Педагогическая характеристика периодов детства должна быть представлена в таблице




Задание по возрастной периодизации ДЕТСТВА (по Белкину А.С.)

Определение понятий:

  1. Детство - это целостная управляемая система, предполагающая взаимодействие социально-психологических и педагогических факторов развития, воспитания ребенка на основе ценностно-личностного подхода.
  2. Особенности психофизического развития характеризуют биологическую сторону становления личности. Речь идет о возможностях ребенка участвовать в тех или иных видах деятельности, связанных с развитием его физических качеств, индивидуально-психологических свойств, о его возможностях в общении, в творчестве, в соблюдении социальных норм и микросоциальных правил поведения, о его умении быть действительным членом группы, коллектива.
  3. Психолого-педагогические доминанты развития. Имеются в виду ведущие мотивы поведения, деятельности, формирующиеся на базе возрастных индивидуальных потребностей. Раскрываются диалектические противоречия, лежащие в основе возникновения, формирования, развития этих потребностей.

Ведущие виды деятельности - те, в которых наиболее полно проявляются возрастные, типологические особенности ребенка, ведущие мотивы его деятельности, поведения. Выделяются условия, наиболее благоприятные для развития деятельности; факторы торможения, угнетения позитивной мотивации; пути их преодоления.

  1. Основная педагогическая идея отражает ведущую стратегическую цель в организации педагогического процесса, направленного на реализацию главных видов деятельности ребенка, детского коллектива.

5. Доминирующие направления и технология педагогической деятельности строятся с таким расчетом, чтобы основная педагогическая идея была реализована в жизнедеятельности детского коллектива. При этом учитываются закономерности учебно-воспитательного процесса, методы, приемы, средства организации общения, педагогическая деятельность. Предусматривается диагностика результатов, прогнозирование тенденций развития личности и коллектива, характера компонентов данного вида детства.

Педагогическая характеристика периодов детства:

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО. Максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей при минимальных возможностях самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

МЛАДШЕЕ ШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО. Сохраняется роль семьи в удовлетворении материально-биологических, эмоциональных потребностей ребенка, но социально-познавательные удовлетворяются преимущественно школой. Несколько возрастает способность ребенка противостоять отрицательным влияниям среды, но все еще остается незначительной. Главные защитные функции остаются за семьей и школой.

  1. ПОДРОСТКОВОЕ ДЕТСТВО. В значительной мере сохраняется роль семьи в удовлетворении материальных, эмоциональных потребностей ребенка, максимально увеличивается роль школы, ближайшего окружения сверстников в удовлетворении социально-познавательных потребностей. Значительно возрастает способность ребенка противостоять отрицательным влияниям микро- и макросреды. Возникает юридическая ответственность. Остается значительная защитная функция взрослых, первичного воспитательного коллектива. Одновременно формируется при неблагоприятных условиях повышенная восприимчивость к отрицательным влияниям в сфере свободного общения.

СТАРШЕЕ ДЕТСТВО. Наиболее сохранными остаются материальная, эмоциональная функции семьи. В удовлетворении познавательных, социальных потребностей школьника главную роль играют учителя в сочетании с самообразованием, самовоспитанием учащегося. Возможно частично самостоятельное удовлетворение материальных потребностей. Практически полная юридическая дееспособность (за исключением права вступать в брак). Максимальная (применительно к взрослому) способность противостоять отрицательным влияниям среды. Защитная роль взрослых заменяется функцией социально-профессионального ориентирования на будущее.

Педагогическая характеристика периодов детства должна быть представлена в таблице

Периоды детства особенности психофизического развития доминанты психологического развития ведущие виды деятельности основная педагогическая идея доминирующие направления и технология педагогической деятельности
Дошкольное детство отделение собственной деятельности от деятельности взрослых; восприятие деятельности взрослых как образца для подражания; появление мотивов действий по образцу; появление мотивов действий, направленных на удовлетворение возникающих потребностей, приобретение тем самым личностного поведения; ориентировка на собственные поступки, их оценку; возникновение сложной иерархии мотивов, сложной системы взаимоотношений с окружающими.   -максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей; -максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных); -минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.   Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте — непременное условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого возраста.   Чтобы ребенок не поступал «плохо», ему нужно дать возможность поступать «хорошо».   1)Организация игровой деятельности 2)Помощь семьи в организации полноценного общения 3)Формирование разумных материальных потребностей. 4)Формирование гуманных отношений в коллективе дошкольников.  
Младшее школьное детство Изменение социального статуса:превращение дошкольника в школьника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Психологическая перестройка в деятельности:если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению, изменяющему мотивы поведения, дающему толчок к развитию познавательных интересов и нравственных представлений ребенка. -доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка; -доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов; -возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.   Под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. Радость одного школьника становится радостью других, а неуспех побуждает ребенка снять огорчения окружающих, потому что он живет не только своими, но и чужими заботами.   1)Формирование начальных детских убеждений (НДУ) у младших школьников. 2)Развитие общественных отношений и предупреждение авторитарности учителя. 3)формирование первичных представлений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения. 4)создание ситуации успеха в учебной деятельности  
Подростковое детство Потребность во «взрослом» обращении. Превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности. Потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Возникновение потребности в активной познавательной деятельности. Потребность в половой идентификации. доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, эмоционально-комфортных потребностей. Однако к концу периода появляется возможность самостоятельно удовлетворять часть материальных потребностей; - решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей; -возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает юридическая ответственность за правонарушения; -сохранение высокой зависимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в развитии самопознания, личного самоопределения.   Общение со сверстниками. Подросток старается выделить себя из мира детей. Создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.   1)Создание ситуации успеха в учебной деятельности 2)Организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение подростков. 3) Психолого-педагогические подходы к предупреждению невротических расстройств и патологических влечений у подростков (проблемы, возможности, перспективы  
Старшее детство Формирование представлений о собственной уникальности, появление синдрома «Колумба». Эмансипация от родителей, стремление к автономизации по отношению к культуре взрослых. Возникновение потребности в любви. Возникновение новой системы отношений с родителями. Поиски смысла жизни. -сохранение материальной, эмоционально-комфортной функции семьи; усиление ее роли в самоопределении на будущее; возрастание возможности школьника в удовлетворении части материальных потребностей; -сохранение решающей роли школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей; значительное возрастание роли самообразования, самовоспитания; -значительное возрастание способности противостоять отрицательным влияниям среды; формирование полной юридической дееспособности; - замена защитной роли взрослых функцией социально-профессионального ориентирования на будущее.   Учебно - профессиональная деятельность. общение со старшими в ходе осуществления ребенком достигнутой им формы ведущей деятельности позволяет ему накапливать новые знания и умения и постепенно подготавливает его переход к новому виду ведущей деятельности, более высокой по своему уровню. Помощь семье в социально значимом определении на будущее; создание условий для мобилизации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями.   1)ориентация старшеклассников на самовоспитание. 2) Помощь старшеклассникам в развитии взаимоотношений со сверстниками. 3) Помощь старшеклассникам в формировании научного мировоззрения. 4) Помощь в профессиональном самоопределении 5)Помощь старшеклассникам в формировании осознанной гражданской позиции.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: