ВОПРОС 1. Контейнеровозы




Контейнеровозы – специализированные автотранспортные средства для перевозки грузов в контейнерах.

Контейнер – единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения груза, внутренним объемом от 1м3 и более.

Преимущества использования контейнеров:

– механизация погрузочно-разгрузочных работ;

– минимизация потерь грузов в пути;

– снижение затрат на тару и упаковку;

– снижение затрат на перегрузку и перевозку в целом.

Контейнеры оборудованы приспособлениями для механизированной погрузки, установки и снятия их с транспортного средства, а также крепления на платформе АТС.

Различают контейнеры:

– универсальные;

– специализированные;

– контейнеры-платформы.

1. Универсальные контейнеры – для перевозки штучных грузов широкого перечня с защитой от атмосферных осадков.

Основные параметры контейнера:

– максимальная масса брутто (сумма масс контейнера и груза);

– собственная масса контейнера со всем оборудованием;

– грузоподъемность (масса груза в контейнере максимальная).

Используемые контейнеры серии 1 имеют квадратное сечение и отличаются только длиной, подобранной так, чтобы на транспортном средстве любые контейнеры данной серии размещались в различной комбинации. У контейнеров типа 1А – длина 11 985 мм; 1В – 8 918 мм; 1С – 5 853 мм и ID – 2787 мм. Ширина и высота по 2 438 мм.

На платформе можно разместить, например, один контейнер 1А, два контейнера 1С, и т. д. (рис. 11.1). Причем контейнеры меньших размеров размещаются с необходимыми манипуляционными зазорами.

 

Рис. 11.1. Принцип построения типажа крупнотоннажных контейнеров и размещение их на транспортном средстве

Контейнеры оборудуют фитингами для фиксации на платформе и использования грузозахватных приспособлений.

2. Специализированные контейнеры предназначены для грузов ограниченного перечня или отдельных видов грузов. Различают:

– групповые – для грузов сходных по свойствам и условиям перевозки;

– изотермические – с ограничением теплообмена с окружающей средой;

– контейнеры-цистерны – для жидких грузов;

– индивидуальные контейнеры – для вида груза;

– технологические – для перевозок в процессе изготовления продукции;

– рефрижераторные контейнеры – изотермические с поддержанием требуемой температуры.

Контейнеры могут быть выполнены упрощенно по конструкции. На­пример, для перевозки автомобилей – крыша и сетчатые стенки с запорами.

3. Контейнер-платформа – грузовая платформа с конструктивными особенностями и размерами основания-контейнера.

Очень важна унификация контейнеров. Не только в стране, но и при международных перевозках. Кроме того, возможность перевозки различными видами транспорта – автомобильным, авиационным, железнодорожным и водным.

Для повышения эффективности контейнерных перевозок используется контейнерная транспортная система. Она предусматривает единую систему планирования и учета перевозок и нормы перевозок с использованием стандартных контейнеров. Создаются контейнерные пункты для совмещения автомобильных, водных, железнодорожных и авиа-перегрузок. На контейнерных пунктах с постоянными контейнеропользователями создается обменный фонд контейнеров, а также оборотных полуприцепов.

 

21. Автомобили и автопоезда-контейнеровозы. Назначение, необходимость применения, классификация, особенности конструкции.

Перевозка контейнеров общетранспортными средствами затруднена или вообще невозможна. Затруднена вследствие высокого расположения центра масс, появления продольно-угловых колебаний, отсутствия специаль­ных креплений контейнера и др. Расположение узлов крепления контейнеров типа 1А и 1С делает такие перевозки вообще невозможными. Поэтому используют специализированные полуприцепы. Их делят на две группы:

1 – для перевозки крупнотоннажных контейнеров (20–30 тонн), имеющих специальные устройства в виде фитингов для крепления;

2 – для перевозки средне- и малотоннажных контейнеров, не имеющих специальных устройств для крепления.

К полуприцепам-контейнеровозам предъявляются специфические требования:

– согласованность размеров и массы со стандартами на контейнеры;

– возможность крепления (ограничения перемещений) контейнеров;

– возможность использования средств механизации погрузочно-разгрузочных работ;

– возможность въезда в контейнер, расположенный на платформе, небольших вилочных погрузчиков, а также возможность погрузки груза вручную.

Для перевозок в черте города широко используют низкорамные полуприцепы со ступенчатой платформой – средняя часть опущена, а крайние (над мостом и сцепным устройством) приподняты.

 

22. АТС для перевозки длинномерных грузов. Сфера применения, назначение, классификация. Лесовозные автопоезда. Область использования, общее устройство.

Автопоезда-металловозы, автопоезда-трубовозы и трубоплетевозы. Область использования, особенности конструкции. Металлом, при его высокой плотности, редко заполняют платформу полностью. Поэтому у металловозов необходимо предусматривать крепление (увязку) груза, для предотвращения смещения и перегрузки колес с одной стороны автопоезда.

Для перевозки металла широко используют бортовые автомобили с прицепами-роспусками и седельные тягачи с полуприцепами.

Стойки коников выполняют откидывающимися, а основание – накло­няющимся с помощью гидроцилиндра, как правило, телескопического типа.

Длинномерные грузы перевозят также на полуприцепах-роспусках с различными механическими разгрузочными устройствами (сбрасывателями). Такие самосвальные устройства используют силу тяжести. Платформа может наклоняться в сторону относительно центральной оси поперечной балки, а в транспортном положении фиксируется специальными рычагами. При удалении рычага из-под башмака сбрасыватель опрокидывается в сторону этого башмака.

Трубовозы преимущественно состоят из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска. Используют и седельные автопоезда, а также автомобили с большой базой (МАЗ-543).

Трубоплетевозы чаще всего – автопоезда с прицепом-роспуском.

Тягачи и прицепы оборудованы кониками (до четырех, по два на тягаче и прицепах), механизмом увязки труб большого диаметра с использованием тягового усилия лебедки.

Способы разгрузки трубоплетевозов разнообразны. Чаще всего применяют боковую разгрузку с наклоном коника и боковую разгрузку при помощи механических лебедок с канатами, расположенными в стыках коников автомобиля-тягача и прицепа-роспуска.

Погрузка труб небольшого диаметра (100–300 мм) может производиться при помощи трубозахватного приспособления. Трубы, уложенные в ряд, захватываются при помощи поворачиваемых на 20° треугольников. Поворот про­изводят после установки приспособления на ряд параллельно уложенных труб.

 

23. АТС для перевозки ЖБИ. Назначение и необходимость применения, классификация, система обозначений.

В нашей стране в связи с индуст риализацией строительства строи тельные площадки превратились в монтажные, на которых из крупно­размерных железобетонных деталей (панелей, ферм, плит перекрытий и других деталей и конструкций) осу ществляется сборка зданий, промыш­ленных и гражданских сооружений. Поэтому железобетон стал основ ным строительным материалом.

По условиям перевозок все железобетонные изделия и конструк ции можно подразделить на сле дующие основные группы:


  • детали и конструкции небольших размеров, перевозка которых осу ществляется на бортовых автомо билях и бортовых автопоездах в сос таве автомобилей-тягачей и полу прицепов;

  • фермы и балки, для перевозки которых используют автопоезда большой грузоподъемности в составе автомобилей-тягачей с полуприце­пами и прицепами-роспусками;

  • стеновые панели и перегородки, которые перевозят на специализиро ванных автопоездах-панелевозах;

  • объемные элементы (блок-секций, сантехкабины), которые перевозят на


специализированных автопоездах в составе автомобилей-тягачей с

низкорамными полуприцепами, имеющими платформы с большими

платформы с большими площадками.

Железобетонные фермы и балки широко применяются в строительстве промышленных зданий и сооружений. Длина их достигает 30 м и более. Для их перевозки используют автопоезда-балковозы и фермовозы, автотягачи с прицепами-роспусками, полуприцепами, имеющими кассеты для разме щения ферм.

При крупнопанельном суроительстве значительный удельный вес в перевозках железобетоных деталей и конструкций занимают перевозки панелей. Каждый тип панелей отли чается от другого по прочноети, степени готовности (облицованные и необлицованные, с оконными переплетами и без них, с выступающим поподоконником и без него), массе и габаритным размерам.

При перевозке панелей необхо димо соблюдать следующие основные условия:

- панели должны быть установлены на подвижном составе вертикально

или наклонно (под углом 8—12º к вертикали)

- во избе жание поломок панели должны быть надежно закреплены;

-при перевозке облицованных панелей нужно исключить возможность

их трения между собой.

Для перевозки панелей используют автопоезда-панелевозы в соста ве автомобилей-тягачей и полупри цепов, имеющих следующие кон­структивные схемы.

Хребтовые панелевозы имеют пространственную несущую ферму с поперечным сечением прямоугольной или трапециевидной формы, расположенную вдоль продольной оси полуприцепа. Панели при пере- возке размещаются по обе стороны несущей фермы под углом 8—12° к вертикали.

Ферменные панелевозы, имеют кассету для размещения панелей, а - рамные — сварную раму, на которой вертикаль но закреплена кассета. Панеле возы с трубчатой рамой имеют центрально расположенную стальную трубу, к которой прива рена двухсекционная кассета для размещения панелей.

При погрузке, перевозке и выгрузке железобетонных изделий и кон - струкций, являющихся грузами большой массы, а в некоторые случаях и негабаритными, должны быть обеспечены соответствующие меры безопасности. Так, подвижной состав, перевозящий негабаритные изделия и конетрукции, должей быть оборудован устройствами, предохраняющими его от возможнего продольного и поперечного смещения или опрокидывания груза. Погрузку-разгрузку следует осуществлять только при помощи механизмов и приспособлений, предусмотренных условиями выполнения погрузочно-разгрузочных работ с данном грузом.

Во.время погрузочно-разгрузочных работ водителю запрещается находиться в кабине автомобиля, а крановщику—-перемещать груз над кабиной. Укладка груза в кузов должна обеспечивать равномерную передачу нагрузки на рессоры подвижного состава, зазоры между грузом и бортами (ограждениями) кузова должны быть не менее 6-8 см. Между изделиями или койструкциями обязательно должны помещаться деревянные прокладки толщиной не менее 25 мм. тажа объекта привязаны к любому календарному дню, что дает возмож ность заблаговременно изучить пред стоящие перевозки и правильно орга-, низовать работу подвижного состава.

При перевозке железобетонных конструкций часто используется метод «монтажа с колес», который обеспе чивает большую народнохозяйствен­ную эффективность, так как сокращаются продолжительность монтажа зданий, объем разгрузочных работ на строительной площадке, расходы по устройству и сооружению приобъектных складов на строительной площадке, запасы деталей на стройтельной площадке.

24. Панелевозы. Назначение, классификация, особенности конструкции панелевозов различных типов.

Полуприцепы-панелевозы предназначены для перевозки в вертикальном или крутонаклонном положении стеновых панелей, перекрытий, перегородок, плит, лестничных маршей и т. п.

Передняя часть полуприцепов-панелевозов опирается на седельно-сцепное Устройство автотягача, а задняя — на одно- или двухосную тележку со сдвоенными колесами. Тележки могут быть неповоротными (неуправляемыми) или поворотными (управляемыми), что улучшает маневренность автопоезда и позволяет использовать его в стесненных условиях застройки. Поворотное устройство выполнено с механическим канатным приводом и блокировочным устройством для удобства маневрирования.

Рис. 1. Полуприцепы-панелевозы хребтового типа: а - одноосный; б - двухосный; 1 — опорное устройство; 2— одноосная тележка; 3 — несущий каркас; 4— двухосная тележка

Современные полуприцепы-панелевозы оборудуются раздельно управлявший гидравлическими опорами с гидроцилиндрами двойного действия, работающими от гидросистемы автомобиля, и имеют автоматическую сцепку с тягачом, что позволяет вести монтаж непосредственно с панелевоза (монтаж «с колес»), более эффективно использовать базовый автомобиль, который может обуживать несколько сменных полуприцепов (челночный метод работы) и осуществлять погрузку-разгрузку панелевоза на неровных площадках.

По конструкции несущего металлического каркаса полуприцепы-панелевозы разделяются на хребтовые, кассетные, платформенные и с наклонной рамой. Все они (за исключением платформенных) выполнены низкорамными.

Хребтовые панелевозы (рис. 1) имеют пространственный несущий каркас трапециевидного поперечного сечения, изготовленный из прокатных или гнутых профилей. Панели устанавливаются под углом 8...10° к вертикали на грузовые площадки с деревянным настилом, расположенные по бокам каркаса. Для крепления панелей используют винтовые зажимы, прижимные планки и канаты, затягиваемые с помощью ручной лебедки.

Преимуществом хребтовых панелевозов является малая погрузочная высота удобство проведения погрузочно-разгрузочных работ, недостатком — необходимость симметричной загрузки грузовых площадок.

Рис. 2. Полуприцеп-панелевоз кассетного типа

Рис. 3. Полуприцеп-панелевоз платформенного типа

Кассетные панелевозы (рис. 2) имеют две вертикальные боковые несущие фермы с поперечными связями, между которыми расположена грузовая площадка с деревянным настилом. Панели устанавливаются на грузовую площадку в вертикальном положении и удерживаются с помощью разделителей и боковых держателей. Кассетная форма кузова позволяет перевозить как четное, так и нечетное количество панелей. Кроме панелей кассетные панелевозы могут перевозить различные строительные грузы, по своим габаритам и массе не превышающие размеров грузовой площадки и грузоподъемности панелевоза. Основной недостаток кассетных панелевозов — большая погрузочная высота.

 

25. Фермовозы, плитовозы, блоковозы и сантехкабиновозы. Назначение, особенности конструкции.

а рис. 2.13 показан автопоезд-фермовоз для перевозки ферм любой конструкции длиной до 24 м и высотой до 2,5 м. Рама полуприцепа кассетного типа ферменной конструкции передней частью опирается на седельно-сцепное устройство тягача, а задней — на седельно-опорное устройство двухосной задней управляемой тележки 4. Колеса тележки управляются автоматически с помощью следящей системы с гидравлическим приводом. Переднюю передвижную опору полуприцепа устанавливают вдоль рамы в зависимости от длины перевозимых ферм и передвигают с помощью ручной лебедки. Ферма опирается на грузовые площадки рамы и закрепляется в верхнем ее поясе прижимными винтами. Грузоподъемность полуприцепов-фермовозов 10…22 т.

Рис. 2.13. Автопоезд-фермовоз

Полуприцепы-сантехкабиновозы и блоковозы предназначены для перевозки объемных элементов жилых и промышленных зданий (унифицированных санитарно-технических кабин, блок-комнат, маршей), технологического оборудования (секций лифтов, трансформаторов, котлов, бункеров, баков и др.) и контейнеров. По конструкции они имеют много общего с панелевозами рамного типа и отличаются низким расположением грузовой площадки и отсутствием специальных средств крепления.

Рис. 2.14. Сантехкабиновоз

Полуприцеп-сантехкабиновоз (рис. 2.14) представляет собой сварной из гнутых и прокатных профилем каркас кассетного типа, передняя часть которого опирается на седельно-сцепное устройство автомобиля-тягача, а задняя — на одно- или двухосную тележку с управляемыми или неуправляемыми колесами. Оборудуются они механическими или управляемыми гидравлическими опорными устройствами. Грузоподъемность 4…30 т.

Полуприцепы-плитовозы применяют для перевозки плит перекрытий и покрытий в горизонтальном положении, а также балок, колонн, ригелей, пиломатериалов и др. Несущей частью грузовой площадки плитовоза является хребтовая рама с консолями для настила и выдвижными боковыми стойками. Полуприцепы имеют одноосную или двухосную заднюю тележку. Некоторые конструкции плитовозов выполняют с раздвижной телескопической рамой. Грузоподъемность плитовозов до 22 т.

Для перевозки тяжеловесного крупногабаритного оборудования и строительных машин применяют трех-, четырех- и шестиосные многоколесные прицепы и полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью 20… 120 т с низкорасположенной платформой. Прицепы транспортируют балластными автомобильными тягачами, а полуприцепы — седельными. Прицепы и полуприцепы большой грузоподъемности оборудуют гидравлическими подъемными механизмами для опускания платформы при погрузке и подъеме ее при транспортировке грузов. Для погрузки и выгрузки грузов на тягаче устанавливают лебедку с приводом от коробки отбора мощности автомобиля.

 

26. Автомобили-самопогрузчики. Назначение, сфера применения, классификация, преимущества и недостатки по сравнению с АТС общего назначения.

\ В последнее время все более широко используют контейнерные и пакетные способы доставки грузов. Увеличение грузооборота влечет и потребность в частых погрузках и выгрузках. Для повышения автономности транспортного средства и облегчения труда персонала часто используют различные способы механизированного перемещения груза.

Различают следующие стандартизованные грузоподъемные устройства:

– УГБ – грузоподъемный борт (площадка);

– УКК – кран стреловой консольный;

– УКП – кран портальный;

– УГП – устройство грузоподъемное из двух крановых механизмов консольного типа;

– УВП – устройство вертикального подъема;

– УНС – устройство наклонного снятия.

2) Автотранспортные средства с консольными стреловыми кранами представляют собой удачный гибрид бортового автомобиля и крана. Грузоподъемность кранов 0,63; 1,0 и 1,25 т.

При проектировании кранов учитывают:

– привод крана – гидравлический;

– мощность для работы – от трансмиссии с непрерывным временем работы не менее 1ч;

– управление крана с пультов с обеих сторон автомобиля. Рукоятки автоматически возвращаются в нейтральное положение по прекращении воздействия на них. Усилие на рукоятках – не более 80 Н;

– регулировка скорости движения груза;

– фиксация груза в любом положении;

– предохранительное оборудование;

– опоры;

– укладывание в транспортные габариты;

– время развертывания – не более 5 мин.

На конце телескопического хобота крепится на серьге крюк. Перемещение груза производится подъемом складывающейся стрелы с телескопическим звеном и поворота стрелы вокруг вертикальной оси.

Две внешние опоры обеспечивают устойчивость крана от опрокидывающих моментов при работе.

 

 

27. Автомобили с грузоподъемными бортами. Область использования, классификация, общее устройство и принцип действия грузоподъемных бортов.

1) Грузоподъемные борта предназначены для механизированной погрузки или выгрузки контейнеров или других штучных грузов. Может использоваться и платформа, которая, как и борт, опускается на землю, затем при помощи тросового или рычажного механизма с гидравлическим или электрогидравлическим приводом поднимается вверх на уровень платформы. После выгрузки платформа из горизонтального положения переводится в вертикальное и может заменить задний борт. Очень редко изготавливают подъемные боковые борта. В транспортном (вертикальном) положении площадка крепится защелками.

В зависимости от типоразмера установлена следующая номинальная грузоподъемность бортов: 0,63 т; 1,0 т и 1,5 т.

 

28. Автомобили с консольными и портальными кранами. Область применения, общее устройство и принцип действия кранов.

Автомобили с портальными кранами выпускают грузоподъемностью 1,25 т; 3,0 г и 5,0 т. Внешний вид автомобиля с портальным краном показан на рисунке 11.2.

Рис. 11.2. Автомобиль с портальным краном

Погрузка и выгрузка контейнеров осуществляется с помощью портала 1, шарнирно закрепленного на цапфах поперечины, качательное движение, портала происходит за счет двух гидроцилиндров 2. Гидроцилиндры, установленные в верхней поперечине портала, перемещают каретку по поперечине и крюк по вертикали через системы блоков канатами.

Привод гидросистемы от шестеренного насоса, сблокированного с КОМ. Включение коробки отбора мощности – рычагом, расположенным в кабине водителя.

4) Для погрузки-выгрузки контейнеров большой грузоподъемности используют пару консольных кранов установленных в начале и конце грузовой платформы. Устройства выпускают в двух исполнениях:

1 – погрузка (выгрузка) с земли на платформу с правой стороны полуприцепа;

2 – с земли или железнодорожной платформы на полуприцеп и обратно, а также штабелирование контейнеров в два ряда.

Крановое устройство имеет привод от дизеля, 15 кВт, установленного на полуприцепе, и гидронасосов.

29. Автомобили со съемными кузовами. Сфера применения и преимущества использования. Устройства для установки и снятия кузовов, их устройство и принцип действия.

Съемный быстро отделяющийся кузов устанавливают на дорожную поверхность или на опоры. Отпадает необходимость ожидания выгрузки.

У нас в стране используют устройства 2 типов:

1) устройство вертикального подъема типа УВП, состоящее из силового агрегата и съемного надрамника, установленного на раме автомобиля. Применяется при перевозках кузовов, оборудованных четырьмя откидными стойками. Ряд грузоподъемностей 3,0; 4,5 и 6,5 т.

2) устройство наклонного снятия типа УНС, состоящего из силового агрегата и наклонной рамы с механизмом снятия кузовов. Устанавливается на раму автомобиля или полуприцепа. Грузоподъемность 8; 12 и 20 т. Система работает по принципу "наклон-скатывание".

Автомобиль с портальным погрузчиком для съемных кузовов показан на рисунке 11.3.

Крепление кузова осуществляется с помощью штифтовых пальцев, от­кидных замков и т. п. Наиболее перспективно использование замков с гидрав­лической или пневматической системой управления запиранием и отпиранием кузовов.

Рис. 11.3. Автомобиль с портальным погрузчиком для съемных кузовов: а – снятие – установка кузова; б – самосвальная выгрузка кузова

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: