Банковские риски. Управление банковскими рисками




 

В общем случае под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери (например, получение физической травмы, потеря имущества, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.д.).

Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции [2].

Банки стремятся получить наибольшую прибыль. Но это стремление ограничивается возможностью понести убытки. Риск банковской деятельности и означает вероятность того, что фактическая прибыль банка окажется меньше запланированной, ожидаемой. Чем выше ожидаемая прибыль, тем выше риск. Связь между доходностью операций банка и его риском в очень упрощенном варианте может быть выражена прямолинейной зависимостью.

Существуют общие причины возникновения банковских рисков и тенденции изменения их уровня. Вместе с тем, анализируя банковские риски, важно учитывать:

- кризисное состояние экономики переходного периода, которое выражается не только падением производства, финансовой неустойчивостью многих организаций, но и уничтожением ряда хозяйственных связей;

- неустойчивость политического положения;

- отсутствие или несовершенство некоторых основных законодательных актов, несоответствие между правовой базой и реально существующей ситуацией;

- инфляцию, и др.

Основой функционирования эффективной системы управления финансовыми рисками становится их классификация.

Выделяют следующие основные виды рисков:

1) Кредитный риск — это риск возможных потерь, связанных с ухудшением кредитоспособности, вызванных невозможностью или нежеланием исполнять свои обязательства в соответствии с условиями соглашения. Для банка кредитная деятельность является основной в структуре активных операции, поэтому невыполнение кредитором своих обязательств ведет к финансовым потерям и, в конечном счете, приводит к снижению достаточности капитала и ликвидности.

2) Рыночный риск — возможное неблагоприятное отклонение финансовых результатов банка от запланированных, вызванное изменениями рыночных котировок (рыночных цен).

3) Риск концентрации портфеля — класс рисков, связанных с повышенной зависимостью банка от отдельных контрагентов или групп связанных контрагентов, отдельных отраслей, регионов, продуктов или провайдеров услуг.

4) Риск ликвидности — риск, связанный со снижением способности финансировать принятые позиции по сделкам, когда наступают сроки их ликвидации, невозможность покрывать денежными ресурсами требования контрагентов, а также требования обеспечения, и, наконец, риск связанный с невозможностью ликвидировать активы на различных сегментах финансового рынка. Поддержание определенного уровня ликвидности осуществляется путем управления активами и пассивами. Главная задача -поддержание оптимального соотношения между ликвидностью и прибыльностью, а также сбалансированности между сроками вложений по активам и пассивам. Для обеспечения текущей ликвидности банк должен иметь достаточный запас ликвидных активов, что накладывает ограничения на вложении в низколиквидные активы (кредиты).

5) Операционный риск — это риск убытков, связанных с действиями человека (как преднамеренными, так и непреднамеренными), сбоями техники или внешними воздействиями.

6) Риск бизнес-события — класс рисков, с которыми сталкивается банк как экономический субъект. Эти риски не являются специфичными для банков, с ними сталкивается любой другой хозяйствующий субъект.

Представленная классификация охватывает все виды банковских операций. К достоинствам данной классификации следует отнести выделение наиболее проблемных зон финансовых рисков в деятельности банка, учет колебаний рыночных ставок процента, конкретизация рисков бизнесc-события.

Также риски классифицируются следующим образом:

Внешние:

- риски, связанные с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условиями инвестирования и использования прибыли;

- внешнеэкономические риски (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.д.);

- возможность ухудшения политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе.

- возможность изменения природно-климатических условий, стихийных бедствий;

- колебания рыночной конъюнктуры, валютных курсов и т.д.

Внутренние:

- связанные с активными операциями (кредитные, валютные, рыночные, расчетные, лизинговые, факторинговые, кассовые, риск по корреспондентскому счету, по финансированию и инвестированию и др.);

- связанные с обязательствами банка (риски по вкладным и депозитным операциям, по привлеченным межбанковским кредитам);

- связанные с качеством управления банком своими активами и пассивами (процентный риск, риск несбалансированной ликвидности, неплатежеспособности, риски структуры капитала, левереджа, недостаточности капитала банка);

- связанные с риском реализации финансовых услуг (операционные, технологические, риски инноваций, стратегические, бухгалтерские, административные, риски злоупотреблений, безопасности).

Управление рисками предполагает осуществление систематического анализа финансового состояния клиента. Изучение кредитоспособности клиента на стадии выдачи кредита позволит снизить риск его невозврата. Однако в силу того, что на деятельность клиента, как и на банк, действует ряд внешних факторов, финансовое положение в период использования кредита может изменяться, и не всегда в положительную сторону. Именно это заставляет банк постоянно отслеживать деятельность клиента и при появлении первых негативных признаков попытаться вернуть кредит.

Одним из наиболее распространенных методов управления рисками организации является также и лимитирование операций, которое представляет собой ограничение количественных характеристик отдельных групп операций, выделенных по их типу, или по лицам, несущим ответственность за операции, или контрагентам. Лимит представляет собой количественное ограничение, накладываемое на некие характеристики операций организации.

Как отмечалось ранее, особенно важным для банка является риск ликвидности, который часто связан с несовпадением сроков операций по пассивам и активам или досрочным требованием денежных средств вкладчиками. В этом случае в качестве снижения данного риска банки прибегают к выпуску сертификатов, позволяющих банку бороться с досрочными выплатами денежных средств клиентам. То же касается и такого метода, как страхование депозитов, когда при отсутствии денежных средств клиентам возвращаются деньги из страхового фонда, что снижает риск потерь банка.

Управление кредитным риском представляет собой организованную определенным образом последовательность действий, разделяемых на следующие этапы: выявление факторов кредитного риска; оценка степени кредитного риска; выбор стратегии (принятие решения о принятии риска, отказе от выдачи кредита или применении способов снижения риска); выбор способов снижения риска; контроль изменения степени кредитного риска.

При управлении рисками банку необходима целостная система риск-менеджмента с отражением всех ее основных моментов во внутреннем документе. Механизмы принятия решений должны позволять банку оценить, какие риски и в каком объеме он может принять на себя, определить, оправдывает ли ожидающаяся доходность соответствующий риск. На основе этого банк должен разрабатывать и претворять в жизнь мероприятия, позволяющие не допустить или снизить влияние фактора риска. То есть нужна внутренне согласованная система управления рисками как система решений и практических действий, которые должны позволять руководству и сотрудникам банка выявить, измерить, локализовать и проконтролировать любой финансовый риск и тем самым минимизировать его влияние.


 

Задача № 1

При открытии сберегательного счета по ставке 4% годовых 20.05.11г. на счет положена сумма 10 тыс. руб. Затем 05.07.11г. на счет добавлена сумма 3 тыс. руб., 10.09.11г. счет закрыт. Определить сумму начисленных процентов и сумму к выдаче при закрытии счета.

 

Решение:

Начисление процентов осуществляется при помощи формулы:

S = p * i * ,

Срок хранения 10 тыс. руб. составил:

t1 = 11 + 30 + 4 = 45 дней

Срок хранения 13 тыс. руб. составил:

t2 = 26 + 31 + 9 = 66 дней

Сумма начисленных процентов:

S = = 0,145 тыс. руб.

Сумма, полученная при закрытии счета:

I = 13 + 0,145 = 13,145 тыс. руб.

Ответ: 0,145 тыс.руб., 13,145 тыс. руб.

 

 

Задача № 2

Рассчитать размер лизинговых платежей по договору оперативного лизинга.

Условия договора:

Стоимость имущества – предмет договора – 72,0 млн. руб.

Срок договора – 2 года;

Норма амортизационных отчислений на полное восстановление – 20% годовых;

Процентная ставка по кредиту, использованному лизингодателем на приобретение имущества – 13% годовых;

Величина использованных кредитных ресурсов – 72,0 млн. руб.;

Процент, комиссионного вознаграждения лизингодателю – 3% годовых;

Дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга, всего – 4,0 млн. руб.;

в том числе оказание консалтинговых услуг по использованию (эксплуатации) имущества – 1,5 млн. руб.;

командировочные расходы – 0,5 млн. руб.;

обучение персонала – 2,0 млн. руб.;

ставка налога на добавочную стоимость – 18%;

лизинговые взносы осуществляются равными долями ежеквартально

1-го числа 1-го месяца каждого квартала.

 

Решение:

1. Расчет среднегодовой стоимости имущества

 

Годы Стоимость имущества на начало года / млн. руб. Сумма амортизационных отчислений / млн. руб. Стоимость имущества на конец года / млн. руб. Среднегодовая стоимость имущества / млн. руб.
    14,4 57,6 64,8
  57,6 14,4 43,2 50,4

 

2. Расчет общей суммы лизинговых платежей по годам 1-й год

1) Ао = = 72 * 0,2 = 14,4 млн. руб.

где Ао – величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;

БС – балансовая стоимость имущества предмета договора лизинга;

На – норма амортизационных отчислений;

2) пк = = 64,8 * 0,13 = 8,424 млн. руб.

где пк – плата за использование кредитных ресурсов лизингодателем на приобретение имущества – объект договора лизинга;

СТк – ставка за кредит, процентов, годовых;

3) кв = р * БС = 64,8 * 0,03 = 1,944 млн. руб.

где кв – комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;

р – ставка комиссионного вознаграждения

4) ду = = (1,5 + 0,5 + 2) / 2 = 2 млн. руб.

где ду – плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренная договором лизинга;

Р + Р+…+Р – расход лизингодателя на каждую предусмотренную договором услугу

5) В = АО + ПК + КВ + ДУ = 14,4 + 8,424 + 1,944 + 2 = 26,768 млн. руб.

Где В – выручка от сделки по договору лизинга в расчетном году

6) НДС = 26,768 * 0,18 = 4,81824 млн. руб.

7) ЛП = В + НДС = 26,768 + 4,81824 = 31, 58624 млн. руб.

3 Расчет общей суммы лизинговых платежей по годам 2-й год

1) АО = 72 * 0,2 = 14,4 млн. руб.

2) ПК = 50,4 * 0,13 = 6,552 млн. руб.

3) КВ = 50,4 * 0,03 = 1,512 млн. руб.

4) ДУ = (1,5 + 0,5 + 2) / 2 =2 млн. руб.

5) В = 14,4 + 6,552 + 1,512 +2 = 24,464 млн. руб.

6) НДС = 24,464 * 0,18 = 4,40352 млн. руб.

7) ЛП = 24,464 + 4,40652 = 28,86752 млн. руб.

8) ЛПобщ = 31,58624 + 28,86752 = 60,454 млн. руб.

Ответ: 60,454 млн. руб.


 

Задача № 3

На основе дан6ных таблицы о доходах и расходах банка за отчетный квартал проводится анализ структуры доходов и расходов банка.

тыс.руб.

Статья Сумма Вид
1. Проценты, полученные по предоставленным кредитам:    
- негосударственным коммерческим организациям    
- гражданам    
- кредитным организациям    
- банкам-нерезиденатам    
2. Полученные просроченные проценты от:    
- негосударственные коммерческие предприятия    
- граждан    
3. Проценты, полученные по открытым счетам в кредитных организациях и их учреждениях    
4. Проценты, полученные по депозитам в кредитных организациях    
5. Процентный доход от вложений в долговые обязательства    
6. Процентный доход по векселям кредитных организаций    
7. Доходы от перепродажи, погашения ценных бумаг    
8. Другие доходы, полученные от операций с ценными бумагами    
9. Доходы, полученные по операциям с иностранной валютой    
10.Доходы от переоценки валютных счетов    
11.Штрафы, пени, неустойки, полученные    
12.Другие доходы:    
- восстановление сумм со счетов фондов и резервов    
- комиссия полученная    
- другие полученные доходы    
13.Всего доходов    
14.Проценты, уплаченные за полученные кредиты  
15.Проценты, уплаченные по открытым счетам клиентам банка  
16.Проценты, уплаченные по депозитам  
17.Расходы по выпущенным ценным бумагам  
18.Другие доходы по операциям с ценными бумагами    
19.Расходы, уплаченные по операциям с инвалютой  
20.Расходы на содержание аппарата управления  
21.Штрафы, пени, неустойки уплаченные  
22.Отчисления в фонды и резервы  
23.Комиссия уплаченная  
24.Другие операционные расходы    
- В том числе:    
- по оплате вычислительной техники  
- почтовые, телеграфные, телефонные расходы  
- амортизационные отчисления  
- содержание зданий  
25.Другие произведенные расходы  
26.Всего расходов 10 001  

 

Требуется:

1. Назвать принципы группировки доходов и расходов банка. Дать им характеристику, а также раскрыть возможности, которые предоставляют различные способы группировки доходов и расходов для анализа.

2. По имеющийся информации разделить доходы на: операционные, другие виды и «незаработанные банком». Разделить расходы на: операционные, обеспечивающие функционирование и покрывающие риск банка.

3. Проанализировать проведенную группировку доходов и расходов, сделать выводы.

Решение:

1. Предварительно перед анализом доходную и расходную часть результативных счетов следует сгруппировать.

В доходной части выделяют три группы статей:

1) Доходы от операционной деятельности банка, включая доходы от представления межбанковских кредитов, операции с клиентурой, с ценными бумагами, лизинговых операций, сдачи в аренду имущества. Анализ результатов, отраженных по этим счетам, показывает активность банка. (1)

2) Доходы от побочной деятельности, т.е. сдачи в аренду служебных и др. помещений, машин, оборудования, оказания услуг небанковского характера.(2)

3) Доходы, отраженные по ряду статей, "не заработанных" банком в течение истекшего финансового года. Эта группа доходов приукрашивает результаты деятельности банка. (3)

Расходная часть результативных счетов также может быть определенным образом сгруппирована:

1) Операционные расходы, к которым относятся проценты и комиссии, выплаченные по операциям по межбанковскому кредиту и с клиентурой. Эти расходы по аналогии с доходами связаны с активностью банка.

2) Расходы, связанные с обеспечением функционирования банка, включающие административно-хозяйственные расходы и амортизационные отчисления.

3) Расходы на покрытие риска в деятельности банка, к которым относится превышение штрафов уплаченных над полученными, связанными с сомнительными и убыточными операциями.

Использование группировок позволяет судить о методике формирования прибыли банка и перспективах рентабельности его работы.

Такой анализ позволит выявить долю каждой статьи доходов и расходов по отношению к обороту по той или иной операции.

 

2. По имеющийся информации доходы разделены на: операционные (1), другие виды (2) и «незаработанные банком» (3). Расходы на: операционные (1а), обеспечивающие функционирование(2а) и покрывающие риск банка(3а).

3. Из данных таблицы мы видим, что доходы превышают расходы на 1 515тыс руб. Это означает, что банк работает в плюс, т.е. является прибыльным. Основную часть доходов банк получает от операционной деятельности (95,2%). Доходы, отраженные по ряду статей, "не заработанных" банком в течение истекшего финансового года выявлено не было.

Основную часть затрат составляют операционные расходы (около 50%). Так же имеются расходы, связанные с обеспечением функционирования банка (2 973 тыс. руб.) и расходы на покрытие риска (к ним относятся штрафы, пени, неустойки в размере 38тыс. руб., отчисления в фонды и резервы в размере 1235 тыс. руб).


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: