Социальная и демографическая структура германского общества




Германское общество в XVI – начале XVII вв. характери­зовалось значительной дифференциацией, многокомпо­нентностью, наличием феодальных и раннекапита­листических элементов, неоднозначной ролью каждой общественной группы, что соответствовало переходному состоянию социума.

На самом верху социальной пирамиды находились князья. В их руках концентрировались основные земельные богатства, доходы от разработки полезных ископаемых, феодальных рент. Мощным финансовым инструментом были налоги, таможенные и пошлинные сборы. Свои позиции продолжала сохранять и часть феодальной аристократии, которая смогла адаптироваться к изменившимся экономическим условиям: увеличение поборов с крестьян, сдача своей земли в аренду мейерам, разведение на собственных пастбищах овец и т. д. Другим путем их обогащения стала служба князьям.

Положение средних феодалов и рыцарства существенно различалось в зависимости от региона, объемов и содержания доходов, личных качеств. Наиболее прочными были позиции дворянства в восточногерманских землях. Здесь они имели прибыльное фольварочное хозяйство, находившихся в личной, поземельной и судебной зависимости крестьян. Но огромные доходы дворянства от реализации зерна не послужили основой для создания капиталов. Социальные стереотипы вели к традиционному расходованию средств: дворяне тратили состояния на «сословные развлечения» (охота, балы, строительство и украшение усадеб и т. д.). Случаи рачительного использования денег были довольно редкими. Переориентировав свои хозяйства на потребности рынка, восточно-немецкие дворяне так и не стали полноценными предпринимателями, ибо, в большинстве своем, не были организаторами производства, хотя и занимались реализацией продукции. Из феодального сословия выделилась группа маргинальных элементов, включавшая, прежде всего, разорившихся рыцарей. В то же время, многие дворяне шли на службу в офицерский корпус княжеских армий или в гражданский аппарат княжеских администраций.

В составе общественной элиты появились новые группы. В первую очередь, это главы крупных торгово-монополистических компаний, разбогатевшие цеховые мастера и мануфактуристы. Из их числа в XVI веке шло формирование нового патрициата, причем наблюдался отход от предпринимательской деятельности. Более доходными считались чиновничьи должности, вложения в сеньории и замки, популярны были в патрицианской среде и духовная карьера, образование, особенно получение профессий юристов.

Буржуазно-бюргерская среда также включала несколько страт. Среди них было еще довольно много представителей традиционного бюргерства, такие как цеховые мастера, средние и мелкие торговцы на городских рынках. Они стремились к сохранению цеховых и гильдейских ограничений, ибо последние обеспечивали им преимущества внутри города перед другими производителями. Однако на рубеже XVI–XVII вв. отнюдь не только им принадлежала ведущая экономическая и социальная роль в городе. Различные группы предпринимателей активно осваивали новые сферы производства и торговли. Купцы Аугсбурга, Нюрнберга, Кёльна, Гамбурга, Франкфурта-на-Майне и других городов стали главными инвесторами в производственную сферу Германии. Благодаря им торгово-ростовщический капитал проникал в горное дело, металлообработку, ткачество, кораблестроение, книгопечатание и т. д. Они же расширяли торговую сеть, основывали банки, биржи, поставляли крупные оптовые партии для ярмарок.

Многие представители среднего купечества налаживали раннекапиталистическое производство на базе цехов одного профиля, организовывали рассеянные мануфактуры за счет раздачи сырья, арендовали землю. В состав этой группы входили и те мастера, которые, уловив рыночную конъюнктуру и нарушая цеховые ограничения, смогли подчинить себе производителей и превратить цех в раннекапиталистическое предприятие. Сюда же можно отнести средних и мелких купцов-пайщиков, а также разбогатевших самостоятельных горноразработчиков. Мелкие предприниматели – купцы-разносчики, не связанные цеховыми ограничениями, осваивали рынки сельской округи.

Параллельно с буржуазией, в XV–XVI вв. складывалась разнородная группа городских и сельских наемных работников (предпролетариат). В их составе были как высококвалифицированные работники типографий, так и многочисленные чернорабочие, выполнявшие любые работы, не требовавшие специальной подготовки. К ним примыкали и цеховые подмастерья.

В XVI в., наряду с преподавателями школ и университетов, юристами, деятелями культуры, из числа талантливых мастеров формируется слой людей, овладевших инженерным искусством, особенно в горнорудном производстве. Они относились к числу высокооплачиваемых работников, частично входили в группу предпринимателей. Важная общественная функция принадлежала духовенству. В католических областях духовенство сохранило свою иерархию и существенные социальные различия внутри нее, в лютеранских и кальвинистских княжествах церковные служащие фактически вошли в состав княжеской администрации.

Население, занятое в аграрном производстве и составлявшее к началу XVII в. не менее 80 %, предстает как наиболее стратифицированное. В структуре сельского населения наиболее ярко проявился переходный характер германского общества. Самые прочные экономические позиции были у крупных арендаторов и зажиточного крестьянства. Можно выделить несколько типов арендаторов: мейеры, использовавшие в качестве средства получения доходов традиционную ренту; собственно предприниматели-арендаторы (в том числе горожане); крестьяне-арендаторы (испольщики) и субарендаторы. Крестьяне-арендаторы в основном были свободны от повинностей, а часто и от налогов, выплачивая только 1/3 урожая. Там, где встречалась испольщина, собственник земли брал на себя часть производственных издержек: предоставление семенного фонда, содержание одной лошади, покупку инвентаря и т. п. Благодаря аренде, в Баварии и Саксонии увеличилось число крестьянских хозяйств с площадью в 20–40 га, что приблизило их по размерам к хозяйствам мейеров Нижней Саксонии и Вестфалии. Крупные крестьянские хозяйства возникли и на прежних церковных землях Гессена, секуляризированных в ходе Реформации.

Численно преобладавшее традиционное крестьянство включало крестьян-собственников, крестьян-барщинников, лично- и поземельно зависимых крестьян, сезонных работников, надомников-сукноделов, батраков, промысловиков и т. д. Владельческие права на землю крестьян в западных районах Германии в XVI–XVII вв. оставались весьма прочными. Крестьянину необходимо было лишь своевременно вносить ренту доброкачественными продуктами и полноценными деньгами. Ему разрешалось продавать ее целиком или по частям, закладывать. Условия земельного держания, чаще всего, определялись традицией. «Крестьянская модель» с системой общинных связей, господствовавшая на западе и юге Германии, оставалась ведущим структурным элементом традиционного общества, сохранившегося в эпоху раннего Нового времени. Хозяйства значительной части таких крестьян были слишком мелкими и не специализированными. С традиционных держателей в XVI – начале XVII в., как правило, взимались баналитеты, десятина, платежи за наследование и т. д. В среднем на уплату ренты уходило 30–33 % валового дохода крестьянина. Дополнительно к этому приходилось платить налоги и нести барщину. В западных районах Германии у зависимых крестьянин по-прежнему могло быть одновременно несколько господ (поземельный, личный, судебный). В восточногерманских землях каждый феодал, чаще всего, соединял в своих руках поземельную, личную и судебную власть над крестьянином. Это было использовано для усиления личной зависимости и прикрепления крестьян к земле. В Бранденбурге решением ландтага от 1538 г. крестьянам был запрещен уход с их земель без разрешения господ. В течение всего XVI в. шло увеличение количества барщинных дней. В Мекленбурге еще в середине XVI в. нормой барщины был один день в неделю, к концу этого столетия барщина была повышена до двух дней, а в первые десятилетия XVII в. – до трех дней в неделю. Несмотря на сопротивление крестьян, к середине XVII в. жесткие формы крепостничества в Бранденбурге, Мекленбурге, Померании получили повсеместное законодательное закрепление.

В XVI–XVII вв. неуклонно возрастало число малоземельных и безземельных крестьян. Почти всем им находилось место в аграрном производстве. В Саксонии безземельные крестьяне работали по найму или становились захребетниками и трудились в хозяйствах своих родственников. Многие обедневшие крестьяне занимались ремеслом и промыслами, работали на сельских мануфактурах. С XVI в. заметно усиливается влияние княжеской власти на положение крестьян. Заинтересованные в увеличении налогов, а также в людских ресурсах для армии, князья запрещали продавать крестьянские наделы дворянам и бюргерам, и тем самым объективно сдерживали обезземеливание крестьянства. Соответствующие законы и указы издавались всеми территориальными князьями к западу от Эльбы и были достаточно эффективны.

На самом низу социальной лестницы находились люмпенизированные городские и сельские элементы. Это были и так называемые «домашние бедняки» из числа разорившихся, но не деклассированных еще бюргеров; обитатели приютов и госпиталей; пилигримы, монахи, цеховые ученики, школяры, студенты. В толпу бродяг, просивших подаяние, вливались ландскнехты, а также крестьяне, вырванные из привычного жизненного русла голодом вследствие неурожая, стихийных бедствий или войн.

Соотношение социальных сил в XVII в. наиболее ярко иллюстрирует пример Саксонии. Общее число жителей в середине XVII века составляло 434 тыс. человек, из них бюргеров – 116 тыс. (26,7 %), прочих горожан – 22 тыс. (5,1 %), крестьян 215 тыс. (49,5 %), крестьян-бедняков – 20 тыс. (4,6 %), прочих деревенских жителей – 55 тыс. (12,6 %), духовных лиц – 3,5 тыс. (0,9 %), дворян 2,4 тыс. (0,6 %). Конечно, региональные отличия могли быть довольно существенными. Если в восточногерманских землях намного выше была доля дворянства и крестьянства, то на юго-западе Германии более многочисленным было городское население. Тем не менее, процесс модернизации имел заметные успехи не только в экономической, но и в территориальной структуре населения Германии. Весьма показательным было изменение соотношения городских и сельских жителей: если в начале XVI в. доля городского населения не превышала 10 %, то к первой трети XVII в. в отдельных регионах она уже достигла 30 %.

Таким образом, в XVI – первой половине XVII вв. стали подвижными сословные барьеры, выросла социальная мобильность, формировались новые общественные группы, а сложностратифицированное германское общество постепенно становилось типичным переходным социумом эпохи модернизации.

Население Германии к середине XVI в составило около 14–15 млн человек и его рост продолжился вплоть до 30‑х гг. XVII в., когда число жителей германских земель достигло 16–17 млн человек. Росла и плотность населения, особенно в районах с ускоренной урбанизацией, например, в герцогстве Вюртемберг в Вестфалии (44 человека на 1 км2). С учетом миграционных потоков население некоторых городов, например, таких как Гамбург, выросло в 2 раза. Интенсивные процессы урбанизации вели к перенаселенности городов, что при отсутствии канализации, водопровода, служб по уборке мусора ухудшало условия жизни, вело к болезням и эпидемиям, к превышению смертности над рождаемостью. Поэтому пополнение городского населения осуществлялось за счет миграций из деревни, где санитарные условия были намного лучше.

В XVI в. изменяется отношение людей к проблеме рождаемости. Рационализация мышления привела к осознанию того, что рост средств к существованию ограничен, и накормить всех не представляется возможным. Слишком большая семья вела к большим расходам, особенно на питание, жилье и одежду. Все это делало желательным небольшую семью. Так возникает планирование семьи и рождаемости. Параллельно формируется новая североевропейская модель брака, при которой характерен более поздний возраст вступления в брак: для мужчин в среднем 26 лет, для женщин – 22–23 года. При этом в брак не вступало до 10–20 % взрослого населения. В городах, особенно гарнизонных, университетских, портовых, фиксируется резкое преобладание мужчин. Женщины в большей степени, чем мужчины, были подвержены смертности в цветущем возрасте (20–30 лет). Болезни, смерть во время родов, тяжелые полевые и домашние работы оказывали влияние на соотношение между полами: на 100 мужчин в возрасте между 14–59 годами приходилось 52 женщины в возрасте старше 14 лет. Следствием высокой удельной доли мужского населения стало распространение добрачных и внебрачных сексуальных связей. В таких условиях бурно процветала узаконенная и тайная проституция.

 

Повседневная жизнь

Спецификой раннего Нового времени было рождение детей преимущественно в браке. Огромную роль в формировании отрицательного отношения к внебрачным зачатиям и рождениям сыграли церковные догматы и этические нормы. Как в протестнатских, так и в католических княжествах государство через церковь осуществляло контроль за моральной жизнью общин, действовали церковные суды чести, в проповедях огромное внимание уделялось семейным отношениям. Поэтому число детей, рожденных вне брака, было незначительным (1–2 %). Выбор партнера для совместной жизни в XVII в. осуществлялся чаще всего в соответствии с определенными социальными критериями: муж и жена должны были исповедовать одну веру, происходить из групп, одинаковых по профессиональным признакам и благосостоянию. В деревне и городе любовь и сексуальная мотивация была важной причиной вступления в брак.

Средняя продолжительность жизни составляла чуть более 30 лет. Но если взять тех, кто пережил возраст старше 10 лет, то их продолжительность жизни была несколько выше, достигая 39–42 лет. Главной демографической проблемой оставалась высокая детская смертность. В городе к 10 годам из 1000 рожденных детей умирало 53–55 %, в деревне – 35–36 %. Фактором, влиявшим на рождаемость и смертность, были так называемые «кризисы существования». Исследователи связывают их с эпидемиями и ростом цен на хлеб. Учитывая, что хлеб составлял до 60 % в структуре питания многих общественных групп, его нехватка часто вела к голоду и к росту детской смертности. «Кризисы существования» в Германии были следствием низких доходов населения и недостатка сельскохозяйственной продукции. Полномасштабные «кризисы существования» охватили Германию в период Тридцатилетней войны.

Структура питания немцев в XVI – первой половине XVII в. варьировалась в зависимости от района и принадлежности к социальному слою. Разнообразие и изобилие блюд, мясных и рыбных, дичи, напитков, пряностей, гастрономическое искусство отличали питание социальных верхов – городского купечества, патрициата, светской знати, церковных иерархов. В то же время, в крестьянской среде сокращалось потребление мяса, а основной пищей была каша и хлеб. Аналогичные изменения происходили и в семьях горожан после 1550 г. У нобилитета высоко ценилось поварское искусство, здесь сильным было итальянское и славянское влияние. В быту появляются индивидуальные ложки и столовые ножи, формируются первые правила этикета.

Подавляющая часть населения более половины своих доходов тратила на продукты питания. Основой питания широких слоев сельского и городского населения были зерновые, прежде всего рожь или ячмень, просо. Из зерновых готовили супы, каши, хлеб. Сезонной добавкой к еде были овощи и зелень: шпинат, петрушка, чеснок, морковь, капуста, ягоды. В повседневном рационе незначительно выросла доля фруктов, из мясной продукции предпочтение отдавали свинине и говядине. Потребление домашней птицы росло, причем в городе сильнее, чем в деревне. Доля же дичи в рационе сокращалась, исключая стол нобилитета. Рыба была одним из основных продуктов питания для проживавших по берегам рек, озер, вдоль морского побережья. Важность рыбы, как источника белка, определялась и тем, что католики ели ее в дни поста. Католическая церковь запрещала потребление мяса в течение 150 «постных» дней в году.

В повседневный рацион входили и хмельные напитки. Пивная культура получила распространение в Баварии и восточногерманских землях. В портовых и гарнизонных городах Северной Германии был популярен «шнапс». Жители Юго-Западной Германии предпочитали крепкие майнцские, мозельские и рейнские вина. В повседневном рационе присутствовало большое количестве алкогольных напитков из фруктов: яблочные и грушевые вина, напитки. Алкогольные напитки были важным компонентом социальных коммуникаций и широко использовались при скреплении договоров и торговых сделок, помолвках, бракосочетаниях и т. п., частных, официальных, корпоративных застольях.

Патрициат, крупное купечество, представители университетов, юристы, разбогатевшие ремесленные мастера подчеркивали свой новый статус дорогостоящими костюмами, роскошью убранства покоев и изысканностью стола, престижными тратами «на нужды» города и благотворительностью. Они стали, наряду со знатью, потребителями продукции «индустрии роскоши» (шелк, бархат, атлас, кружева, фарфор, ювелирные изделия). Семьи богатых бюргеров занимали, как правило, дом в несколько этажей. Его внутренняя планировка и мебель из дорогих пород демонстрировали посетителям успешность жизненного пути хозяина. Для бюргерства торговля, промышленная деятельность рассматривались как источник материальных ценностей, открывающих путь к аристократическому образу жизни, к родству с аристократическими фамилиями.

В деревне поведение и психология крестьян были тесно связанны с сельскохозяйственным трудом. Аграрный труд мог служить источником удовлетворения потребностей, но вместе с тем, крестьянин испытывал чувство неуверенности из-за отсутствия у него собственности на возделываемую им землю, все более усугублявшегося малоземелья, низкой урожайности, угрожавшей периодическим голодом. Праздники, устраивавшиеся по окончанию жатвы, сопровождались пирушками, во время которых проедалась немалая доля собранного урожая. Колебания между длительным недоеданием и праздничным обжорством – яркий показатель неустойчивости материального положения большей части сельского населения. Кризис общинной солидарности, вызванный социальной и имущественной дифференциацией деревни, создавал напряженную социально-психологическую обстановку. Одно из ее проявлений – обострение страха перед смертью и загробными карами. Эпидемии, голод, войны делали смерть частым и знакомым явлением. Страх перед ожидающим после смерти воздаянием привлекал внимание людей к проповедям монахов, призывающих к немедленному покаянию. Страх этот возрастал в моменты появления пророчеств о близящемся конце света и Страшном суде.

В крестьянской среде по-прежнему использовали магию, с помощью которой надеялись получить хороший урожай, душевное и физическое здоровье. За помощью обращались, наряду со знахарями, к святым. Вера в чудеса была повсеместной. Магическую силу придавали католической мессе, евхаристии, верили, что молитвы имели действие, сходное с заклинаниями. Повсеместно сохраняли свое значение праздники с нехристианскими элементами: праздник встречи весны, праздник урожая и т. д. В монотонной повседневности сельской жизни праздник был средством «выйти» наружу долго скапливавшимся эмоциям. Число ежегодных праздников под давлением протестантской и католической церквей сокращалось, однако происходило это крайне медленно.

Во второй половине XVI–XVII вв. страны Западной Европы охватила охота на ведьм. Ведовство стали сближать с ересью и жестоко его преследовать. Согласно точке зрения теологов и юристов, ведьма считалась не просто колдуньей или знахаркой, а служанкой сатаны, которая заключила с ним договор, вступила с ним в половые сношения, по его наущению губила людей и их имущество. Разгадку феномена охоты на ведьм нужно искать и в сознании людей, особенно деревенских жителей. В своих доносах на соседок или соседей они часто жаловались на порчу скота, на «дурной глаз», зловредные заклинанья. Судьи же в ходе разбирательства жалоб старались добиться от предполагаемой ведьмы признания в том, что она причиняла вред соседям, вступив в сношения с дьяволом. Именно бытовыми конфликтами можно объяснить огромные масштабы охоты на ведьм. Процедуре расправы с ведьмой придавался подчеркнуто публичный и торжественный характер, она явно была рассчитана на то, чтобы произвести максимум психологического воздействия на людей. Кризис традиционного сознания и подрыв отношений взаимопомощи, происходившие в результате модернизации, создавали мучительную напряженность в сознании населения. В деревне сложилась обстановка, которая подсознательно побуждала крестьян искать виновных в их материальных и психологических неурядицах и бедствиях.

Гонения против ведьм проходили под знаком последовательного навязывания населению реформационного понимания христианской религии, далекого от традиционной «картины мира» и способов поведения. Обвинения в ведовстве выдвигались против женщин потому, что именно они были хранительницами ценностей устной архаичной (народной) культуры, которая рассматривалась католиками и протестантами как варварская и еретическая. Расправа же с ведьмами создавала благоприятную обстановку для постепенного уничтожения народной культуры.

 

 

Тридцатилетняя война

Причины войны

Одной из главных причин Тридцатилетней войны был так и не решенный в течение XVI в. религиозный вопрос. Конфессионализация вела к вытеснению вероисповедной оппозиции, религиозным преследованиям. Решитель­ность, с которой религиозные репрессии, применялись как в католических, так и в протестантских княжествах, свидетельствовала о напряженности внутренних противоречий в стране. Особенно активно происходило насаждение католицизма, поддерживаемое Габсбургами. Император постоянно нуждался в получении военных субсидий, что невозможно было сделать без согласия протестантских князей, по этому Габсбурги предпочитали предоставлять инициативу в рекатолизации правителям Баварии. Стремясь разъединить противников, прогабсбургский лагерь в Германии избрал объектом своего нападения, прежде всего, кальвинистов, на которых формально не распространялись условия Аугсбургского религиозного мира.

С формированием системы княжеского абсолютизма политика князей, независимо от их конфессиональной принадлежности, была направлена на расширение территории своих княжеств. Параллельно с усилением княжеской власти шло дальнейшее оскудение немецкого дворянства, в деклассированной среде которого было немало социальных элементов, готовых на любые политические авантюры в расчете на военную добычу и княжеское жалование. Таким образом, одним из источников конфликта были немецкие князья и дворянство, видевшие в войне возможность обогащения и политического усиления.

Необходимо также учесть кризис имперских структур на рубеже XVI–XVII вв., не способных выполнить стабилизирующую роль в условиях эскалации силовых решений религиозного вопроса. Явный упадок авторитета имперских институтов и нежелание императора выступить в качестве посредника между католиками и протестантами, вело к формированию альтернативных структур управления в империи, строившихся на основе конфессионального признака (Евангелическая уния, Католическая лига) и стремившихся к отстаиванию своих религиозных и политических позиций.

В современной германской историографии существуют различные трактовки причин Тридцатилетней войны. В целом, указывая на значение экономических, правовых, политических, международных факторов, породивших войну, немецкие историки говорят о решающей роли религиозного фактора в возникновении войны, причем отмечается, что в раннее Новое время невозможно отделить религию от политики. Представляется, что Тридцатилетнюю войну и ее итоги в религиозном плане следует рассматривать как завершающий этап конфессионализации.

Важной предпосылкой конфликта стало образование накануне Тридцатилетней войны религиозных союзов. В 1607 г. войска Максимилиана Баварского оккупировали имперский город Донауверт за преследование местных католиков. В ответ, в 1608 г. образовалось политическое объединение кальвинистских князей рейнской Германии – Евангелическая уния, которую возглавил пфальцский курфюрст Фридрих IV. Унию поддерживали Франция, Англия, Голландия. В 1609 г. образовалась Католическая Лига – союз духовных и светских князей Южной и Юго-Западной Германии во главе с ревностным охранителем католицизма Максимилианом Баварским. Австрийские Габсбурги не вступили в Лигу, но установили с ней самые тесные связи, а испанское правительство оказывало ей прямую помощь. Таким образом, германские княжества оказались в начале XVII в. вовлеченными в систему внешнеполитических союзов, а назревавший в Германии внутренний конфликт неизбежно должен был стать общеевропейским. Особенно острыми были противоречия между Испанией и Францией из-за территориальных претензий обоих государств и стремления к гегемонии в Европе.

Ставший в 1619 г. императором Священной Римской империи германской нации Фердинанд II Габсбург (1578–1637) возобновил попытки создания общегерманского централизованного государства. Император, не располагавший достаточной армией и материальными ресурсами, решил опереться на военные силы католических князей. Угроза усиления Габсбургов вызвала тревогу многих европейских государств, прежде всего Франции, Англии, Голландии, скандинавских стран. Большинство западноевропейских держав были готовы выступить против германских и испанских Габсбургов, что в определенной степени компенсировало численное и военно-политическое превосходство католических сил над протестантскими внутри Германии, но способствовало быстрому превращению внутриимперского конфликта в международный.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: