды о войне, которые имели место в начале 60-х годов, выявили истинные ценности военной прозы, которая приводила к новому осмыслению самой сути происходящего на фронте.

Война совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда, черна от пота, вверх

Скользит по пахоте пехота.

В этих стихах М. Кульчицкого передана суть тех открытий, которые делали писатели Григорий Бакланов, Василь Быков, Анатолий Ананьев, Юрий Бондарев. В этом перечне имен нужно упомянуть и Константина Воробьева. По словам А. Твардовского, он сказал «несколько новых слов о войне» (имеются в виду повести К. Воробьева «Убиты под Москвой», «Крик», «Это мы, Господи!»). Эти «новые слова», сказанные писателями фронтового поколения, отмечены пафосом великой трагедии, необратимость которой вызывала слезы горечи и бессилия, звала к суду и возмездию.

Первый поток военной прозы – произведения художественно-документальные, в центре внимания которых были реальные исторические лица или события: подвиг героев-панфиловцев, переданный от лица реального участника – командира батальона Момыш-Улы, в повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» (1944 г.); история молодежного подполья в небольшом шахтерском городке Краснодоне, воспетая Александром Фадеевым в романе «Молодая гвардия» (1945.); повествование о драматической судьбе летчика Алексея Маресьева в повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке (1946 г.); история прошедшего фашистский плен офицера, изложенная в рассказе Михаила Шолохова «Наука ненависти» (1942 г.). Позднее, в годы оттепели, когда открылись многие архивы, получили слово непосредственные участники замалчиваемых прежде событий, поток художественно-документальной прозы стал одним из магистральных в литературе о войне. В произведениях данного ряда особенно подкупала достоверность, стремление авторов к правде, дефицит которой так остро переживался в предшествующие годы.

Александр Бек. Русский писатель. Создал повесть о героической защите Москвы в 1941 «Волоколамское шоссе» (1943-44), роман «Жизнь Бережкова» (1956). Роман «Новое назначение» (опубликован в 1986) о нравственных проблемах, порождавшихся командно-административной системой управления в 1930-50-х гг. Роман «На другой день» (не окончен, опубликован в 1989) об истоках феномена сталинщины.

Борис Полевой. Русский писатель, Герой Социалистического Труда (1974). В основу «Повести о настоящем человеке» (1946) положен подвиг летчика А.П. Маресьева, потерявшего обе ноги и ценою невероятных усилий все-таки вернувшегося в боевой строй. Роман «Золото» (1949-50), повести, рассказы. Дневники военных лет, в т. ч. книга о Нюрнбергском процессе «В конце концов» (1968); воспоминания. Главный редактор журнала «Юность» (с 1962). Государственная премия СССР (1947, 1949).

Второй поток военной прозы – героико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и осмыслявшие масштабы разразившихся событий. Здесь недосягаемым для прозаиков образцом стала поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин» - подлинный эпос Великой Отечественной, который в емком образе простого пехотинца, обычного даже в своей исключительности, дал собирательный образ солдата. В большинстве же произведений этого потока судьба отдельных солдат – лишь отправная точка для обобщающей мысли авторов, которые сосредоточились именно на воспевании величия народа-победителя и масштабности его подвига.

Писатели исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны. Характеры большинства героев этих произведений – характеры цельные, уже сложившиеся, они не развиваются, а раскрываются, проявляют лучшие черты в тяжелейшие моменты военных испытаний. Подлинный расцвет героико-патриотических произведений наступит во второй половине 50-х годов, когда выйдут монументальные полотна Константина Симонова «Живые и мертвые» (1959 – 1979 г.г.) и Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» (1960 г.). Сами названия этих произведений говорят о том, на чьи традиции опирались их авторы – опыт Л.Н.Толстого и его эпопеи «Война и мир» оказался особенно актуальным для писателей, стремящихся сочетать панорамный взгляд на крупные исторические события с внимание к судьбе отдельной личности.

Константин Симонов. Русский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974). Поэмы, сборники интимной и гражданской лирики («С тобой и без тебя», 1942; «Друзья и враги», 1948). Эпическое изображение Великой Отечественной войны, социально-нравственные конфликты в повести «Дни и ночи» (1943-44); романе-трилогии «Живые и мертвые» (1959-71; Ленинская премия, 1974), цикле повестей «Из записок Лопатина» (1957-78). Дневники военных лет; «Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине» (опубликованы 1988) — попытки оправдать свое активное участие в идеологической жизни в 1940-50-х гг. Пьесы, в т. ч. «Парень из нашего города» (1941), «Четвертый» (1961). Публицистика. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-56. Главный редактор журнала «Новый мир» (1946-50, 1954-58), «Литературной газеты» (1938; 1950-54). Государственная премия СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). В 1960 году К.М.Симонов опубликовал роман «Живые и мертвые», давший название трилогии, в которую вошли еще два романа – «Солдатами не рождаются (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). В трилогии повествуется о трех годах Великой Отечественной войны – от первых дней наших трагических неудач до победоносного наступления в последнее лето войны в Белоруссии. В ходе романного действия поле боя сменяется картиной штабной работы, раздумья героев о себе и о своих близких переходят в философские размышления автора о судьбе страны, мира, героизм офицеров и солдат подкрепляет философия сражений, в которых концентрируется мысль полководцев.

Третий поток военной прозы связан со стремлением писателей показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях войны, посмотреть на нее не глазами историка и не всевидящим оком писателя-эпика, но глазами простого солдата, офицера. Такой взгляд позволял рассмотреть детали, недоступные для авторов широких эпических полотен, ставить смелые, нередко трудноразрешимые нравственные проблемы и вопросы. Мысль о том, что война не только раскрывает сущностные черты личности, но и формирует их, закаляет волю человека – важнейшая для произведений этого ряда.

Настоящим открытием в литературе о войне стала повесть писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946 г.), положившая начало в нашей литературе одному из самых ярких явлений в литературе о войне, получившего название в 1950 – 1970 годы «лейтенантская проза».

Истинное лицо войны, суть «трудной работы солдата», цена потерь и самой привычки к утратам – вот что оказалось предметом раздумий героев и их авторов. Войдя в состав более широкого явления «военной повести», «лейтенантская проза» задала собой главные ориентиры художественных поисков для этого жанра. Значительными произведениями этого направления стали повести Ю.Бондарева «Батальоны просят огня» (1957 г.); Г.Бакланова «Пядь земли»(1959 г.) и «Навеки - девятнадцатилетние» (1979 г.); К.Воробьева «Убиты под Москвой» (1963 г.) и «Крик» (1962 г.); В.Курочкина «На войне как на войне» (1965 г.)

Эти книги упрекали в «дегероизации» подвига, пацифизме, преувеличенном внимании к страданиям и смерти, излишнем натурализме описаний, не замечая того, что усмотренные «недостатки» порождены прежде всего болью за человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях войны.

Пафос человечности в бесчеловечных условиях определил основное содержание произведений Ю.Бондарева «Горячий снег» и Б.Васильева «А зори здесь тихие»

Юрий Бондарев. Русский писатель, Герой Социалистического Труда (1984); Ленинская премия (1972), Государственные премии СССР (1977, 1983).

Представитель так называемой «лейтенантской прозы». В повести «Батальоны просят огня» (1957), романе «Горячий снег» (1969) — война глазами рядового участника, психология человека на войне, его нравственные достоинства, раскрывающиеся в напряженных драматических ситуациях. В романах «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980) — осмысленная неотторжимость судьбы человека от судьбы страны, сложные жизненные коллизии людей военного поколения. Прозаический цикл «Мгновенья» (1981-1987). Роман «Бермудский треугольник» (2000). Работы для театра и кино (в участие в создании киноэпопеи «Освобождение», 1970-1972).

Борис Васильев. Русский писатель. В повестях «А зори здесь тихие...» (1969), «В списках не значился» (1974) трагизм и героика Великой Отечественной войны. В повестях «Не стреляйте в белых лебедей» (1973), «Завтра была война» (1984) социально-нравственные проблемы. Исторический роман «Были и небыли» (кн. 1-2, 1977-80). Роман «Вам привет от бабы Леры...» (1988) о трагических судьбах жертв сталинских репрессий. Пьесы, сценарии. Публицистика. Государственная премия СССР (1975).

Новый взгляд на войну из середины 90- ых годов в романе

В. П. Астафьева «Прокляты и убиты».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: