О проблемах освоения туристских ресурсов горных районов Алтайского края




Возможности, предоставляемые какой-либо территорией для развития на ней туризма, определяют местные условия: климат, природа, история, культура, развитость инфраструктуры.При всём обилии ландшафтного разнообразия Алтайского края: степи и черневая тайга, обширные солёные озёра с целебными грязями и уникальные ленточные боры, наиболее богаты туристскими ресурсами всё же предгорные и горные районы на юге края. Здесь и самые привлекательные ландшафты,и водные ресурсы, и памятники истории в диапазоне от нижнего палеолита до времён русской колонизации в 18 веке. На южных районах, расположенных вблизи границ Казахстана и Республики Алтай, мы и остановим наше внимание. Если перечислять по порядку с запада на восток, это Третьяковский, Змеиногорский, Курьинский, Краснощёковский, Чарышский, Солонешенский, Смоленский, Алтайский, Советский и Красногорский районы. Оценим их туристские возможности по простой схеме: транспортная доступность, природа, достопримечательности, инфраструктура.

Третьяковский район. В районе есть железнодорожная станция Третьяково, через райцентр проходит маршрут автобусного рейса Барнаул – Усть-Каменогорск. Однако главное природное богатство: таёжные истоки Алея – находится в удалённой восточной части, где нет хороших дорог. Мест размещения туристов в районе почти нет. Такие объекты, как Гилевское водохранилище или затопленный карьер Семёновского рудника, находятся недалеко от Змеиногорска и входят в доступную экскурсионную зону этого туристского центра. Также они популярны среди отдыхающих рубцовчан и других жителей юго-запада края. Туристско-транзитная роль района значительно повысилась бы с созданием дороги, связывающей его с рекой Белой и буферной зоной Тигирекского заповедника.

Змеиногорский район. Важный туристский район, доступный по автомобильным дорогам, соединяющим райцентр с железнодорожными станциями Третьяково, Рубцовск, Поспелиха, а также с федеральной автотрассой А-322. Город Змеиногорск имеет богатую историю, старинную архитектуру, в нём можно осмотреть остатки рудничных и гидротехнических сооружений, Музей истории развития горного дела, памятник Ермаку. В городе несколько гостиниц, неподалёку есть санаторий. В окрестностях немало турбаз, тяготеющих к живописным природным объектам, горнорудным и археологическим памятникам. Уникальное Колыванское озеро с живописными гранитными скалами находится возле дороги Змеиногорск – Курья.

Однако освоен Змеиногорский район очень неравномерно. Восточная половина его территории покрыта горной тайгой, и дороги там проходимы только для вездеходов. Нет прямого сообщения не только с Тигирекским заповедником, но даже с соседней Колыванью, из-за чего к основным достопримечательностям Курьинского района приходится добираться в объезд.

Курьинский район. Райцентр Курья, в 60 км от станции Поспелиха и трассы А-322, интересен музеем М.Т. Калашникова. Отсюда расходятся три дороги: на Змеиногорск, в Краснощёковский район и на Колывань. Именно в окрестностях Колывани сосредоточены основные туристские приманки района. Это, например, историко-культурное наследие родины русской горной промышленности на Алтае: первое открытое месторождение и первый металлургический завод (превратившийся после в камнерезную фабрику, на которой проводятся экскурсии, а рядом работает музей). Замечательно, что эти памятники находятся рядом с впечатляющими природными локациями: озером Белым и горой Синюхой, высшей обзорной точкой западных предгорий Алтая. Через Синюху проложена туристская тропа, которая начинается на южной стороне у заброшенного рудника Колыванстрой с доступными для осмотра подземными помещениями, проходит мимо памятника природы Мохового озера, поднимается на вершину горы и спускается на противоположную сторону, где некогда был монастырь. Турбазы у Белого озера с трудом справляются с летним потоком туристов, турбаза в урочище Колыванстрой, напротив, не развивается из-за малой известности маршрута через Синюху.

Из Колывани можно легко доехать до Бугрышихи в среднем течении реки Белой, однако существовавшее ранее продолжение дороги через Белую и далее до ЧинетыКраснощёковского района сейчас недоступно для большинства видов транспорта, как и продолжение дороги на посёлок Андреевский в буферной зоне Тигирекского заповедника. Из-за отсутствия дорог не только невозможны прямые связки с туристскими объектами Краснощёковского района, но и многие объекты Змеиногорского района (Белорецкие каменоломни, верховья реки Белой, штольни множества заброшенных рудников) остаются для туристов лишь условно доступными.

Краснощёковский район. Главное природное достояние района – река Чарыш и её левые притоки Белая и Иня, в верховьях которых расположен Тигирекский заповедник. Сам заповедник для туристов закрыт, но в его буферной зоне обустраиваются туристские тропы и стоянки. Посёлок Тигирек, где стоит кордон заповедника, чрезвычайно привлекателен своей стариной и выдающейся природой окрестностей. Однако попасть туда крайне сложно из-за бездорожья и рельефа местности. Легко доступны лишь село Чинета, ниже по Ине, и село Чагырка на Чарыше, но и в их окрестностях есть множество достопримечательностей – пещер, исторических рудников, археологических памятников. Инфраструктура лишь начала развиваться, и развитие её сталкивается с трудностями. Крупная турбаза, некогда построенная в устье Ини, была вынуждена закрыться, потому что её содержание не окупалось. Причина проста – Чинета, Чагырка и Тигирек находятся в тупике, через них невозможен транзит по той причине, что полевая дорога вверх по Чарышу доступна не во всякую погоду и не для всякого транспорта. Чтобы попасть в соседний Чарышский и в соседний Курьинский районы, приходится возвращаться и ехать далеко в объезд.

Чарышский район. От трассы А-322 (город Алейск) до райцентра Чарышского – 180 км. Дороги в соседние районы объездные, плохого качества. Фактически весь район находится в тупике. В то же время, между стоящим возле Чарыша селом Сентелек Чарышского района и расположенным выше по ЧарышуКоргономУсть-Канского района Республики Алтай – не более 20 км. Если бы существовало прямое сообщение Чарышского района с Усть-Канским, туристы смогли бы ездить к верховьям Катуни и горе Белухе гораздо более простым путём, нежели это возможно сейчас.

В Чарышском районе есть несколько турбаз, однако единственный оригинальный вид отдыха, который они могут предложить – это короткие сплавы на рафтах по Чарышу. Имеющиеся экскурсионные объекты практически не задействованы. Главное богатство района – среднегорье Тигирекского и Коргонского хребтов, верховья Ини, ущелья Сентелека, Коргона, Кумира – никак планомерно и организованно не используется из-за отсутствия кадров, разработанных маршрутов, подготовленных коней и конной экипировки.

Солонешенский район. Сообщается с городом Бийском и Чуйским трактом 150-километровой асфальтированной дорогой. Дорога проходит мимо такого центра туризма, как курорт Белокуриха, экскурсии в Солонешенский район в Белокурихе предлагаются. По значительно более худшим дорогам можно проехать отсюда в соседние Чарышский и Петропавловский районы, а также в Республику Алтай (путь через Солонешное является самым коротким маршрутом к верховьям Катуни).

В природном отношении район примечателен среднегорным Бащелакским хребтом, разделяющим Чарыш и Ануй, однако красоты хребта для массового туризма никак не используются. Туристам предлагают лишь пейзажи и некоторые достопримечательности долины Ануя, главные из которых – памятник истории антропогенеза пещера Денисова и каскад водопадов в верховьях притока Ануя реки Шинок. В историческом прошлом вдоль Ануя селились старообрядцы, сейчас их культурное наследие пробуют представить в нескольких народных музеях.

Смоленский район. Имеет транзитное значение, поскольку лежит по пути в Солонешенский, Алтайский районы и в Республику Алтай. На территории района расположен курорт Белокуриха и ряд достопримечательностей, приуроченных к «фасу Алтая» и группирующихся вокруг курорта. Это редкий район края, где туристская инфраструктура развивается высокими темпами, используя и изыскивая для привлечения туристов любые возможности.

Алтайский район. Связан хорошими дорогами с Чуйским трактом, соседствует с курортом Белокуриха и Республикой Алтай. Здесь расположена особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и «Природный парк Ая». Однако туристское развитие района очень неравномерно, почти вся туристическая инфраструктура сосредоточена на берегу Катуни, остальная территория района выполняет транзитную функцию, но и в этом отношении она проблемна (короткая дорога от райцентра Алтайского до села Черга Республики Алтай пребывает в плохом состоянии).

Советский район. Как и соседний Алтайский, район имеет выход к Катуни (правда, на том участке, где река выходит из гор и принимает равнинный характер), однако туристской инфраструктуры здесь почти нет. Две главные природные достопримечательности – гора Бабырган в «фасе Алтая» и озеро Лебединое (привлекающее туристов только зимой).

Красногорский район. Имеет туристские перспективы лишь за счёт того, что по его территории проходит часть Чуйского тракта. Природные особенности района в туризме практически не задействованы.

Ниже мы приводим сводную таблицу наиболее доступных экскурсионных объектов рассмотренных нами районов.

Достопримечательность Расположение, доступность
Третьяковский район
Гилёвское водохранилище Рядом с дорогой Змеиногорск-Староалейское, 17 км от Змеиногорска
Семёновский карьер-озеро 45 км от Староалейского, 70 км от Змеиногорска, подходит грунтовая дорога
Змеиногорский район
Колыванское озеро, гранитные скалы 27 км от Змеиногорска, мимо проходит автомобильная трасса
Вершина горы Большуха, вид на большой телескоп Оптико-лазерного центра 3 км от Колыванского озера, трекинг, восхождение
Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова В центре Змеиногорска, посещение платное
Штольни Змеиногорского рудника В центре Змеиногорска
Штольни Черепановского рудника 10 км от Змеиногорска, на окраине пос. Черепановск
Курьинский район
Мемориальный музей М. Т. Калашникова В центре Курьи, посещение платное
Колыванский камнерезный завод В пос. Колывань, экскурсия платная
Вольфрамовый рудник Колыванстроя По дороге на южный склон Синюхи, 7 км от Колывани, для спуска необходимы фонари, страховочное снаряжение
Озеро Моховое На южном склоне горы Синюхи
Гора Синюха При подъёме с юга – трекинг 12 км с набором высоты 400 м (с заброской полноприводным транспортом – 5 км/250 м). С севера – 8 км/800 м. Сквозной – 10 км
Озеро Белое 6 км от Колывани, проблема с доступом к берегу из-за многочисленных арендаторов
Краснощёковский район
Новочагырский рудник 1,5 км от села Чагырка, можно подъехать к началу экскурсионной тропы
Чагырская пещера, стоянка неандертальца 1,5 км от села Чагырка, тропа по берегу отсутствует, требуется переправа через протоку
Яровские скалы с пещерами и карстовым источником 2 км от моста через Чарыш, тропы нет
Большая Дальняя сталактитовая пещера 2,5 км от села Чинета, можно подъехать к началу тропы
Окрестности села Тигирек 15 км от села Чинета, дорога только для вездеходного транспорта, требуется пропуск от администрации заповедника
Карстовые скалы Большой и Малый монастырь Село Усть-Пустынка, 10 км в сторону от трассы Краснощёково-Чинета
Пещера Летучих мышей 3 км от села Усть-Пустынка по полевой дороге
Чарышский район
Гора Колокольня Окраина села Майорка, есть тропа
Тулатинская обводнённая пещера 6 км от села Майорка, последние 3 км – только полноприводным транспортом
Царский курган, священная долина скифов 3 км от села Сентелек
Солонешенский район
Сибирячихинские пещеры 40 км от Солонешного (тупиковый маршрут), большая часть пещер на противоположном от села берегу Ануя, моста нет
Искринские пещеры В селе Искра на трассе Солонешное – Усть-Кан, на противоположном от дороги берегу Ануя, моста нет
Караминская палеолитическая стоянка 3 км от села Топольное, возле трассы
Денисова пещера, археологический памятник Возле трассы, освещение и профессиональную лекцию С.Ю. Исупова надо заказывать заранее
Шинокские водопады Заезд через село Каракол Республики Алтай (12 км от Денисовой пещеры плюс 7 км трекинга)
Смоленский район
Белокуриха-2, серпантин и арт-объекты 4 км от города Белокуриха
Гора Церковка, смотровая площадка и скалы Подъём на фуникулёре платный
Терренкур вдоль реки Белокурихи Окраина города Белокуриха
«Сибирское подворье», туристско-развлекательный комплекс 10 км от Белокурихи, экскурсионное обслуживание платное
Алтайский район
Озеро Ая Бесплатного доступа к берегу озера практически нет
Талдинские пещеры Территория ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», доступ свободный, есть платные экскурсионные услуги
Пролетарская, Кыркылинская пещеры Вдоль трассы Алтайское-Черга, труднодоступны из-за отсутствия указателей и троп
Советский район
Озеро Лебединое Имеет экскурсионную ценность в зимнее время
Гора Бабырган 7 км от Чуйского тракта. Есть трекинговая тропа
Красногорский район
Карагужихинскийсырзавод Платные дегустации сыра
Сельские усадьбы Разные виды сельского туризма

 

Ниже приводим один из возможных вариантов маршрута, связывающего основные достопримечательности.

1 день. Барнаул – Поспелиха – Курья – Колыванское озеро. Купание, осмотр скал. Переезд в Черепановск. Экскурсия в старинный рудник. Размещение на турбазе в тайге («Лесная сказка» на окраине Черепановска). (Трансфер 400 км.)

2 день. Черепановск Змеиногорск. Экскурсия по Змеиногорску: рудник, архитектура, Музей истории развития горного дела. Колыванское озеро, восхождение на гору Большуху (большой телескоп Оптико-лазерного центра, древнее святилище). Переезд до Колывани. Ночевка на Белом озере. (Всего 160 км)

3 день. Экскурсия на Колыванский камнерезный завод. Колыванстрой, посещение заброшенного вольфрамового рудника. Озеро Моховое. Восхождение на Синюху, спуск к Белому озеру. (12 км, 250 метров набор высоты). Переезд Колывань – Курья – Краснощёково – Маралиха, казачий гостевой дом. (Всего 120 км)

4 день. Маралиха – Чагырка. Новочагырская пещера-рудник, Чагырскаяпещера (стоянка неандертальца). Чинета, сталактитовая пещера. Река Иня. Переезд Чинета – Чагырка – Чарышское – Сентелек (на полноприводном транспорте 70 км, на автобусе 200 км).

5 день. Царский курган в долине Сентелека, жертвенный колодец скифов. Тулатинская пещера с подземной рекой. Переезд Чарышское – Солонешное – долина Ануя. (Трансфер 130 км.)

6 день. Караминская палеолитическая стоянка. Денисова пещера. Поход на Шинокские водопады (8 км). Музейная сталактитовая пещера. (35 км всех переездов).

7 день. Чёрный Ануй – Усть-Кан – Семинский перевал – Бирюзовая Катунь. Экскурсия по Талдинским пещерам. Возвращение в Барнаул. (600 км).

Общая протяжённость маршрута (автомобильный трансфер) – 1645 км.

Другой вариант маршрута, соединяющего горно-предгорные районы Алтайского края, приведён, например, здесь: https://велнес-тур.рф/ekskursionnyy-ekspeditsionnyy-tur-istoki-tsivilizatsii

Сделаем выводы.

Проблемы, стоящие на пути развития туризма в горно-предгорных районах Алтайского края, можно разделить на три группы и расположить по степени убывания значимости в следующем порядке.

1. Отсутствие необходимых дорог.

На прилагаемой схеме обозначены участки дорог, в первую очередь необходимые для туристского освоения юга Алтайского края.

Змеиногорск – Черепановск – Колывань (20 км новой дороги).

Колывань – Бугрышиха – Чинета (20 км новой дороги).

Чинета – Чагырка – Тулата (15 км новой дороги).

Сентелек – Коргон (20 км).

2. Нехватка мест размещения.

Отсутствием мест комфортабельного проживания страдают Краснощёковский и Чарышский районы. Это проблема двояка: открытие новых турбаз и гостиниц нерентабельно из-за небольшого потока туристов. В то же время увеличение потока и развитие туризма в районах невозможно из-за нехватки мест размещения.

3. Отсутствие разработанных маршрутов, кадров гидов-проводников, экипировки.

Наиболее перспективным видом для использования среднегорных участков Солонешенского, Чарышского, Краснощёковского, Змеиногорского районов (Бащелакский, Тигирекский, Коргонский хребты) является конный туризм, требующий проложенных троп, подготовленных и экипированных коней, умеющих работать с ними проводников.

На рынке туристских услуг сейчас предлагается не так много автомобильных и ещё меньше активных маршрутов по территории края, а те, что предлагаются, чаще всего являются частью тура, большая часть которого приходится на Республику Алтай. В Республику можно попасть из Бийска по Чуйскому тракту и по мостам близ Аи Алтайского района и Платово Смоленского района, к которым подходят от райцентров асфальтированные дороги. Две другие дороги: Алтайское – Черга и Солонешное – Усть-Кан имеют лишь гравийное покрытие и довольно разбиты. Дороги из Чарышского в Усть-Канский район вовсе не существует. Решение этой дорожной проблемы могло бы значительно поменять к лучшему нынешнюю ситуацию с использованием туристских ресурсов края.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: