ВВЕДЕНИЕ В ИНЖЕНЕРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рабочая программа учебной дисциплины
Направление подготовки: 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Форма обучения: очно-заочная
Квалификация: бакалавр
Тип образовательной программы: прикладной бакалавриат
Карачев 2019
Автор к.т.н., доцент Марков В.В. __________
Рецензент к.т.н., доцент Углова Н.В. __________
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 №1000 по направлению подготовки 15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры индустрии электросоединителей, пресс-форм и штампов,
протокол № ___ от «____ » ___________ _______ г.
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Марков В.В. ___________________________
Рабочая программа согласована с кафедрой индустрии электросоединителей, пресс-форм и штампов, за которой закреплено направление подготовки
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Марков В.В. ___________________________
Рабочая программа утверждена на заседании УМС
Карачевского филиала ОГУ им. И.С. Тургенева,
протокол № ___ от «____ » ___________ ________ г.
Председатель НМС, к.т.н. Козичева М.А. ____________________________________
Содержание
1 Цели и задачи освоения дисциплины ……………………………….……… | |
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы …………… | |
3 Планируемые результаты обучения по дисциплине ………………………. | |
4 Структура дисциплины и распределение её трудоёмкости ………………. | |
5 Содержание дисциплины ……………………………………………………. | |
6 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины …... | |
7 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине …………………………………………………. | |
8 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ……………………………………... | |
8.1 Основная литература …………………………………………………….. | |
8.2 Дополнительная литература ……………………………………………... | |
9 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ……………………… | |
10 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине …………… | |
11 Материально-техническое обеспечение дисциплины …………………… |
1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины
Целью дисциплины «Введение в инженерную деятельность» является развитие понимания значимости своей будущей специальности, стремление к ответственному отношению к своей трудовой деятельности; способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций; способность целенаправленно применять базовые знания в области математических, естественнонаучных, и экономических наук в профессиональной деятельности; способность обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления, умеет контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий.
Задачи изучения дисциплины
Основными задачами дисциплины являются:
- научить студентов выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов, знать прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения;
- привить способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки.
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Введение в инженерную деятельность» относится к общим дисциплинам вариативной части блока Б1 «Дисциплины», изучается в 1 семестре.
Дисциплина «Введение в направление профессиональной деятельности» базируется на дисциплинах «История», «Математика», «Физика».
Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении дисциплины «Введение в направление профессиональной деятельности» являются в свою очередь базовыми для многих дисциплин данного направления подготовки и могут быть использованы в таких предметах как «Технологическое предпринимательство», «Основы технологии машиностроения», «Организация и управление машиностроительным производством», «Проектирование машиностроительного производства», «Система организации проектирования технологических комплексов», «CALS- технологии в машиностроении», «Информационное обеспечение жизненного цикла изделия» и других, где требуется знание прогрессивных методов проектирования объектов машиностроения и эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения; способность к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки, при подготовке к учебной практике (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности), а также в последующей профессиональной деятельности.
3 Планируемые результаты обучения по дисциплине
Таблица 1 – Планируемые результаты обучения по дисциплине
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине | ||||
Требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам | |||||
ОК-5 | способность к самоорганизации и самообразованию | Знать | сущность квалификаций «Бакалавр», «Специалист», «Магистр», принципы открытого европейского образования; правовую и нормативную основу выбранного направления подготовки; нормативную основу выбранной профессиональной деятельности; особенности квалификаций «Академический бакалавр» и «Прикладной бакалавр»; содержание компетенций, приобретаемых в процессе обучения по выбранному направлению подготовки; структуру учебного плана направления подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»; историю развития машиностроения. | ||
Уметь | сопоставлять требования ФГОС ВО и профессионального стандарта с содержанием дисциплин учебного плана направления 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»; ориентироваться в компетенциях ФГОС ВО, обобщённых профессиональных функций и профессиональных функций профессионального стандарта; анализировать мировоззренческие позиции в сфере научно-технических проблем. | ||||
Владеть | навыками развития собственных компетенций. | ||||
ОПК-2 | способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Знать | методику разработки документации по установленным формам. | ||
Уметь | разрабатывать документацию по установленным формам. | ||||
Владеть | методикой разработки документации по установленным формам. | ||||
ПК-1 | способность применять способы рационального использования необходимых видов ресурсов в машиностроительных производствах, выбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления их изделий, способы реализации основных технологических процессов, аналитические и численные методы при разработке их математических моделей, а также современные методы разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машиностроительных технологий | Знать | методику рационального использования необходимых видов ресурсов в машиностроительных производствах; критерии выбора основных и вспомогательных материалов для изготовления изделий. | ||
Уметь | применять методику рационального использования необходимых видов ресурсов в машиностроительных производствах; выбирать основные и вспомогательные материалы для изготовления изделий. | ||||
Владеть | методикой рационального использования необходимых видов ресурсов в машиностроительных производствах. | ||||
ПК-10 | способность к пополнению знаний за счет научно-технической информации отечественного и зарубежного опыта по направлению исследования в области разработки, эксплуатации, автоматизации и реорганизации машиностроительных производств | Знать | методы сбора информации и её обработки, систематизации и обобщения. | ||
Уметь | анализировать информацию для использования в профессиональной деятельности. | ||||
Владеть | механизмами сбора, обобщения, анализа и систематизации полученной информации для использования в профессиональной деятельности. | ||||
ПК-16 | способность осваивать на практике и совершенствовать технологии, системы и средства машиностроительных производств, участвовать в разработке и внедрении оптимальных технологий изготовления машиностроительных изделий, выполнять мероприятия по выбору и эффективному использованию материалов, оборудования, инструментов, технологической оснастки, средств диагностики, автоматизации, алгоритмов и программ выбора и расчетов параметров технологических процессов для их реализации | Знать | основные закономерности, действующие в процессе изготовления заготовок и деталей машин; типовые технологические процессы производства и изготовления деталей машин; методы достижения заданной точности при производстве изделий машиностроения, основные закономерности построения технологических процессов; основные факторы технологического процесса. | ||
Уметь | использовать основные закономерности действующие в процессе изготовления машиностроительной продукции для производства изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда. | ||||
Владеть | навыками разработки технологических процессов и операций; навыками выбора основных и вспомогательных материалов для изготовления изделий машиностроения, принципами выбора способов реализации основных технологических процессов машиностроительного производства. | ||||
4 Структура дисциплины и распределение её трудоёмкости
Таблица 2 – Структура дисциплины и распределение ее трудоемкости
Вид учебной работы | Всего | За 1 семестр |
часов | часов | |
1 Контактная работа при проведении учебных занятий, всего | 16,4 | 16,4 |
Лекции (лек) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Индивидуальные консультации при выполнении реферата | 0,4 | 0,4 |
2 Самостоятельная работа (всего), в том числе | 55,4 | 55,4 |
Самостоятельная работа при подготовке к экзамену | - | - |
Самостоятельная работа при выполнении реферата (реф) | 10(1) | 10(1) |
Прочие виды самостоятельной работы (подготовка к лекциям, лабораторным, практическим занятиям) | 45,4 | 45,4 |
3 Контактная работа при проведении промежуточной аттестации, всего | 0,2 | 0,2 |
Групповые консультации перед экзаменом | - | - |
Сдача экзамена по дисциплине | - | - |
Сдача зачёта по дисциплине | 0,2 | 0,2 |
Общая трудоемкость дисциплины в часах: | ||
Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах: |
5 Содержание дисциплины
Таблица 3 – Технологическая карта учебной дисциплины
Вид и № занятия | Тема занятия | Контактная работа, час. | Самостоятельная работа, час. | Всего, час. |
Семестр №1 | ||||
Раздел №1 «Квалификационная характеристика выпускника» | ||||
лек №1 | Тема: «Правовая и нормативная основа выбранного направления подготовки». Изучаемые вопросы: Краткий экскурс в историю принятия Болонской декларации «О зоне открытого европейского образования». Сущность и характеристика квалификаций «Бакалавр», «Специалист», «Магистр». Правовая и нормативная основа выбранного направления подготовки: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВО направления подготовки бакалавров 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Нормативная основа выбранной профессиональной деятельности – профессиональный стандарт «Специалист по технологиям металлообрабатывающего производства» (вид профессиональной деятельности – ВПД 40.031 «Технологическая подготовка производства изделий машиностроения»). Вопросы для самостоятельного изучения: Основы научного познания и инженерного творчества. Понятие научного знания. Теоретические и эмпирические методы исследований. Моделирование как средство отражения свойств материальных объектов. Классификация методов моделирования. Мотивация творчества и методы генерирования идей. Задачи исследования и изучение состояния проблемы. Изучение состояния объекта знания или производства, определение ограниченности знаний или недостатков производства. Пути возможного решения теоретических задач. Конкретизация задачи, формулировка задачи. Источники информации о степени изученности проблемы. Поиск существующих аналогий и уточнение задачи прогнозирования. Прогнозирование результатов исследований, экономической и научной эффективности их использования. | |||
лек №2 | Тема: «Структура и содержание образовательной программы выбранного направления подготовки». Изучаемые вопросы: Сущность понятия «Компетенция». Содержание компетенций, приобретаемых в процессе обучения. Структура учебного плана направления подготовки бакалавров 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Краткая характеристика изучаемых дисциплин. Вопросы для самостоятельного изучения: Сущность понятия «Основная образовательная программа». Анализ видов профессиональной деятельности выпускника. Характеристика приобретаемых общекультурных и профессиональных компетенций. Сопоставление компетенций ФГОС, трудовых функций профессионального стандарта и дисциплин. | |||
лек №3 | Тема: «История развития машиностроения». Изучаемые вопросы: Взаимосвязь истории развития машиностроения с общей историей человечества. Основные этапы исторического развития машиностроения. История развития машиностроения в России. Роль машиностроения в отечественной истории. Вопросы для самостоятельного изучения: Развитие отечественного машиностроения в XX веке. Вклад машиностроения в победу в Великой Отечественной войне. Современные задачи, стоящие перед отечественным машиностроением. Приоритетные и критические технологии отечественного машиностроения. | |||
ПЗ №1 | Тема: «Правила оформления научного отчёта, доклада, тезисов доклада, статьи в научный журнал». | |||
ПЗ №2 | Тема: «Сопоставление требований ФГОС ВО направления подготовки бакалавров 15.03.05 с требованиями профессионального стандарта «Специалист по технологиям металлообрабатывающего производства» (вид профессиональной деятельности – ВПД 40.031 «Технологическая подготовка производства изделий машиностроения»).». | |||
ПЗ №3 | Тема: «Характеристика компетенций ФГОС ВО, приобретаемых в процессе обучения по направлению подготовки 15.03.05». | |||
Итого по разделу: | ||||
Раздел №2 «Основы машиностроительного производства» | ||||
лек №4 | Тема: «Основные закономерности машиностроительного производства». Изучаемые вопросы: Основные закономерности, действующие в процессе изготовления заготовок и деталей машин. Типовые технологические процессы производства и изготовления деталей машин. Методы достижения заданной точности при производстве изделий машиностроения. Основные закономерности построения технологических процессов. Факторы технологического процесса. Вопросы для самостоятельного изучения: Характеристика типовых технологических процессов, применяемых на машиностроительных предприятиях региона. Характеристика областей специализации региональных предприятий. | |||
лек №5 | Тема: «Методы формообразования деталей машин». Изучаемые вопросы: Методы формообразования деталей машин, применяемая оснастка и инструмент. Области применения методов формообразования. Физические и кинематические особенности резания металлов. Способы обработки металлов резанием. Оборудование, режущий инструмент, режимы обработки. Качество обработанных поверхностей. Электрофизические и электрохимические методы обработки. Обработка металлов поверхностным пластическим деформированием. Особенности формообразования при изготовлении деталей из неметаллических материалов. Понятие технологической дисциплины; методы контроля технологической дисциплины. Организация экспериментальных исследований в машиностроении. Вопросы для самостоятельного изучения: Особенности формообразования при изготовлении деталей из неметаллических материалов: полимеров, стекла, керамических материалов, технических камней и композиционных материалов. | |||
ПЗ №4 | Тема: «Анализ типовых технологических процессов производства деталей пресс-форм и штампов». | |||
ПЗ №5 | Тема: «Анализ типовых технологических процессов обработки деталей резанием». | |||
ПЗ №6 | Тема: «Анализ типовых технологических процессов обработки деталей пластическим деформированием». | |||
ПЗ №7 | Тема: «Анализ типовых технологических процессов сборки пресс-форм и штампов». | |||
Итого по разделу: | ||||
Промежуточная аттестация: зачёт | - | - | - | |
Итого по семестру: | ||||
Итого по дисциплине: |
6 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Введение в направление профессиональной деятельности» включает перечень учебно-методических указаний, стендов и дидактических материалов, используемых при её изучении.
Перечень учебно-методических материалов:
1) Марков, В.В. Введение в направление профессиональной деятельности [Текст]: Методические указания по проведению практических занятий / В.В. Марков. – Орёл: Госуниверситет-УНПК, 2015. – 28 с.;
2) Марков, В.В. Введение в направление профессиональной деятельности [Текст]: Методические указания по самостоятельной работе студентов / В.В. Марков. – Орёл: Госуниверситет-УНПК, 2015. – 24 с.;
3) Марков, В.В. Введение в направление профессиональной деятельности [Текст]: Фонд оценочных средств / В.В. Марков. – Орёл: Госуниверситет-УНПК, 2015. – 24 с.
Перечень наглядных стендов, макетов и дидактических материалов:
1) комплект наглядных стендов «Технология машиностроения»;
2) федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки бакалавров 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»;
3) профессиональный стандарт «Специалист по технологиям металлообрабатывающего производства» (вид профессиональной деятельности – ВПД 40.031 «Технологическая подготовка производства изделий машиностроения»).
7 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
В рамках освоения учебной дисциплины «Основы научных исследований и планирование эксперимента» предусмотрен текущий и промежуточный контроль успеваемости студентов.
Текущий контроль успеваемости проводится в процессе освоения дисциплины и включает в себя (таблица 2):
1) проверку полноты и своевременности изучения вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение;
2) сдачу практических работ, выданных для выполнения на аудиторных практических занятиях;
3) тест, выдаваемый при проведении модульного контроля;
4) коллоквиум по результатам тест-контроля успеваемости.
Промежуточный контроль успеваемости организован в форме зачёта по дисциплине.
Примеры вопросов к зачёту.
1 Основные направления развития технологии машиностроения.
2 Понятия о производственном и технологическом процессах. Основные определения. Станочная операция, её составляющие.
3 Требования к технологической подготовке производства на основе ЕСТПП.
4 Правила разработки технологических процессов.
5 Типы производства и их характеристики.
6 Факторы, влияющие на точность обработки. Факторы, определяющие точность обработки.
7 Понятие об экономической и достижимой точности.
8 Типовые технологические процессы обработки деталей.
9 Типовые технологические процессы обработки сборки.
10 Качество поверхности. Основные понятия и определения.
8 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
8.1 Основная литература
1 Схиртладзе, А.Г. Технологические процессы в машиностроении [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Схиртладзе. – М.: Высшая школа, 2007. – 640 с.
2 Черепахин, А.А. Технология конструкционных материалов. Обработка резанием [Текст]: Учебное пособие для вузов /А.А. Черепахин, В.А. Кузнецов. – М.: Академия, 2008. – 286 с.
3 Тарапанов, А.С. Введение в специальности «Технология машиностроения» и «Металлорежущие станки и инструменты» [Текст]: Учебное пособие / А.С. Тарапанов. – М.: Машиностроение, 2009. – 207 с.
4 Марков, В.В. Расчёт режимов резания. Курсовое и дипломное проектирование по технологии машиностроения [Тест]: Учебное пособие / В.В. Марков, А.В. Сметанников, П.И. Кискеев, Л.И. Лебедева, Д.А. Ветчинников. – Орёл: ОрелГТУ, 2010. – 120 с.
8.2 Дополнительная литература
5 Данилевский, В.В. Технология машиностроения [Текст]: Учебник / В.В. Данилевский. – М.: Высшая школа, 1999. – 421 с.
6 Колесов, И.М. Основы технологии машиностроения [Текст]: Учебник / И.М. Колесов. – М.: Высшая школа, 2001. – 367 с.
7 Егоров, М.Е. Технология машиностроения [Текст]: Учебник / М.Е. Егоров. – М.: Высшая школа, 1999. – 256 с.
8 Афонькин, М.Г. Производство заготовок в машиностроении [Текст] / М.Г. Афонькин, В.Б. Звягин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2007. – 360 с.
9 Ящерицын, П.И. Основы технологии механической обработки и сборки в машиностроении / П.И. Ящерицын. – М.: «Высшая школа»,1974. – 607 с.
10 Справочник технолога-машиностроителя [Текст]. – В 2-х т. / Под. ред. А.Г. Косиловой и Р.К. Мещерякова. – М.: Машиностроение, 2001.
11 Технологичность конструкции изделия [Текст]: Справочник / Под ред. Ю.Д. Амирова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1990. – 768 с.
9 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Перечень Интернет-ресурсов:
1) федеральный образовательный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» / Режим доступа: https://window.edu.ru/;
2) федеральный образовательный портал «Российское образование» / Режим доступа: https://www.edu.ru;
3) сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» / Режим доступа: https://school-collection.edu.ru/;
4) федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки Российской Федерации / Режим доступа: https://fcior.edu.ru/;
5) федеральный образовательный портал научно-технической информации / Режим доступа: https://www.standard.ru