Во время крымской войны, когда Соловецким островам грозили английские пушки, возникла необходимость спасти для науки рукописные сокровища Соловков. По решению правительства отобранные рукописи – в их числе множества житий святых, которых тогда никто не изучал, - эвакуировали в Казань. Казанская духовная академия приняла эти ценности на хранение, тем самым приблизив их к ученому миру. О житиях святых заговорили и в среде московской профессуры.
Историки полагали, что жития святых восполняют своими данными летописные источники и послужат изучению значительных проблем русской истории. В их числе неминуемо поднимался вопрос и о «России, как стране которая колонизуется», поставленный С.М. Соловьевым. Роль русских монастырей в процессе колонизации очевидна, и где же искать лучших свидетельств и подробностей об основании и распространении монастырей по русской земле, как не в житиях святых. Существовало также убеждение, что этот источник насыщен также и данными по истории земледелия, семейного быта, воззрения на природу. Поэтому не приходится удивлятся, что эта тема возникла в беседе маститого профессора С.М. Соловьева с молодым, только что окончившим Московский университет В.О. Ключевским, которого соловьев оставил при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию. Была избрана тема о древнерусских житиях святых как источнике изучения колонизации России.
Подготовительная работа
Ключевский сначала проштудировал специальную литературу, освещавшую вопросы, непосредственно касавшиеся избранной диссертационной проблемы. Он собрал большой материал о русских монастырях, их основании, распространении, деятельности.
В начальный период работы Ключевский извлекает для нового труда свидетельства ранее им изученных источников: «Сказание иностранцев о Московском государстве» подчас содержали существенные данные о русских монастырях, их организации и хозяйстве. Ключевский мобилизовал этот материал для магистерской диссертации.
Тщательно, по-хозяйски собрав литературу о монастырях, составив их список, представив себе их географическое положение, «отжав» все возможное из ранее изученных источников, Ключевский даже набросал на основе этого материала первую пробу диссертационного текста – рукопись «Об участии монастырей в колонизации северо-восточной Руси».
Ключевский, чувствуя необъятность житийного материала, в ранних набросках темы проводит основные линии самоограничения: исследуются не все жития, а жития святых северо-восточной Руси; объяснением служит большая разработанность житий Южной Руси.
К первоначальным штудиям относится и рукопись о монастырском землевладении «О церковных земельных имуществах в древней Руси», основанная преимущественно на данных литературы. Первая половина рукописи датирована 21 июня и 5 июля 1865 года.
В ходе работы над темой он побывал и в Казани, где работал над соловецкими рукописями ежедневно с самого утра до 2-3 часов дня. Казанская поездка не исчерпывала нужды в соловецком архиве, - в последующие годы Гвоздев по просьбе Ключевского неоднакратно досылал ему копии казанских материалов и разные нужные ему справки.
Завершение работы над большой статьей о хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря в Беломорском крае падает на время после казанской поездки. Она вышла из печати в 1867 году в томе «Московских университетских ведомостей». Связь статьи с задуманной диссертационной темой очевидна. В этом отношении статья интересна и как первое выявление характера подхода автора к материалу и самой структуры его замысла: он сосредоточен на исследовании хозяйственной деятельности монастыря, но захватывает также и сложный процесс взаимодействия монастыря с государственной властью. Основной вопрос диссертации – роль монастырей в колонизационном процессе – решался оригинально: не монастырь (в данном случае), а промышленный люд России шел застрельщиком в освоении новых земель.
Источники
Для своей диссертации Ключевский привлек материалы многих архивов:
· Соловецкая комната Казанской духовной академии
· Рукописный отдел Румянцевской библиотеки в Моске
· Библиотека Троице-Сергиевой лавры
· Библиотека Московской Духовной академии
· Особый рукописный отдел Иосифо-Волоколамского монастыря
· Московская епархиальная библиотека
· Погодинский отдел императорской публичной библиотеки в Петербурге
· Коллекция В.М. Ундольского
· Коллекция А.С. Уварова
· Рукописи Н.С. Тихонравова и Е.В. Барсова
Сам процесс работы Ключевского над архивными материалами оказался трудным до невероятия. Объем первоисточников проще было бы исчислить в пудах, нежели в архивных единицах. Это были повсюду огромные нагромождения рукописных записей житий святых, еще не описанные и, как правило, не приведенные в порядок археографами, лежавшие в архивах неклассифицируемыми пластами и относившиеся ко множеству живших разновременно «святых подвижников», чаще всего основателей монастырей, причем на одного святого приходилось нередко не по одному, а по нескольку, а и просто по многу рукописных житийных списков.
Ключевский рассмотрел до «250 редакций» 157 житийных тем, касавшихся 166 имен святых и установил упомянутые редакции на основании изучения не менее 5000 прочитанных им житийных списков. Недаром при защите магистерской диссертации Ключевского заговорили даже о «нравственной стороне» проделанной им работы, о настоящем трудовом подвиге ученого.