C) Инновации в образовании




 

Так как не существует единого понятия инновации, то и инновации в образовании разными людьми могут рассматриваться по-разному. Более того, это могут быть совершенно разные вещи.

С одной стороны, это переход в новую систему обучения «бакалавр-магистр», с другой стороны это введение новых технологий в процесс обучения. Это стипендии кандидатам, докторам наук и студентам, это новые курсы развития университетов. В рамках данной работы допустим, что инновации – это новые технологии, виды продукции и услуг. То есть все вышеперечисленное. Губернатор Пермского края Олег Чиркунов описал основные инновационные идеи в статье «Амбиции многослойного города» (приложение 1).

Олег Чиркунов пишет: «С 2010 года в Пермском крае осуществляются ежемесячные дополнительные выплаты профессорам вузов в размере 30 тысяч рублей. Эти доплаты получают доктора наук, работающие в высших учебных заведениях, при наличии не менее пяти публикаций в журналах из списка ВАК, а также защищенной под их руководством кандидатской диссертации за последние пять лет. Сегодня еще рано говорить о результативности этой меры, но, по экспертным оценкам руководителей университетов, увеличилось число докторантов и защищенных кандидатских диссертаций, растет и число публикаций в научных журналах.

Чтобы не допустить застоя в научной среде и обеспечить перспективы молодым ученым, введена доплата в размере 15 тысяч рублей в месяц к пенсии докторов наук. Эта мера нацелена на омоложение научных кадров, на освобождение мест для ученых наиболее продуктивного возраста. Такая форма поддержки людей, посвятивших свою жизнь научным исследованиям и преподавательской деятельности, является также вполне справедливой социальной мерой…

Сколько бы мы ни пригласили зарубежных ученых, это может не дать результата в отсутствие собственной заинтересованной научной среды.

Основная проблема региональных российских университетов, возможно, заключается в том, что их научные работники не ориентируются на мировом рынке знаний. Знание, как любой товар, — это баланс спроса и предложения. Понимание, кто является заказчиком, а кто — конкурентом, дает ученому возможность правильно определить перспективность научной проблематики…

Привлечение же ученых с мировым именем предстоит осуществлять за счет средств, выделяемых федеральным правительством**. На этом пути есть ряд сложностей, например несоответствие горизонтов планирования у западной профессуры и у принимающей российской стороны. Такие проекты, как преподавание в российском университете, с именитыми учеными необходимо начинать обсуждать за два-три года до их старта. Весь ближайший период жизни у наиболее востребованных профессоров уже, как правило, распланирован, и эти планы нелегко подвергаются пересмотру.

Кроме этой чисто технической проблемы существует и содержательная. Самое главное для людей науки — среда общения. Ведущие ученые не могут себе позволить быть вне лучшей научной среды даже относительно короткий, измеряемый месяцами, период времени. Это значит, что задачу создания великого университета можно решить лишь создав эту среду, обеспечив концентрацию умов [6].

Существует теория: инновации вызваны кризисом образования и являются реакцией на этот кризис. В этой логике инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения. Этот подход не противоречит первому, так как решение проблем, выход из кризиса может улучшать и качество жизни, и качество образования, как ее составляющую и ожидаемый результат образовательного процесса.

Еще одна сложность связана с технологией введения инноваций. В этом контексте можно согласиться с тем, что полноценный инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение.

Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс, в наиболее общем виде, рассматривается как развитие трех основных этапов: генерирование идеи (в определенном случае - научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально - педагогической среде [7].

Допустим, что одним из инновационных процессов являет переход ВУЗов в систему «бакалавр - магистр». Европейская Болонская декларация предполагает введение двухступенчатой системы высшего образования – бакалавриата и магистратуры. В действующем Федеральном Законе “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” это предусмотрено. Однако наряду с другой возможностью: освоения программы непрерывно, а не по ступеням.

Смолин Олег Николаевич депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию, доктор философских наук, член-корреспондент РАО, первый вице-президент Паралимпийского комитета РФ; председатель Общероссийского движения «Образование — для всех» в статье рассуждал о положительных и отрицательных сторонах Болонского процесса:

«Первый “ плюс ” в том, что если Россия присоединится к декларации, у нее увеличатся возможности экспорта своих образовательных услуг. Образование у нас достаточно качественное и, по сравнению с Европой и Америкой, весьма дешевое. Подписав декларацию, то есть признав однотипность высших учебных заведений в наших странах, мы сможем обучать или хотя бы претендовать на обучение студентов из европейских стран. Сколько студентов захочет получить наше образование, уже другой вопрос.

Вторым “плюсом” назвал бы введение в системе высшего образования системы кредитов, или системы перезачета единиц трудоемкости. Во многих европейских вузах существует учет успеваемости, состоящий из оценки различных курсов по уровню трудоемкости их усвоения: каждому курсу присваивается определенное количество баллов, и студент при их подсчете считается окончившим семестр, триместр или учебный год. При этом баллы можно набирать в разных учебных заведениях, и даже не будучи официально студентом вуза. Это повышает академическую мобильность, но в российском законодательстве подобная система не предусмотрена. Если мы присоединимся к Болонской декларации, придется пересматривать положения Закона о высшем образовании.

Третий - расширение возможностей выпускников наших вузов работать в странах Европы. Выпускник сможет уезжать на заработки с "конвертируемым" дипломом и обеспечивать себе достойную жизнь.

Перейдем к “ минусам ”. Система бакалавриата насаждалась в стране в начале-середине 1990-х годов, но по-настоящему не прижилась. Одна из причин в том, что не все работодатели готовы принимать к себе обладателей таких дипломов.

Если мы возьмем выпуск российских вузов 2002 года, то окажется, что бакалавров и магистров вместе выпущено около 55 тысяч, а специалистов – почти 600 тысяч. Многие вузы выступают против перехода на двухступенчатую систему обучения, поскольку она неприемлема для подготовки студентов по ряду специальностей. К примеру, категорически против высказались медицинские вузы.

Надо иметь в виду, что в Европе, как правило, имеется специальная система дообучения выпускников, имеющих диплом бакалавра. Этот диплом дает достаточно широкое образование без настоящей специализации. За границей она осуществляется прямо в фирмах. В России же аналогичные структуры найдутся с трудом.

Следующий “минус” – соотношение национальных и международных традиций. Болонская декларация предусматривает, что присоединившиеся к ней страны должны строить свое образование в соответствии с европейской традицией. Многие международные организации признают, что качество образования, особенно по естественно-научным дисциплинам, в России значительно выше, чем в Европе. Неслучайно некоторые конференции в Штатах по ядерной энергетике проводятся на русском языке.

Третий “минус” – явная угроза нарастания "утечки умов". Не секрет, что статус высококвалифицированного специалиста и его зарплата в России и Европе качественно различны. Начинающий учитель в России получает около 35 долларов, в Европе – 2000. Аналогичная ситуация с научными работниками: если в России среди профессиональных отрядов они занимают четвертое место снизу по оплате труда, то европейские ученые – высокооплачиваемая категория людей, при том, что интенсивность их труда ниже.

Подведу итог. Ситуация с Болонской декларацией аналогична ситуации с Всемирной торговой организацией. Мы ввязались в рыночную экономику и, рано или поздно, присоединиться к Болонскому процессу придется. Но при двух условиях. Первое – “утром деньги, вечером стулья”: сначала повышение статуса интеллигенции в России, затем – Болонский процесс. Второе - при переговорах о подписании декларации российская сторона должна "выговорить" себе целый ряд дополнительных условий для сохранения высокого качества отечественного образования.

Мы должны думать не только об интеграции в европейское образование, а о защите страны и своей системы образования» [8].

 


 

Практическая часть



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: