внешняя среда организации




Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды.

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или способные оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

До 50-х годов XX века основным объектом изучения различных школ управления были внутренние переменные организации. Каждая школа уделяла внимание, прежде всего, тем аспектам организации, на которые, по её мнению, руководство должно было бы обращать большее внимание для успешного функционирования и достижения целей организации.

Школа научного управления акцентировала своё внимание на задачах и технологии управления работой, школа административного управления – на создании структуры и реализации универсальных функций управления, которые должны были бы обеспечить достижение целей организации, школа человеческих отношений и школа поведенческих наук – на людях, на их взаимоотношениях и поведении в ответ на мотивацию и стимулы.

Представление о необходимости учитывать внешние по отношению к организации факторы (внешние силы воздействия на деятельность организации) появилось в конце 50-х годов XX века в связи с развитием системного подхода к организации, которую стали рассматривать как открытую систему, действующую во внешней среде. Ситуационный подход к менеджменту позволил расширить теорию организационных систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации вариант поведения организации с внешним миром определяется конкретными внутренними и внешними факторами, соответствующим образом влияющие на него. Системный и ситуационный подходы стали своего рода реакцией на изменения внешних факторов, которые в возрастающей степени оказывают влияние на успешность деятельности организации.

Окружающая организацию среда имеет множество факторов, учесть которые в полном объеме практически невозможно. Кроме того, не все факторы внешней среды в равной степени оказывают влияние на результаты деятельности организации. Поэтому необходимо ограничить понятие внешней среды для организации только теми факторами, которые существенно влияют на её успех. Таким образом, внешняя среда организации определяется как совокупность факторов её внешнего окружения, воздействующих на организацию и оказывающих влияние на эффективность её функционирования.

Влияние внешней среды проявляется через воздействие ее факторов на результаты деятельности организации. Это воздействие обладает следующими характерными чертами:

1) Сложностью, характеризующейся количеством и многообразием воздействующих факторов. Можно перечислить ряд элементов, которые определяют сложность окружающей среды:

- количество различных поставщиков одной категории материалов в определённой рыночной нише;

- уровень географической концентрации (дисперсии) поставщиков, труда, отраслевых продаж, компаний-конкурентов в определённом секторе рынка;

- уровень продуктовой дифференциации по сегментам отрасли внутри определённого сектора рынка;

- уровень социокультурной диверсификации в рыночной нише;

- уровень диверсификации всех форм бизнеса в рыночной нише;

- уровень технологической диверсификации внутри отрасли.

2) Взаимозависимостью, характеризующейся степенью взаимосвязанности взаимодействующих факторов. Так, у предприятий, работающих с использованием комплектующих деталей, получаемых от внешних партнёров, степень зависимости от внешних факторов будет выше, чем при производстве этих деталей на собственном предприятии. Характеристика взаимосвязи факторов внешней среды особенно важна и значима для мирового рынка. Руководители организаций не могут больше рассматривать внешние факторы изолированно.

3) Неопределённостью, характеризующейся непредсказуемым, случайным характером многих процессов, сопровождающих бизнес и менеджмент, и динамичностью, характеризующейся скоростью изменения факторов внешней среды организации.

Все факторы внешней среды организации можно разделить на две большие группы: факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда).

К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.), либо косвенно (политическая, экономическая и другие сферы страны).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: