ИЛ-2: оружие победы
Автор:
Ильюшин Егор Александрович
Ученик 4 класса
Руководитель: Кичигина Елена Валериевна
Вологда
Оглавление
Аннотация 3
Введение 4
Теоретическая часть 5
Биография Ильюшина С.В. 5
Реализация «ИЛ-2». 5
Поступление в боевые части. 5
Роль «ИЛ-2» в боевых действиях. 6
Практическая часть 7
Создание диорамы.. 7
Заключение 8
Источники 9
Приложение 1 10
Аннотация
Его называли «летающий танк», пехота любила и с нетерпением ждала его появления над головой. Враги боялись и называли «черная смерть». Штурмовик Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом Великой Отечественной Войны – всего было выпущено 36154 самолета разных модификаций. Цель нашей работы кратко рассказать об основных вехах создания и внедрения самолета, его особенностях, роли, которую он сыграл в Великой отечественной войне,и в дальнейшем развитии боевой авиации.
Введение
Идея создания самолета, предназначенного для атаки наземных целей, т.е. самолета-штурмовика, родилась еще до Первой мировой войны. Практика Первой мировой войны, а также последующих локальных конфликтов показала, что низко летящие истребители или разведчики, которые пытались использовать в качестве штурмовиков, несли большие потери от ружейного и пулеметного огня наземных войск. Поэтому довольно быстро стало ясно, что штурмовик должен иметь эффективное бронирование и одновременно обладать мощным наступательным вооружением. Попытки построить такой самолет предпринимались неоднократно и в разных странах. Однако успехов в этом деле все не было. Между тем роль авиации в борьбе с наземными войсками неуклонно возрастала и потребность в штурмовике ощущалась все острее.
Целью данного проекта является узнать самому и рассказать окружающим какую роль сыграл штурмовик «ИЛ-2» в Великой Отечественной войне. Для этого были поставлены следующие задачи: рассказать о предыстории создания «ИЛ-2», реализации изобретения, поступлении «ИЛ-2» в боевые части, роль изобретения в боевых действиях, роль изобретения в дальнейшем развитие военной авиации.
Методами для исследования данной темы были выбраны:
1. Метод анализа литературы
2. Метод моделирования
3. Метод сравнения.
Объектом исследования является штурмовик «ИЛ-2», предметом исследования – роль изобретения штурмовика «ИЛ-2» в Великой Отечественной войне.
Выбор темы обусловлен интересом к «ИЛ-2».
Теоретическая часть
Биография Ильюшина С.В.
Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 марта (по старому стилю) 1894 года в многодетной крестьянской семье, в деревне Дилялево Вологодской губернии. Его детство было обычным. В пятнадцать лет Сергей Ильюшин был вынужден уйти из родной деревни на заработки. Землекоп, затем солдат аграрной команды, помощник моториста и, наконец, авиационный моторист – таковы первые шаги Сергея Владимировича в авиации. Моторист Ильюшин добивается весьма непростого в то время направления на обучение летному делу и летом 1917 года сдает экзамен на звание пилота-авиатора.
В 1919 году Ильюшин призывается в Красную армию в качестве авиационного специалиста. Для Ильюшина эта профессия стала своего рода начальной школой авиационного конструктора, в которой он приобретает организаторские навыки, доскональное знание конструкции самолетов того времени, особенности их эксплуатации и боевого применения.
В сентябре 1921 года начальник авиационного поезда Кубанской армии С.В.Ильюшин получает направление в Институт инженеров Красного воздушного флота, который в 1922 году преобразуется в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е.Жуковского. В среде слушателей академии Ильюшин выделяется своими организаторскими и конструкторскими способностями. Он возглавляет одну из секций Военно-научного общества академии.
Первой машиной, построенной ильюшинским КБ, стал дальний бомбардировщик ЦКБ-26. При испытаниях самолета были получены хорошие летные данные, не уступавшие характеристикам однотипных зарубежных бомбардировщиков. Работая над совершенствованием этой модели, Ильюшин разработал несколько модификаций: ДБ-3, ДБ-3Ф, последняя из которых была названа Ил-4.
Но подлинную славу С.В.Ильюшину принес другой его боевой самолет – штурмовик Ил-2.
Реализация «ИЛ-2»
Впервые решить эту задачу удалось С.В. Ильюшину. В основе его проекта лежали последние достижения советской науки и техники. Мощный авиационный мотор, штампуемая неоднородная броня (позволявшая изготовлять броневые детали сложной поверхности, а бронекорпуса обтекаемой формы с «работающей», а не «навесной» броней), бронестекло (необходимое для защиты экипажа), скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды стали главными слагаемыми успеха будущего Ил-2.
В 1939 г. на испытания вышел первый опытный образец Ил-2 – самолет БШ-2 (бронированный штурмовик второй). Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором мощностью 1350 л.с. Все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, системы охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы.
В целом БШ-2 удачно прошел испытания, но все же потребовалось провести ряд необходимых доработок. В процессе усовершенствования штурмовика на него поставили более мощный мотор. Изменилась компоновка кабины. Экипаж теперь состоял только из летчика (на месте стрелка разместили топливный бак). Усилено бронирование и вооружение.
Однако в дальнейшем боевое применение Ил-2 выявило уязвимость со стороны задней полусферы, откуда немецкие истребители нередко атаковали советский штурмовик. Поэтому с осени 1942 г. в армию стал поступать двухместный вариант штурмовика, что несколько снизило риск безнаказанной атаки истребителей противника
Поступление в боевые части
Осенью 1940 г. улучшенный самолет прошел заводские испытания. Тем не менее, с началом его серийного выпуска не спешили. Расчет уже был на более совершенные самолеты такого назначения, которые в то время начали разрабатываться в ряде КБ (конструкторское бюро). Тогда С.В. Ильюшин обратился с письмом к И.В. Сталину, после чего и были приняты чрезвычайные меры по организации серии БШ-2.
Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку Ил-2, начали выходить в 1941 г., а первые боевые подразделения, на вооружении которых был этот самолет, сформировали перед самой войной.