Б. 1. ДВ. 2. Этикет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины
Направление подготовки
151000 Технологические машины и оборудование
профиль подготовки
Машины и аппараты пищевых производств
квалификации (степень) выпускника
бакалавр
Уфа 2012
Цели и задачи освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины «Этикет» является формирование и развитие у студентов знаний и представлений о нравственных принципах и правилах этикета, умения уважать человеческую личность и проявлять толерантность к людям и другим культурам, приобретение навыков цивилизованного поведения в различных сферах жизни и деятельности современного общества.
Задачи дисциплины:
- привитие студентам правил хорошего тона;
- убеждение студентов в целесообразности и удобстве их использования в процессе человеческого общения;
- показ этической и эстетической значимости правил этикета;
- формирование убеждения в том, что использование правил хорошего тона содействует налаживанию деловых контактов и достижению успеха в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Данная дисциплина относится к вариативной части учебного цикла «гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б 1 ДВ 1).
Данная дисциплина является предшествующей, теоретически и практически подготавливающей к изучению таких дисциплин как «Культурология» и «Психология и педагогика».
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Этикет» в соответствии с ФГОС ВПО (от 21 декабря 2009 г.) направлен на формирование и развитие следующих общекультурных компетенций:
– свободного владения устной и письменной речью (ОК 4);
- способности к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрации уважения к историческому наследию и культурным традициям, готовности к поддержанию партнерских отношений, сотрудничеству с коллегами и работе в коллективе (ОК 5);
- способности осуществлять деятельность, связанную с руководством действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным (ОК 6);
– стремления к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умения критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК 12).
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- нравственные принципы культуры поведения;
- правила общегражданского этикета;
- особенности делового этикета и специфику культуры поведения в области будущей профессиональной деятельности;
- основы культуры семейных взаимоотношений;
уметь:
- применять знание принципов и правил этикета в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- уважительно относиться к окружающим, вести себя достойно в любой жизненной ситуации;
- проявлять толерантность к человеческой личности и другим культурам;
- превращать полученные знания в систематически используемые жизненные и профессиональные навыки;
владеть:
- хорошими манерами;
- навыками позитивного общения;
- способами предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в личной жизни и профессиональной деятельности;
- навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики, позитивного общения с клиентами и коллегами;
- навыками аргументированного изложения своих мыслей;
- навыками самостоятельной подготовки к семинарским занятиями и индивидуальным домашним заданиям.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 36 часов аудиторных занятий, 36 часов самостоятельной работы. Учебным планом предусмотрен зачет в первом семестре для очной формы обучения и зачет во втором семестре для заочной формы обучения.
Очное обучение
Вид учебной работы | Всего часов | Распределение по семестрам |
Аудиторные занятия, всего | ||
Лекции (ЛК) | ||
Семинары (С) | ||
Самостоятельная работа, всего | ||
- подготовка к семинарским занятиям; - выполнение практических заданий; - подготовка к зачетному тестированию. | ||
Контроль самостоятельной работы | ||
- опрос на семинарских занятиях; - проверка выполнения практических заданий, проведение ролевых игр. | ||
Промежуточная аттестация | Зачет | |
Общая трудоемкость дисциплины: часы зачетные единицы |
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Раздел дисциплины | Очное обучение | ||
Л | С | СРС | ||
Теория и история этикета | ||||
Прикладной этикет | ||||
Итого |
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование разделов дисциплины | Содержание раздела |
Теория и история этикета | Этикет как учебная дисциплина. Краткие исторические сведения об этикете. Понятие этикета. Культура поведения и этикет. Взаимосвязь и различие понятий «этика» и «этикет». Связь этикета с эстетическими ценностями. Общие правила и принципы этикета как основа формирования хороших манер. Вежливость, тактичность и корректность. Манеры и их разновидности. Комильфо и моветон. Структура этикета. Традиционный и современный этикет. Особенности европейского этикета. Своеобразие национального этикета России. Взаимосвязь традиций и современности в этикете народов Башкортостана. Функции этикета. Роль этикета в формировании общей и профессиональной культуры современного специалиста. | |
Прикладной этикет | Общие правила и принципы культуры поведения в общественных местах. Необходимость строгого соблюдения правил этикета в общественных местах в современных условиях. Хорошие манеры на улице и в общественном транспорте. Этикет в театре, кинотеатре и в концертном зале. Правила поведения в кафе и ресторане. Этикет в университете, его специфика. Культура взаимоотношений преподавателя и студента. Понятие имиджа. Роль невербального этикета в формировании имиджа цивилизованного человека. Язык невербального общения как средство складывания позитивных взаимоотношений между людьми, установления понимания. Требования к внешнему виду современного человека. Этикет и мода. Культура речи и речевой этикет. Правила речевого поведения. Культура ведения беседы, спора и дискуссии. Комплименты и их роль в создании атмосферы приятного общения. Виды комплиментов. Этикет при приветствиях, обращениях и знакомствах. Телефонный этикет. Специфика общения по мобильному телефону. Традиции гостеприимства народов мира. Особенности традиционного гостевого этикета народов Башкортостана и современность. Правила приема гостей. Требование к поведению воспитанного гостя. Виды приемов. Основные принципы и правила подарочного этикета. Выбор, вручение и принятие подарка. Виды подарков. Правила сервировки праздничного стола. Хорошие манеры во время праздничного застолья. Застольная беседа. Культура еды. Правила подачи и употребления напитков. Нравственные основы семейных взаимоотношений. Роль этикета в создании счастливой семьи. Супружеский этикет. Культура взаимоотношений между старшими и младшими в семье. Значение личного примера старших в воспитании хороших манер у детей. Правила семейного этикета, регулирующие взаимоотношения между свекровью и невесткой, тещей и зятем. Специфика делового этикета. Деловой и служебный этикет. Культура одежды делового человека. Правила успешного собеседования при приеме на работу. Культура взаимоотношений между сотрудниками, руководителем и подчиненными. Правила ведения деловых переговоров, собраний и совещаний. Деловая переписка. Профессиональный этикет и его роль в формировании настоящего специалиста. Взаимосвязь общегражданского и профессионального этикета. Профессиональная деформация. Нравственные качества, которыми должен обладатьработник ресторанного бизнеса. Этикет работника ресторанного дела как основа складывания благоприятных отношений в коллективе, достижения профессионального успеха. |
Тематика аудиторных занятий
Лекционные занятия
№ п/п | № раз-дела | Наименование лекционных занятий | Объем, часы | |
Очное обучение | Заочное обучение | |||
Этикет как учебная дисциплина и социальное явление | ||||
Невербальный этикет и его роль в создании имиджа | ||||
Речевой этикет | 0,5 | |||
Столовый этикет | ||||
Семейный этикет | 0,5 | |||
Культура деловых отношений. Этикет работника ресторанного бизнеса. | ||||
Итого |