Требования к уровню подготовки абитуриента




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель Министра

образования Российской Федерации

___________________В.Д. Шадриков

“__10__”_____марта________2000 г.

Номер государственной регистрации

______75 гум/бак_____

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

направление

Журналистика”

Степень (квалификация) – бакалавр

Журналистики

Вводится с момента утверждения

 

Москва – 2000

1. Общая характеристика направления 520600 “Журналистика”

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – Бакалавр журналистики.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 520600 “Журналистика” при очной форме обучения – 4 года.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Бакалавр журналистики по направлению 520600 “Журналистика” подготовлен для работы в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, в сетевых СМИ, информационно-рекламных службах, структурах паблик рилейшнз (связи с общественностью).

В соответствии с полученной профессиональной подготовкой он должен быть способен осуществлять следующие виды профессиональной деятельности.

1. Журналистская авторская (создание собственных материалов для СМИ).

2. Журналистская организаторская (привлечение к сотрудничеству со средствами массовой информации общественности и различных слоев аудитории).

3. Журналистская редакторская (приведение предназначенных к публикации материалов в соответствие с требованиями, нормами, принятыми в СМИ).

4. Программирующая (участие на уровне своих должностных обязанностей в информационном маркетинге, в разработке и корректировке концепции органа информации, в планировании редакционной работы и анализе ее результатов).

5. Производственно-технологическая (подготовка текстов к печати, выходу в эфир, работа с ретранслируемой информацией, участие в процессе выхода издания, программы “в свет”).

1.4. Возможности продолжения образования

Бакалавр, имеющий базовое журналистское образование (бакалавр журналистики), подготовлен к продолжению образования в магистратуре (по направлению 520600 “Журналистика”).

Бакалавр журналистики подготовлен к обучению в магистратуре и освоению в установленные сроки магистерских программ родственных направлений:

o филология 520300;

o менеджмент 521500;

o социальная работа 521100;

o политология 520900;

o социология 521200;

o психология 521000;

o культурология 520100;

o философия 520400;

o лингвистика 520500;

o книжное дело 520700;

o история 520800;

o юриспруденция 521400;

o экономика 521600;

o искусствоведение 521800;

o конфликтология 522700.

 

Требования к уровню подготовки абитуриента

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

2.3. При приеме на подготовку бакалавров в области журналистики предусматривается проведение вступительных испытаний профессиональной направленности (творческого конкурса).

3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки бакалавра по направлению 520600 “Журналистика”

3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра и условиям ее реализации, а также сроки ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисци- плины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД – специальные дисциплины;

ФТД – факультативы.

Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 520600 “Журналистика”

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
     
ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дис-циплины  
ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент  

 

ГСЭ.Ф.01 Философия Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления. Школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство. Время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.  

 

ГСЭ.Ф.02 Культурология (включая религиоведение) Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация. Журналистика как часть культуры. Роль СМИ в формировании культуры общества. Религия в контексте культуры. Основные мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Течения религиозной мысли. Современная религиозная картина мира. Журналистика и религия.  
ГСЭ.Ф.03 Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.  
ГСЭ.Ф.04 Правоведение Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые аспекты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Система российского права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной Закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правонарушения. Физические и юридические лица. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Право собственности. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Особенности правового регулирования профессионально-трудовой деятельности. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные информативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.  

 

 

ГСЭ.Ф.05 Социология Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные процессы. Социальные движения. Понятие социального статуса. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социализация. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельностный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Место России в мировом сообществе. Методика и методы социологического исследования.  

 

ГСЭ.Ф.06 Политология Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. Политическая жизнь и властные отношения. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его сущность, происхождение и развитие. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политическая модернизация. Политические технологии. Политический менеджмент. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Политика, политология и средства массовой информации.  

 

ГСЭ.Ф.07 Психология (включая основы социальной Психологии) Психология. Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Основы социальной психологии. Предмет и специфика социальной психологии. История развития социально-психологических идей. Социально-психологические аспекты социальной структуры общества. Типы общностей и социально-психологические факторы их формирования. Социальные общности, социальные группы. Нации и народности как особый вид социально-психологических общностей. Межгрупповые и внутригрупповые отношения и взаимодействия. Механизмы формирования солидарности. Конфликты и их социально-психологи-ческая природа. Место и роль психологических аспектов социального окружения в формировании поведения социальных групп. Методология и методы социально-психоло-гического исследования.  

 

ГСЭ.Ф.08 Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.  

 

ГСЭ.Ф.09 Иностранный язык Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения,характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, профессиональная, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию без искажения смысла при письменном и устном общении общего характера; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие и особенности обиходно-литературного, официально-делового, научного стилей; стиль художественной литературы, средств массовой информации. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и журналистской коммуникации. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю журналистской специальности. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, дайджест, тезисы, сообщения, информационная заметка, частное и деловое письмо, биография.  

 

ГСЭ.Ф.10 Физическая культура Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура человека. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль состояния организма.  

 

ГСЭ.Р.00 ГСЭ.В.00 ЕН ЕН.Ф.00 Национально-региональный (вузовский) ком-понент Дисциплины и курсы по выбору студента, уста-навливаемые вузом (факультетом) Общие математические и естественнонаучные дисциплины Федеральный компонент  

 

ЕН.Ф.01 Математика, информатика, современные Компьютерные технологии Роль математики в гуманитарных науках, основные черты математического подхода и мышления. Элементы теории вероятности; основные понятия математической статистики. Информатика как научная дисциплина и теоретическая основа информационной технологии. Определение, основные понятия, современное состояние. Определение и классификация информации. Ее виды и типы. Структура и свойства. Понятие информационного документа. Виды, типы; общая характеристика процессов сбора, обработки, накопления и передачи информации. Процесс информационного поиска. Информационно-поисковые системы. Стратегия информационного поиска. Информационно-поисковый тезаурус. Виды информационных систем. Базы и банки данных. Типы информационных потребностей. Виды информационной технологии. Технические средства хранения, поиска, передачи и использования информации. Электронно-вычислительные машины. Принципы действия. Персональный компьютер. Периферийные устройства компьютера. Языки программирования, технология программирования, программное обеспечение. Типы программ. Основы защиты информации. Прикладные программы подготовки и редактирования текстов. Система распознавания текста. “Понимание” текста на естественном языке. Системы машинного перевода, электронные словари. Компьютерное обеспечение редакционной работы. Автоматическая корректура текста. Форматирование. Компьютерная графика. Работа с таблицами, рисунками. Электронные таблицы. Программа презентации. Работа на компьютере в локальной и глобальной электронных сетях. Работа в Интернете. Использование поисковых программ в профессиональной деятельности. Становление и развитие информационных структур. Основные источники информации по тематике, отраслям знания.  

 

ЕН.Ф.02 Концепции современного естествознания Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод. История естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос. Структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время. Принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения, взаимодействия; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе. Законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ. Особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. Синергетический подход к устройству мира и жизнедеятельности сложных организмов. Формирование научного мировоззрения журналиста; роль средств массовой информации в популяризации науки.  

 

ЕН.Ф.03 Экология Предмет и задачи экологии как науки. Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека. Глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы. Основы экономики природопользования; экозащитные технологии и техника. Основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды. Экологическое сознание человека и общества. Проблемы экологического просвещения и образования. Роль СМИ и коммуникационных технологий в этих процессах и реализации в целом концепции устойчивого развития общества.  

 

ЕН.Р.00 Национально-региональный (вузовский) ком-понент  
ЕН.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)  
ОПД Общепрофессиональные дисциплины направления  
ОПД.Ф.00 Федеральный компонент  
ОПД.Ф.01 Логика Предмет и значение логики. Мышление как логический процесс. Содержание и формы мышления. Структуры мыслительной деятельности. Законы последовательного и доказательного мышления. Система логических законов традиционной логики. Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятий. Термины. Основные логические приемы формирования понятий. Роль понятий в познании. Содержание и объем понятий. Определение, виды определений, правила их построения. Суждение как форма мышления. Основные типы суждений. Суждение и вопрос. Логические требования к правильной постановке вопросов. Умозаключение как форма мышления. Логическая структура умозаключения. Роль дедуктивных умозаключений в познании. Вероятностные умозаключения. Объективная и субъективная вероятность. Индукция и аналогия как виды вероятностных суждений. Индуктивные методы установления причинных связей. Виды аналогий. Логические правила умозаключения по аналогии. Логическое доказательство, его связь с процессами получения выводного знания. Логическая структура доказательства. Требования, предъявляемые к элементам доказательства. Виды доказательств. Сущность опровержения. Связь опровержения и доказательства. Опровержение тезиса, аргументов и демонстрации. Логические правила и основные ошибки доказательства и опровержения. Роль доказательства и опровержения в познавательном процессе. Логические основы теории аргументации. Логика и язык. Логика и журналистика. Логический анализ высказываний и письменных текстов. Логическая структура различных видов журналистского текста.  

 

ОПД.Ф.02 Основы теории литературы Происхождение искусства. Искусство в системе культуры. Место литературы в ряду других искусств. Место теории литературы в системе наук об искусстве. Предмет теории литературы. Научная природа литературоведения. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Понятие о художественном мире произведения. Понятие об интерпретации. Материал и прием. Язык произведения. Сюжет, фабула, композиция. Художественная речь и ее элементы. Тропы как средства предметной изобразительности и как принципы построения художественного мира. Проза и поэзия как принципы организации художественного текста. Содержание литературного произведения. Элементы художественного мира. Единство формы и содержания произведения. Пространство и время. Автор, повествователь, персонаж. Предметный мир произведения. Реализм и условность в литературе. Основные категории стиховедения. Народный стих. Силлабическое стихосложение. Силлабо-тоника: принципы организации. Неклассические размеры русского языка. Рифма, строфика, звуковая организация. Понятие о культурной и литературной традиции. Литературные роды. Жанры литературы. Понятие “памяти жанра”. Литература и мифология: концепции и гипотезы. Понятие о литературном процессе. Литературные направления и течения. Литературные манифесты и творческая практика. Литература, беллетристика, паралитература. Массовая культура и литература постсоветского общества. Проблемы современной литературы. Искусство и средства массовой информации. Литература и СМИ. Роль литературоведческих знаний в журналистской деятельности.  
ОПД.Ф.03 История отечественной литературы Древняя русская литература (X-XII вв.): литературные памятники Киевской Руси. “Слово о полку Игореве”. Литература и национально-освободительная борь-ба; образование единого Российского государства. Поэтика древнерусской литературы; героический и национально-патриотический характер литературы Древней Руси. Литература XVIII в. Литература в эпоху реформ Петра I, классицизм, формирование национального облика русской литературы, просветительство. Литература и становление русского литературного языка, реформа стихосложения. Сентиментализм. Журналистика XVIII в. Литература XIX в. Возникновение и становление романтизма. “Золотой век” русской поэзии. А.С.Пушкин и поэты пушкинской плеяды. Движение декабристов и литература. Художественное своеобразие русского романтизма. М.Ю.Лермонтов. Литературная критика, ее роль в развитии литературы. “Натуральная школа” 1840-х гг. Литература в эпоху общественных реформ. Социальная заостренность, нравственные искания литературы второй половины XIX в. Расцвет реализма, поэтика реалистической литературы. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев. И.А.Аксаков. И.А.Гончаров. Литература и религиозно-философская мысль. Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский. Мировое значение русской классики XIX в. Литература конца XIX – начала XX вв. Новые тенденции в литературе рубежа веков. Взаимодействие двух основных направлений – реализма (А.П.Чехов) и модернизма (Д.С.Мережковский, В.Я.Брюсов). Литература и первая российская революция 1905-1907 гг. Обновление реалистической литературы. А.М.Горький. "Серебряный век" русской поэзии. Символизм, акмеизм, футуризм. 1917 г. – рубеж в развитии русской литературы. Судьба культурного наследия. Отечественная литература после 1917 г. Многообразие литературных направлений и программ в строительстве "нового искусства". Литературные журналы. Литература в тоталитарном обществе 1930- 50-х гг. Связь отечественной культуры и литературы с коллизиями и драмами истории ХХ в. А.Н.Толстой. М.А.Шолохов. Особенности художественного освоения действительности конца 1950-70-х гг. А.Т.Твардовский. А.П.Платонов. Литература русского зарубежья. И.А.Бунин. В.В.Набоков. Процессы развития отечественной культуры и литературы в посттоталитарное время. Роль литературы в формировании демократического общества.  

 

ОПД.Ф.04 История зарубежной литературы История античной литературы. Культура Древней Эллады. Значение мифа и обряда в становлении словесного искусства. Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы. Героический эпос, его сюжеты, герои, стиль. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности. Формирование трагедии и комедии, философского диалога и исторического повествования в классическую эпоху греческой литературы. Развитие лирических и драматических жанров, а также басни и сатиры, любовной повести в эпоху эллинизма. Продолжение эллинских традиций и новаторство литературы Древнего Рима. Новое представление о человеке и мире его чувств в лирике Катулла, эпосе Вергилия и Овидия. “Новый завет” и зарождение христианской культуры на закате античности. Новые ценности, герои и жанры. Литература Средних веков и Возрождения. Народная поэзия, мифы и предания раннего Средневековья. Христианская религиозная литература, ее герои и жанры. Основные направления и формы литературы XII–XIV вв. Куртуазная лирика и роман: темы и жанры городской литературы. Философско-поэтический синтез средневековой культуры в поэме Данте “Божественная комедия”. Литература эпохи Возрождения в западно-европейских странах. Лирика Ф.Петрарки и П.Ронсара, новеллистика Дж.Бокаччо и его последователей, народный смеховой роман в творчестве Ф.Рабле и М.Сервантеса, расцвет драматургии на рубеже XVI–XVII вв. и произведения У.Шекспира. Литература XVII–XVIII вв. Классицизм и барокко в литературе Франции и Испании XVII в. Трагедия и комедия, эссе и басня. Религиозные образы в литературе XVII в. Литература эпохи Просвещения. Сюжеты и персонажи просветительского романа и философской повести. Д.Дефо, Дж.Свифт и Г.Филдинг, Вольтер, Д.Дидро и Ж.-Ж.Руссо. Драматургия XVIII в. Г.-Э.Лессинг, П.-О.Бомарше, Ф.Шиллер и И.-В.Гете. Народная лирика Р.Бернса. “Фауст” Гете – художественно-философское обобщение опыта Возрождения и Просвещения. Литература XIX в. Романтизм. Теоретические постулаты раннего романтизма и философия рубежа XVIII–XIX вв. Стремление к универсализму в творчестве первых романтиков. У.Блейк, Новалис и другие. Романтическая лирика, ее основные темы, образы и формы. Жанры легенды и сказки в романтической прозе. Разновидности романтической повести и романа: исповедальный, готический и исторический. Романтический герой в творчестве Дж.Байрона, П.Шелли и Г.Гейне. Особенности американского роман


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: