Мультфильм «Главный звёздный», 1966 г.




Мультфильм «Голубой метеорит», 1971 г.

 

Авторский комментарий.

Так вот пока он мчится

Поторопись учится!!!

«Голубой метеорит» — советский короткометражный рисованный мультипликационный фильм по одноимённому стихотворению Романа Сефа. Режиссёр Анатолий Петров.

М-ф снят в той же культурной (как и все рассматриваемые нами в выпуске м-ф) традиции, как и «Тайна третьей планеты». Детям транслируется мысль о неизбежности не только научно - технического прогресса, но и о неизбежности всестороннего развития всего человечества в целом и каждого его представителя в отдельности. Прежде всего того самого человечка, который предстаёт перед нами на экране, которому сегодня 8 лет, и он играет с друзьями в мяч.

Стихотворение и мультфильм как бы сообщают школьнику простую мысль, что вот в этот миг, пока идёт твоя жизнь, твоё детство живёт и вся Вселенная. Где то, может быть, летит метеорит, который он, когда выучится и станет астрономом будет исследовать.

При этом совершенно понятно, что речь идёт о развитии в самом прямом его понимании - прежде всего развитии интеллектуального потенциала человечества, его духовного потенциала (образование и пр.). Об этом не может быть сказано прямо в м-ф, но из контекста совершенно понятно, что развитие материальной культуры (причём в том значении в котором её понимали в 60-е гг в СССР – космос и пр.) само собой разумеется (никто даже в этом не сомневается). В м-ф даже не показано ничего необычного: ведь исследование метеорита, перелёты и пр. – это всё доступно человеку уже в 60-е гг.

 

 

4. Мультфильм «Возвращение», 1980 г. Режиссёр В. Тарасов (эту фамилию мы будем встречать не раз, когда речь будет идти о мультфильмах на «космическую» тематику.

 

Авторский комментарий.

Следует отметить общую для всех мультфильмов «космической» тематики черту – самые ранние из них относятся ко 2-й пол 60-х, а большинство к 70-80-м гг. 20 века. Это и не удивительно, т.к. советской мультипликации потребовалось время (15-20 лет) на то, чтобы освоить эту новую для неё тему. К счастью процесс деградации, захвативший советское кино уже в 70-е гг. в мультипликацию пришёл гораздо позже (в кон. 80-х, в 90-х гг.). Во многом поэтому мы всё-таки имеем серию замечательных советских мультфильмов по теме.

Один из таких м-ф «Возвращение» в котором с невероятной силой передана простая идея – идея Родины, родного дома, дома детства.Даже в космосе человек пролетев над родной землёй получает дополнительные силы! Ни один из сотен звуков технического происхождения не смогли предупредить советского космонавта Платонова о грозящей ему опасности. Но это смог сделать полёт над родным домом и крик петуха. И до идеи этой додумался не учёный, не командир ЦУП, а дедушка космонавта. Таким образом продемонстрирована ещё и связь поколений. Без прошлого – нет будущего!

В м-ф использованы фрагменты 5-й симфонии Густава Малера.

 

Мультфильм «Главный звёздный», 1966 г.

 

Авторский комментарий.

Замечательный советский мультфильм о путешествии – исследовании двух советских школьников на тему«Кто является самым главным "Звёздным".Ребята пытаются выяснить, кто же из людей внес главный вклад в покорение космоса в разные исторические эпохи.

Начало м-ф довольно тривиальное: в комнате 2 брата, старший из которых читает учебник истории (самое время вспомнить, что есть такая учебная дисциплина в средней школе), а младший ему активно в этом мешает, приставая с вопросами о том, кто же «самый главный…». Первоначально старший брат отбивается от него, но затем всё-таки решает помочь младшему (а заодно и понять самому) ответить на его вопрос (ненавязчивая демонстрация модели поведения старшего брата по отношению к младшему).

Мальчики, с помощью велосипедного колеса отправляются в путешествие во времени – сначала в будущее, где с удивлением выслушивают мнение астронавтов о том, что те совершенно не считают себя «главными» не смотря на свои полёты продолжительностью в 200 лет, о том, что всё самые главные открытия сделаны до них и они лишь используют их.

Тогда школьники отправляются в Древний мир (государства Востока), где пытаются выяснить у местного астролога не он ли самый «главный звёздный». В силу ограниченности знаний астролог несомненно более высокого мнения о себе как о «главном звёздном», но не всё устраивает ребят в его ответах.

Самый захватывающий эпизод м-ф – 1-е возвращение ребят в настоящее где они сразу видят рабочего – сварщика. На их традиционный вопрос рабочий, без показной скромности отвечает, что он конечно не Главный, но без таких как он рабочих – сварщиков ни одна ракета не полетит.

Вообще, судя по расцвету всевозможного мракобесия в современном капиталистическом обществе, м-ф нужно показывать совсем не детям, а тем дяденькам, которые санкционируют «кропление» и махание кадилами на стартовых площадках ракет (шутка не удалась, но пусть останется).

У самого «главного звёздного», как показал ребятам рабочий, несмотря на вечер, горит в окнах свет в соседнем многоэтажном доме.

Туда они и отправились, и застали за работой учёного, который так же ловко отвёл от себя подозрения ребят в своей «главности». Он объяснил ребятам, что, хотя он и современное человечество вынашивают амбициозные планы полёта к звезде «Сириус», капитал корабля в средневековье уже использовал положение этой звезды на небе для ориентации в водах океана.

Парни оказались любопытными – и вернулись в средневековье, где не только нашли подтверждение словам учёного, но и приняли участие в открытии «неизвестной земли» (Terraincognita).

Братья повторно вернулись в своё время (настоящее) с твёрдой уверенностью, что «главного звёздного» нет, потому, что многие люди всех эпох и есть «главные звёздные».

 

6. Мультфильм «Здравствуй Атом», 1965 г.

 

Авторский комментарий

Всего 4 буквы (АТОМ) – за ними кроется волшебный, неисчерпаемый источник энергии. Так начинается этот хороший, научно – популярный мультфильм, позволяющий детям, познакомится с основными проблемами научных исследований атомной энергии. Что вызвало необходимость исследований атомной энергии – нефть, уголь газ – невозобновляемые источники энергии.

Сюжет м-ф построен как путешествие исследование 3-х учёных: физика, математика и инженера. С ними «увязался» знак вопроса – «вечный спутник научного поиска».

На этом можно заострить внимание ребёнка. Ведь знак вопроса – спутник не только научного поиска, но и вообще любого познания, обучения в школе. Когда последний раз ваш сын (дочь) школьники подходили к вам с правильно сформулированным вопросом?

Итак, всем троим учёным пришлось уменьшится в 100 млн. раз (!!!!), для того, чтобы попасть внутрь атома, исследовать его электроны и протоны.

«Вопросительному знаку очень не хотелось уменьшатся, но что поделать, где ученые, там и он». Вопрос оказался ещё и очень недисциплинированным (хотя и любознательным) товарищем и его неосторожные манипуляции с частицами чуть не вызвали АТОМНЫЙ ВЗРЫВ!!!

В м-ф удивительно понятным языком объяснена не только природа ядерного взрыва, но и механизм извлечения энергии атома (прежде всего – в мирных целях). Указаны направления исследований и каждого учёного (физика, математика и инженера).

Тот случай, когда, посмотрев такой мультфильм, даже взрослый может пожалеть о том, что не стал одним из исследователей атомной энергии. Школьника же он вполне может побудить более осознанно и лучше учиться.

В конце м-фпоказана неограниченность, бесконечность научного поиска. Почти неограниченный источник энергии – энергия атома «заперт» в «старую упряжку» инженерных решений прошлого века (турбина- пар). Необходимо над этим подумать!

 

 

7. Мультфильм «Здесь могут водится тигры», 1989 г. (по мотивам одноимённого рассказа Р. Бредбери), для взрослых и подростков старше 12 лет.

 

Авторский комментарий.

Этот м-ф несколько выбивается из общего ряда и не по причине 1989 г. выпуска, а скорее потому, что в основу его положен рассказ Бредбери (https://raybradbury.ru/library/story/51/17/1).

Уже это (западное происхождение) серьёзно отличает его содержание от содержания советских м-ф 60-70 –х гг. В нём ещё по-прежнему содержится оптимизм, твёрдая уверенность в поступательном развитии человечества и постепенном его распространении на все звёздные миры («Ракета садилась на седьмую планету 84-й звёздной системы. Она пролетела много миллионов километров »).

Но в тоже время уже звучат некоторые сомнения в правильности пути развития цивилизации, мотив «экологичности», слияния человека с природой.

Основные герои м-ф – астронавты, экипаж космического корабля, которые совершенно по разному воспринимают новую планету.

Чаттертон – как враждебную и он собирается «воевать» с ней, «выпотрошить её нутро»… Планета встречает его громом…. (вы не понравились планете…) и в конечном счёте «утилизирует» его.

Форестер – капитан корабля, настроен как учёный исследователь, уважающий другие миры и не желающий причинить им вреда.

И, наконец, Дрисколл - молодой астронавт, который воспринимает планету с детской непосредственностью, такой какая она есть – прекрасной и зелёной, наполненной свежим воздухом и вообще всем необходимым для человека….

Главная идея м-ф, что планета даёт каждому то, что он от неё ожидает…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: