Задания для самостоятельной работы. 1. На что указывают изложенные ниже признаки?




1. На что указывают изложенные ниже признаки? Обоснуйте свой ответ.

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, связанных между собой;

б) целостность его обеспечивается целями и задачами;

в) основными элементами выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть.

2. В основу организации и деятельности государственного аппарата многих стран, в том числе и Российской Федерации, положен принцип разделения властей.

В чем сущность этого принципа? Какие ветви власти разделяются? Дайте характеристику ветвям власти. Как согласуется с принципом разде­ления властей проблем» «сдержек и противовесов» в построении государст­венного аппарата? Какие принципы построения государственных органов, по­мимо принципа разделения властей Вам известны?

3. Проанализируйте изложенные ниже признаки и дайте ответ, какое правовое понятие они характеризуют?

3.1 представляет собой самостоятельный элемент механизма госу­дарства, выступая неотъемлемой частью единого государственного ор­ганизма, занимая в нем свое специфическое место;

3.2 действует от имени государства и по его поручению;

3.3 образован и действует на основе нормативных правовых доку­ментов (конституции, законов и подзаконных актов);

3.4 выполняет свойственные только ему задачи и функции, исполь­зуя для этого соответствующие формы и методы (наделен для этого властными полномочиями, в том числе, возможностью применения, в случае необходимости, мер принуждения);

3.5 состоит из государственных служащих и соответствующих под­разделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скреп­ленных единством целей, ради достижения которых образован;

3.6 имеет соответствующую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осущест­вления его целей и задач;

3.7 обладает определенным правовым статусом, в котором отража­ются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

3.8 имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под кото­рой понимают совокупность законодательно закрепленных полномо­чий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определен­ного круга государственных или общественно-значимых задач и осу­ществления соответствующих функций;

3.9 осуществляет свою компетенцию тремя способами:

- путем принятия нормативных актов (предписаний общего ха­рактера);

- путем принятия правоприменительных актов (предписаний ин­дивидуального характера);

- путем конкретно-организационной деятельности;

3.10 в процессе реализации имущественных прав выступает в каче­стве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

3.11 действует на определенной территории (имеет территориаль­ный масштаб деятельности).

4. Из приведенного набора понятий вставьте то слово, которое отвечаем смыслу предложения: «иерархии», «формам деятельности», «подчиненности», «компетенции», «реализации», «принятия решений», «разделения властей», « образования», «полномочий»,

Государственные органы могут подразделять­ся по следующим критериям:

4.1 по порядку - органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодатель­ные органы субъектов Федерации) и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

4.2 по форме - государственной деятельности — на зако­нодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы. Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензен­ское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно вы­ражать в законах волю и интересы общества; исполнительно-распоря­дительные органы (Правительство РФ, министерства, ведомства, го­сударственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов; судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбит­ражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина; контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы горного и промышленного надзора, ор­ганы надзора по ядерной и радиационной безопасности);

4.3 по принципу - на законодательные (Феде­ральное Собрание Российской Федерации, состоящее из Государст­венной Думы и Совета Федерации; республиканские и областные законодательные структуры), исполнительные (Правительство Российской Федерации, министерства, ведомства, государственные комитеты РФ, региональные правительства, администрации и т.п.) и судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, соответствующие суды субъектов РФ);

4.4 по … - на федеральные (Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.п.), республиканские (Президенты Татарстана, Башкортостана, Ингушетии, министерство внутренних дел Дагестана и т.д.), местные (губернатор Астраханской области, правительство Пензенской области, прокуратура Саратовской области и т.п.);

4.5 по характеру … - на органы исключительно «вер­тикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойно­го» («вертикально-горизонтального») подчинения (полиция, государ­ственные банки и т.д.);

4.6 по срокам … - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (напр., прокуратура, полиция, суд) и временные, которые создаются для решения определенных задач (вре­менная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

4.7 по способу … - на коллегиальные (Государст­венная Дума РФ, Правительство Саратовской области и т.д.) и едино-начальные (Президент РФ, министр, губернатор и т.п.);

4.8 по правовым … - на правотворческие (Совет Федерации РФ, Правительство РФ), правоприменительные (Министерство образования РФ, управление юстиции Пензенской области) и правоохранительные (органы военной полиции, тамо­женные органы и т.д.);

4.9 по характеру … - на органы общей компетенции, ко­торые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и др.), и специальной компетенции, которые осуществляют деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства, ведом­ства, государственные комитеты и пр.), и т.п.

5. Вам известно, чтомеханизм (аппарат) государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. По­добные принципы — это исходные идеи, определяющие основные под­ходы к формированию и функционированию государственных орга­нов. Какие из перечисленных ниже принципов, присущи организации и деятельности государственного аппарата? Обоснуйте свой ответ.

5.1 принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, ко­торый предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

5.2 принцип демократизма, который выражается, прежде всего, в широком участии граждан в формировании и организации деятель­ности государственных органов;

5.3 принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

5.4 принцип законности, который означает обязательность соблю­дения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5.5 принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государст­венных органов;

5.6 принцип федерализма, который выражает единство системы го­сударственной власти, разграничение предметов ведения между Рос­сийской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

5.7 принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работни­ков в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в инте­ресах населения страны;

5.8 принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократи­ческих начал государственного аппарата;

5.9 принцип сочетания выборности и назначаемости, который вы­ражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;

5.10 принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы го­сударства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязатель­ны для нижестоящих).

 

6. Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность, и социальное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства. Выделите их и конкретизируйте.

 

7. Из нижеперечисленных признаков выделите общие черты функций государства, т.е. тех устойчивых характеристик, которые позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функциям?

7.1 Функции государства не любые, а именно основ­ные, главные направления его деятельности, без которых государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная дея­тельность государства в важнейших сферах общественной жизни: в эконо­мической, политической, социальной, духовной, правовой и др.

7.2 Функции государства непосредственно выражают и пред­метно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

7.3 Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Следовательно, государство, выполняя свои функции, тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обще­ством, а его деятельность приобретает практическую направленность.

7.4 В функциях предметно выражается самое глубин­ное и устойчивое в государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

7.5 Функции государства — понятие управленческое. Они (функции) конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

7.6 Реализуются функции государства в определенных формах (преимуще­ственно правовых) и особыми методами, характерными для государственной власти (властно-принудительные методы).

7.7 В функциях государства различных исторических типов проявляются и объектизируются присищие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

7.8 Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером. Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им проти­воречить. Поэтому деятельность государственных орга­нов должна протекать в русле основных функций государства.

8. В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Классифицируйте функции государства в зависимости:

- от сферы государственной деятельности - …?

- от продолжительности действия - …?

- от социальной значимости - …?

9. В первом Основном законе Советского государства (Конституции 1918 г.) в ст. 9 главная задача государства определялась как установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком.

Дайте характеристику функции Советского государства, исходя из приведенной статьи нормативного акта?

Вопросы для «мозгового штурма»

1. Раскройте организационную форму реализации функций государства.

2. Раскройте содержание принципа «разделения властей».

3. Что представляют собой представительные (законодательные) органы государственной власти и каково их основное назначение.

4. Раскройте содержание принципа «конституционности и законности» в деятельности государственного аппарата.

5. Какие основные направления (сферы) государственной деятельности охватываются государственным аппаратом?

6. Роль и назначение системы органов государственного управления.

7. Раскройте принцип «профессионализма» в деятельности государственного аппарата.

8. Сформулируйте понятие «функции государства» и назовите их существенные признаки.

9. Раскройте содержание принципа «научности и эффективности» в деятельности госаппарата.

10. Как становятся главой государства в монархических и президентских странах? Каковы его основные полномочия?

11. Какие основные внутренние функции присущи Российскому государству в современный период? Раскройте функцию налогообложения взимания налогов.

12. Раскройте содержание принципа «гласности и публичности» в деятельности госаппарата.

13. Какие основные внешние функции присущи Российскому государству в современный период? Раскройте функцию обороны страны.

14. По каким основаниям могут быть классифицированы органы государственного аппарата?

15. Функции государства и функции отдельных органов государства это одно и то же? Как соотносятся задачи и функции государства?

16. Из каких палат состоят парламенты и какими основными полномочиями они обладают?

17. Сформулируйте понятие «орган государственного аппарата» и перечислите его основные признаки.

18. Раскройте роль и назначение судебных органов как структуры государственного аппарата.

19. Раскройте содержание принципа «честности, порядочности, соблюдение интересов страны» в деятельности госаппарата.

20. Роль и назначение местных органов государственной власти и местного самоуправления?

21. В каких ФОРМАХ осуществляются функции Российского государства? Раскройте правовую форму реализации функций государства.

22. Раскройте понимание соотношение классовых и общесоциальных начал в функциях государства.

23. По каким основаниям классифицируют функции государства? Раскройте экономическую функцию Российского государства.

24. Назовите специфические признаки, которые отличают государственные органы от негосударственных органов и организаций.

25. Сформулируйте понятие «структуры госаппарата». Назовите основные части (частные системы), входящие в систему современного государственного аппарата.

26. Раскройте функции, которые классифицированы по продолжительности действий и СОЦИАЛЬНОЙ значимости.

27. Раскройте функцию охраны правопорядка.

28. Раскройте социальную функцию Российского государства.

29. Раскройте содержание принципа «демократизма» в деятельности госаппарата.

30. Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти.

31. Раскройте понятие «принципы организации и деятельности государственного аппарата». Перечислите принципы, лежащие в основе деятельности государственного аппарата.

32. Раскройте содержание принципа «гуманизма» в деятельности госаппарата.

33. Раскройте функцию сотрудничества и укрепление связей с Содружеством Независимых Государств.

34. Сформулируйте понятие механизма (аппарата) государства и назовите его общие признаки.

35. Сформулируйте понятие государственного аппарата. Перечислите факторы, оказывающие влияние на функционирование и развитие государственного аппарата.

Литература:

Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т.1 Государство. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2007. Раздел III, гл.3; гл. 4.

Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах/ отв. М.Н. Марченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М,: Наука, 2007. Гл. IX, гл. XII, гл. XIII.

Тема: Проблемы определения права. Концепции понимания права. Принципы и функции права.

Цель занятия: углубить и закрепить знания по проблемам: правопонимания и основных признаков позитивного права; концепций понимания права; соотношения права и закона; основных принципов права; социальной ценности и функций права.

Форма проведение занятия - коллоквиум

План занятия:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: