Приемы варьирования мелодии.




Вариации эпохи классицизма

В различных учебниках вариации этого типа называются: строгие, фактурные, орнаментальные, фигурационные, что красноречиво указывает на методы варьирования. Их можно назвать также гомофонными вариациями (в противоположность полифоническим вариациям на остинатный бас), так как эпоха классицизма – эпоха господства гармонического склада и главенства мелодии над другими голосами (гомофонной фактуры). Основные тенденции развития гомофонных вариаций, получивших распространение во второй половине XVIII – в XIX веке – от строгости к большей свободе, от сравнительной обобщенности к конкретной характерности.

Истоки – инструментальный фольклор, а в профессиональной музыке академической традиции – старинная сюита с орнаментальными дублями (XVIII век).

Если вариации на остинатный бас – это вариации «над темой»; вариации на остинатную мелодию – «под темой», то вариации венских классиков - это вариации «на тему». Тема трактуется широко: это не только мелодия, но и вся фактура! В составе ОСК: форма, синтаксис (масштабно-тематические структуры), метр, темп, тональность (но не лад!!!), гармония (потактовое соответствие: тональный план, кадансы), мелодия (только опорные точки). Таким образом, вариации объединяются благодаря наиболее обобщенным элементам темы, не навязывающим вариациям определенного облика, позволяющим как угодно далеко удаляться от темы, сохраняя глубинные связи с ней. Каждая вариация может иметь индивидуальный облик, оставаясь строгой.

Форма темы: чаще всего простая двухчастная, обычно со включением (лаконизм и емкость). Может быть и период, и простая трехчастная.

Фактура темы проста и содержит потенциал к развитию: аккордовая или гомофонная со скромной фигурацией.

Мелодия темы: проста, но легко запоминаема. Сохраняется в вариациях в виде опорных точек (рассыпанных «густо» или «разреженно»), а также выборочного родства – нетронутых ярких интонаций в ключевых моментах формы (начала предложений, кадансы).

Жанровая основа темы: чаще всего – песенная или танцевальная.

Основные приемы варьирования

Наиболее активным изменениям подвергается мелодия и фактура.

Приемы варьирования мелодии.

а) фигурационная обработка мелодии в двух формах

· орнаментация: опевание, окружение основных тонов мелодии вспомогательными тонами, заполнение широких интервалов поступенным движением. В результате вокруг опорных тонов мелодии возникает узор –орнамент. Неаккордовые звуки легко отделить от аккордовых; ритмический рисунок изысканный и разнообразный, обилие хроматизмо в и мелизматика (короткие форшлаги, группетто, быстрые пассажи) придает мелодии хрупкость и изящество.

· распев: аналогичный прием. Но фигурационные звуки неотделимы от основных; широкая, неторопливая мелодическая линия выровнена ритмически нередко опорные точки мелодии метрически смещены. Преобладает диатоника

б) нефигурационное варьирование

· вариантное преобразование: при сохранении опорных тонов мелодии, возможно их перенесение из одного регистра в другой, а также включение между опорными тонами новых мелодических образований. Нередко сочетается с введением остинатных фигур – кратких характерных мелодико-ритмических формул или аккомпанирующих фигур, многократно повторяющихся на протяжении вариации и делающих вариацию ярко индивидуальной, отличной от других (любимый прием Бетховена).

· новая мелодия на основе опорных точек старой, чаще всего дает новый жанровый вариант темы. Обычно используется в иноладовой вариации. А также в вариациях Adagio.

в) ритмическое преобразование мелодии: смещение всех звуков с более тяжелы долей на более легкие (синкопы, неаккордовые звуки на месте звуков темы); равномерно-непрерывное движение (этюдная вариация); диминуиция или ритмическое упрощение.

2. Приемы варьирования фактуры:

а) простейшие приемы фигурации сопровождения с сохранением регистра и диапазона темы;

б) усложнение сопровождающей фигурации: смешанные типы (ритмо-гармоническая, мелодико-гармоническая); изменение регистра и диапазона.

в) «солирующая фигурация»: обычно однотипная по рисунку индивидуализированная фигурация, охватывающая всю вариацию («этюдная вариация»). В этом случае фактура выступает как ярчайшее выразительное средство и способствует созданию «тематической паузы», после чего наступает «реприза».

г) полифонические приемы: мелодизация сопровождения, подголоски, имитации, вертикальные перестановки.

Основные приемы создания единого целостного цикла (см. билет).

Форма второго плана: чаще всего трехчастная (с иноладовой вариацией в центре), но может иметь черты сонатной (Бетховен, 32 вариации в трактовке Л.Мазеля) или даже сонатного цикла (с менуэтом, Adagio и подвижным финалом: Моцарт, соната №11, ч.I).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: