Блок 2 «Музыкальная школа».




Некоторые рекомендации при проведении интервью.

Вы выбираете респондента, договариваетесь о том, как будете к нему обращаться. Обязательно обращение на «Вы» по имени, отчеству или по имени. Например, «Игорь Михайлович (Игорь); форма обращения «ты» употребляется, если это близкий человек. Вы представляетесь по имени или по имени, отчеству соответственно тому, как представился респондент.

Цель Вашего участия в беседе – побуждение респондента к воспоминаниям: «Сейчас мы поговорим о событиях детства, которые повлияли на Вашу жизнь».

Вопросы задаются, когда прерывается линия рассказа: «Могли бы Вы уточнить, повторить, (как…, когда., где…)?» Важно соблюдать следующие правила: «правило одного вопроса» (нельзя задавать несколько вопросов одновременно); «правило безоценочного отношения» (комментарии и оценки интервьюера недопустимы). В заключении беседы Вы просите рассказчика показать альбом с детскими фотографиями и прокомментировать, комментарии записываете на диктофон. Если рассказчик не хочет вспоминать те или иные события, не следует настаивать. Перед вопросами, которые могут на Ваш взгляд спровоцировать такую реакцию можно извиниться, и объяснить, что исследование предусматривает восстановление исторических реалий, какими бы они ни были. Если рассказчик хочет подробно поведать какую-то историю, не следует ему мешать. По окончании интервью Вы выражаете рассказчику благодарность.

Структура интервью включает обязательные блоки 1, 3 и по выбору 2.1. или 2.2. в зависимости от наличия соответствующего опыта у рассказчика.

ОПОРНЫЕ БЛОКИ ДЛЯ РАССКАЗА

Блок 1. «Родительская семья рассказчика»

Обращение по имени (имени, отчеству)! Сейчас мы с Вами поговорим о семье, в которой Вы родились. В каком селе (городе) прошло Ваше детство? В каком районе, населенном пункте жила ваша семья (в центре, на окраине)? Опишите родительский дом, квартиру.

Сколько человек было в Вашей семье? Какое образование было у Ваших родителей? Где они работали? Когда в семье появился телевизор (цветной, черно-белый)? Был ли в семье автомобиль? Была ли у вас дача? Ездили ли вы отдыхать на море? Как часто? Чем интересовались Ваши родители? Какой была в целом атмосфера в Вашей семье? Как проводили свободное время? Какое место в родительской семье занимали книги? Играл ли кто-либо на музыкальных инструментах? Посещали ли кинотеатры (клубы, где показывали кино)? Устраивались ли дома какие-то представления? Если попытаться вспомнить, каким было отношение к детям? Можете ли Вы вспомнить ситуации, когда Вы испытывали страх перед родителями? Было ли принято отмечать дни рождения детей? Как это обычно происходило? О чем Вы мечтали в детстве? Многие советские дети мечтали стать космонавтами, а у Вас и у ваших сверстников была такая мечта?

 

Блок 2 «Музыкальная школа».

Можете ли Вы восстановить в памяти картинку – Вы заявляете о желании или Ваши родители убеждают Вас? Вспоминаются ли объяснения или яркие эмоции по этому поводу?

Где Вы занимались музыкой (музыкальная школа, хоровая студия, музыкальные классы, школа искусств и т.п.)? С какого возраста начались занятия?

Как долго занимались? На каком инструменте учились играть? Кто выбрал инструмент?

Вспомните, пожалуйста, наиболее яркие чувства, которые Вы испытывали на занятиях музыкой. Какие уроки, события, мероприятия запомнились Вам больше всего? Чем они запомнились? Проводились ли у вас «классные концерты» (концерты учеников класса педагога)? Как они проходили, чем запомнились? Как проходили другие выступления, где? Приходили ли родители на эти мероприятия?

А что вспоминается как неприятное событие?

В какое время проходили занятия в музыкальной школе? Где она находилась? Вспомните, как Вы до нее добирались. Что Вы делали по дороге?

Расскажите, пожалуйста, о взаимоотношениях с преподавателями музыки. Кто из них остался в памяти?

Были ли у Вас друзья в музыкальной школе, как Вы проводили время вместе (баловались, пропускали занятия). Были ли у Ваших друзей прозвища?

Вспомните, пожалуйста, о мгновениях вдохновения, творчества, импровизации, которые возникали в стенах музыкальной школы?

Возникало ли желание бросить занятия музыкой? В каком возрасте и в связи с какими событиями?

Расскажите о выполнении домашних заданий. Когда Вы их делали? Контролировали ли родители их выполнение? Можете ли вспомнить, как родители относились к вашим занятиям? Как удавалось совмещать обучение в обычной и музыкальной школе?

Если попытаться сформулировать несколькими словами, чему Вас научила музыкальная школа?

Расскажите о своих музыкальных пристрастиях. Возникает ли желание музицировать, слушать музыку? Что Вы для этого делаете? Что стало с Вашим музыкальным инструментом?

Обучаются (учились ли) Ваши дети (внуки) в музыкальной школе (музыке)?

Как сложились судьбы Ваших одноклассников по музыкальной школе? Кто из них стал музыкантом, преподавателем музыки? Можете ли Вы ли провести параллель: Ваши занятия в музыкальной школе и Ваша профессия, трудовая биография, хобби?

 

Блок 3 «Жизненный путь»

Какой была школа в период Вашего обучения? В какой школе Вы обучались? Насколько успешно Вы учились? Были ли у Вас любимые предметы? Нравилось ли Вам учиться в школе? Вспомните яркую картинку школьного обучения, когда Вам было эмоционально хорошо.

Повлиял ли кто-то из школьных учителей на Ваш выбор профессии? В каком возрасте Вы выбрали свою профессию?

В каком учебном заведении Вы получили профессиональное образование (ПТУ, средне-специальное учебное заведение, вуз)? Связали ли Вы свою жизнь с данной профессией? Какие должности Вы занимали? В каких организациях работали? Сколько мест работы Вы сменили? Какие важнейшие события профессиональной жизни Вы можете назвать? Приносила (приносит) ли работа Вам удовлетворение? В каком возрасте вышли (планируете выйти) на пенсию?

Как Вы проводите свободное время? Какие любимые виды отдыха? Расскажите о них.

Вы в большей степени индивидуалист или коллективист?

Сбылись ли мечты Вашего детства? Какими индивидуальными достижениями Вы гордитесь?

Благодарим Вас за интервью! Желаем успехов!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: