Возможности, предоставляемые какой-либо территорией для развития на ней туризма, определяют местные условия: климат, природа, история, культура, развитость инфраструктуры.При всём обилии ландшафтного разнообразия Алтайского края: степи и черневая тайга, обширные солёные озёра с целебными грязями и уникальные ленточные боры, наиболее богаты туристскими ресурсами всё же предгорные и горные районы на юге края. Здесь и самые привлекательные ландшафты,и водные ресурсы, и памятники истории в диапазоне от нижнего палеолита до времён русской колонизации в 18 веке. На южных районах, расположенных вблизи границ Казахстана и Республики Алтай, мы и остановим наше внимание. Если перечислять по порядку с запада на восток, это Третьяковский, Змеиногорский, Курьинский, Краснощёковский, Чарышский, Солонешенский, Смоленский, Алтайский, Советский и Красногорский районы. Оценим их туристские возможности по простой схеме: транспортная доступность, природа, достопримечательности, инфраструктура.
Третьяковский район. В районе есть железнодорожная станция Третьяково, через райцентр проходит маршрут автобусного рейса Барнаул – Усть-Каменогорск. Однако главное природное богатство: таёжные истоки Алея – находится в удалённой восточной части, где нет хороших дорог. Мест размещения туристов в районе почти нет. Такие объекты, как Гилевское водохранилище или затопленный карьер Семёновского рудника, находятся недалеко от Змеиногорска и входят в доступную экскурсионную зону этого туристского центра. Также они популярны среди отдыхающих рубцовчан и других жителей юго-запада края. Туристско-транзитная роль района значительно повысилась бы с созданием дороги, связывающей его с рекой Белой и буферной зоной Тигирекского заповедника.
Змеиногорский район. Важный туристский район, доступный по автомобильным дорогам, соединяющим райцентр с железнодорожными станциями Третьяково, Рубцовск, Поспелиха, а также с федеральной автотрассой А-322. Город Змеиногорск имеет богатую историю, старинную архитектуру, в нём можно осмотреть остатки рудничных и гидротехнических сооружений, Музей истории развития горного дела, памятник Ермаку. В городе несколько гостиниц, неподалёку есть санаторий. В окрестностях немало турбаз, тяготеющих к живописным природным объектам, горнорудным и археологическим памятникам. Уникальное Колыванское озеро с живописными гранитными скалами находится возле дороги Змеиногорск – Курья.
Однако освоен Змеиногорский район очень неравномерно. Восточная половина его территории покрыта горной тайгой, и дороги там проходимы только для вездеходов. Нет прямого сообщения не только с Тигирекским заповедником, но даже с соседней Колыванью, из-за чего к основным достопримечательностям Курьинского района приходится добираться в объезд.
Курьинский район. Райцентр Курья, в 60 км от станции Поспелиха и трассы А-322, интересен музеем М.Т. Калашникова. Отсюда расходятся три дороги: на Змеиногорск, в Краснощёковский район и на Колывань. Именно в окрестностях Колывани сосредоточены основные туристские приманки района. Это, например, историко-культурное наследие родины русской горной промышленности на Алтае: первое открытое месторождение и первый металлургический завод (превратившийся после в камнерезную фабрику, на которой проводятся экскурсии, а рядом работает музей). Замечательно, что эти памятники находятся рядом с впечатляющими природными локациями: озером Белым и горой Синюхой, высшей обзорной точкой западных предгорий Алтая. Через Синюху проложена туристская тропа, которая начинается на южной стороне у заброшенного рудника Колыванстрой с доступными для осмотра подземными помещениями, проходит мимо памятника природы Мохового озера, поднимается на вершину горы и спускается на противоположную сторону, где некогда был монастырь. Турбазы у Белого озера с трудом справляются с летним потоком туристов, турбаза в урочище Колыванстрой, напротив, не развивается из-за малой известности маршрута через Синюху.
Из Колывани можно легко доехать до Бугрышихи в среднем течении реки Белой, однако существовавшее ранее продолжение дороги через Белую и далее до ЧинетыКраснощёковского района сейчас недоступно для большинства видов транспорта, как и продолжение дороги на посёлок Андреевский в буферной зоне Тигирекского заповедника. Из-за отсутствия дорог не только невозможны прямые связки с туристскими объектами Краснощёковского района, но и многие объекты Змеиногорского района (Белорецкие каменоломни, верховья реки Белой, штольни множества заброшенных рудников) остаются для туристов лишь условно доступными.
Краснощёковский район. Главное природное достояние района – река Чарыш и её левые притоки Белая и Иня, в верховьях которых расположен Тигирекский заповедник. Сам заповедник для туристов закрыт, но в его буферной зоне обустраиваются туристские тропы и стоянки. Посёлок Тигирек, где стоит кордон заповедника, чрезвычайно привлекателен своей стариной и выдающейся природой окрестностей. Однако попасть туда крайне сложно из-за бездорожья и рельефа местности. Легко доступны лишь село Чинета, ниже по Ине, и село Чагырка на Чарыше, но и в их окрестностях есть множество достопримечательностей – пещер, исторических рудников, археологических памятников. Инфраструктура лишь начала развиваться, и развитие её сталкивается с трудностями. Крупная турбаза, некогда построенная в устье Ини, была вынуждена закрыться, потому что её содержание не окупалось. Причина проста – Чинета, Чагырка и Тигирек находятся в тупике, через них невозможен транзит по той причине, что полевая дорога вверх по Чарышу доступна не во всякую погоду и не для всякого транспорта. Чтобы попасть в соседний Чарышский и в соседний Курьинский районы, приходится возвращаться и ехать далеко в объезд.
Чарышский район. От трассы А-322 (город Алейск) до райцентра Чарышского – 180 км. Дороги в соседние районы объездные, плохого качества. Фактически весь район находится в тупике. В то же время, между стоящим возле Чарыша селом Сентелек Чарышского района и расположенным выше по ЧарышуКоргономУсть-Канского района Республики Алтай – не более 20 км. Если бы существовало прямое сообщение Чарышского района с Усть-Канским, туристы смогли бы ездить к верховьям Катуни и горе Белухе гораздо более простым путём, нежели это возможно сейчас.
В Чарышском районе есть несколько турбаз, однако единственный оригинальный вид отдыха, который они могут предложить – это короткие сплавы на рафтах по Чарышу. Имеющиеся экскурсионные объекты практически не задействованы. Главное богатство района – среднегорье Тигирекского и Коргонского хребтов, верховья Ини, ущелья Сентелека, Коргона, Кумира – никак планомерно и организованно не используется из-за отсутствия кадров, разработанных маршрутов, подготовленных коней и конной экипировки.
Солонешенский район. Сообщается с городом Бийском и Чуйским трактом 150-километровой асфальтированной дорогой. Дорога проходит мимо такого центра туризма, как курорт Белокуриха, экскурсии в Солонешенский район в Белокурихе предлагаются. По значительно более худшим дорогам можно проехать отсюда в соседние Чарышский и Петропавловский районы, а также в Республику Алтай (путь через Солонешное является самым коротким маршрутом к верховьям Катуни).
В природном отношении район примечателен среднегорным Бащелакским хребтом, разделяющим Чарыш и Ануй, однако красоты хребта для массового туризма никак не используются. Туристам предлагают лишь пейзажи и некоторые достопримечательности долины Ануя, главные из которых – памятник истории антропогенеза пещера Денисова и каскад водопадов в верховьях притока Ануя реки Шинок. В историческом прошлом вдоль Ануя селились старообрядцы, сейчас их культурное наследие пробуют представить в нескольких народных музеях.
Смоленский район. Имеет транзитное значение, поскольку лежит по пути в Солонешенский, Алтайский районы и в Республику Алтай. На территории района расположен курорт Белокуриха и ряд достопримечательностей, приуроченных к «фасу Алтая» и группирующихся вокруг курорта. Это редкий район края, где туристская инфраструктура развивается высокими темпами, используя и изыскивая для привлечения туристов любые возможности.
Алтайский район. Связан хорошими дорогами с Чуйским трактом, соседствует с курортом Белокуриха и Республикой Алтай. Здесь расположена особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и «Природный парк Ая». Однако туристское развитие района очень неравномерно, почти вся туристическая инфраструктура сосредоточена на берегу Катуни, остальная территория района выполняет транзитную функцию, но и в этом отношении она проблемна (короткая дорога от райцентра Алтайского до села Черга Республики Алтай пребывает в плохом состоянии).
Советский район. Как и соседний Алтайский, район имеет выход к Катуни (правда, на том участке, где река выходит из гор и принимает равнинный характер), однако туристской инфраструктуры здесь почти нет. Две главные природные достопримечательности – гора Бабырган в «фасе Алтая» и озеро Лебединое (привлекающее туристов только зимой).
Красногорский район. Имеет туристские перспективы лишь за счёт того, что по его территории проходит часть Чуйского тракта. Природные особенности района в туризме практически не задействованы.
Ниже мы приводим сводную таблицу наиболее доступных экскурсионных объектов рассмотренных нами районов.
Достопримечательность | Расположение, доступность |
Третьяковский район | |
Гилёвское водохранилище | Рядом с дорогой Змеиногорск-Староалейское, 17 км от Змеиногорска |
Семёновский карьер-озеро | 45 км от Староалейского, 70 км от Змеиногорска, подходит грунтовая дорога |
Змеиногорский район | |
Колыванское озеро, гранитные скалы | 27 км от Змеиногорска, мимо проходит автомобильная трасса |
Вершина горы Большуха, вид на большой телескоп Оптико-лазерного центра | 3 км от Колыванского озера, трекинг, восхождение |
Музей истории развития горного производства имени Акинфия Демидова | В центре Змеиногорска, посещение платное |
Штольни Змеиногорского рудника | В центре Змеиногорска |
Штольни Черепановского рудника | 10 км от Змеиногорска, на окраине пос. Черепановск |
Курьинский район | |
Мемориальный музей М. Т. Калашникова | В центре Курьи, посещение платное |
Колыванский камнерезный завод | В пос. Колывань, экскурсия платная |
Вольфрамовый рудник Колыванстроя | По дороге на южный склон Синюхи, 7 км от Колывани, для спуска необходимы фонари, страховочное снаряжение |
Озеро Моховое | На южном склоне горы Синюхи |
Гора Синюха | При подъёме с юга – трекинг 12 км с набором высоты 400 м (с заброской полноприводным транспортом – 5 км/250 м). С севера – 8 км/800 м. Сквозной – 10 км |
Озеро Белое | 6 км от Колывани, проблема с доступом к берегу из-за многочисленных арендаторов |
Краснощёковский район | |
Новочагырский рудник | 1,5 км от села Чагырка, можно подъехать к началу экскурсионной тропы |
Чагырская пещера, стоянка неандертальца | 1,5 км от села Чагырка, тропа по берегу отсутствует, требуется переправа через протоку |
Яровские скалы с пещерами и карстовым источником | 2 км от моста через Чарыш, тропы нет |
Большая Дальняя сталактитовая пещера | 2,5 км от села Чинета, можно подъехать к началу тропы |
Окрестности села Тигирек | 15 км от села Чинета, дорога только для вездеходного транспорта, требуется пропуск от администрации заповедника |
Карстовые скалы Большой и Малый монастырь | Село Усть-Пустынка, 10 км в сторону от трассы Краснощёково-Чинета |
Пещера Летучих мышей | 3 км от села Усть-Пустынка по полевой дороге |
Чарышский район | |
Гора Колокольня | Окраина села Майорка, есть тропа |
Тулатинская обводнённая пещера | 6 км от села Майорка, последние 3 км – только полноприводным транспортом |
Царский курган, священная долина скифов | 3 км от села Сентелек |
Солонешенский район | |
Сибирячихинские пещеры | 40 км от Солонешного (тупиковый маршрут), большая часть пещер на противоположном от села берегу Ануя, моста нет |
Искринские пещеры | В селе Искра на трассе Солонешное – Усть-Кан, на противоположном от дороги берегу Ануя, моста нет |
Караминская палеолитическая стоянка | 3 км от села Топольное, возле трассы |
Денисова пещера, археологический памятник | Возле трассы, освещение и профессиональную лекцию С.Ю. Исупова надо заказывать заранее |
Шинокские водопады | Заезд через село Каракол Республики Алтай (12 км от Денисовой пещеры плюс 7 км трекинга) |
Смоленский район | |
Белокуриха-2, серпантин и арт-объекты | 4 км от города Белокуриха |
Гора Церковка, смотровая площадка и скалы | Подъём на фуникулёре платный |
Терренкур вдоль реки Белокурихи | Окраина города Белокуриха |
«Сибирское подворье», туристско-развлекательный комплекс | 10 км от Белокурихи, экскурсионное обслуживание платное |
Алтайский район | |
Озеро Ая | Бесплатного доступа к берегу озера практически нет |
Талдинские пещеры | Территория ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», доступ свободный, есть платные экскурсионные услуги |
Пролетарская, Кыркылинская пещеры | Вдоль трассы Алтайское-Черга, труднодоступны из-за отсутствия указателей и троп |
Советский район | |
Озеро Лебединое | Имеет экскурсионную ценность в зимнее время |
Гора Бабырган | 7 км от Чуйского тракта. Есть трекинговая тропа |
Красногорский район | |
Карагужихинскийсырзавод | Платные дегустации сыра |
Сельские усадьбы | Разные виды сельского туризма |
Ниже приводим один из возможных вариантов маршрута, связывающего основные достопримечательности.
1 день. Барнаул – Поспелиха – Курья – Колыванское озеро. Купание, осмотр скал. Переезд в Черепановск. Экскурсия в старинный рудник. Размещение на турбазе в тайге («Лесная сказка» на окраине Черепановска). (Трансфер 400 км.)
2 день. Черепановск – Змеиногорск. Экскурсия по Змеиногорску: рудник, архитектура, Музей истории развития горного дела. Колыванское озеро, восхождение на гору Большуху (большой телескоп Оптико-лазерного центра, древнее святилище). Переезд до Колывани. Ночевка на Белом озере. (Всего 160 км)
3 день. Экскурсия на Колыванский камнерезный завод. Колыванстрой, посещение заброшенного вольфрамового рудника. Озеро Моховое. Восхождение на Синюху, спуск к Белому озеру. (12 км, 250 метров набор высоты). Переезд Колывань – Курья – Краснощёково – Маралиха, казачий гостевой дом. (Всего 120 км)
4 день. Маралиха – Чагырка. Новочагырская пещера-рудник, Чагырскаяпещера (стоянка неандертальца). Чинета, сталактитовая пещера. Река Иня. Переезд Чинета – Чагырка – Чарышское – Сентелек (на полноприводном транспорте 70 км, на автобусе 200 км).
5 день. Царский курган в долине Сентелека, жертвенный колодец скифов. Тулатинская пещера с подземной рекой. Переезд Чарышское – Солонешное – долина Ануя. (Трансфер 130 км.)
6 день. Караминская палеолитическая стоянка. Денисова пещера. Поход на Шинокские водопады (8 км). Музейная сталактитовая пещера. (35 км всех переездов).
7 день. Чёрный Ануй – Усть-Кан – Семинский перевал – Бирюзовая Катунь. Экскурсия по Талдинским пещерам. Возвращение в Барнаул. (600 км).
Общая протяжённость маршрута (автомобильный трансфер) – 1645 км.
Другой вариант маршрута, соединяющего горно-предгорные районы Алтайского края, приведён, например, здесь: https://велнес-тур.рф/ekskursionnyy-ekspeditsionnyy-tur-istoki-tsivilizatsii
Сделаем выводы.
Проблемы, стоящие на пути развития туризма в горно-предгорных районах Алтайского края, можно разделить на три группы и расположить по степени убывания значимости в следующем порядке.
1. Отсутствие необходимых дорог.
На прилагаемой схеме обозначены участки дорог, в первую очередь необходимые для туристского освоения юга Алтайского края.
Змеиногорск – Черепановск – Колывань (20 км новой дороги).
Колывань – Бугрышиха – Чинета (20 км новой дороги).
Чинета – Чагырка – Тулата (15 км новой дороги).
Сентелек – Коргон (20 км).
2. Нехватка мест размещения.
Отсутствием мест комфортабельного проживания страдают Краснощёковский и Чарышский районы. Это проблема двояка: открытие новых турбаз и гостиниц нерентабельно из-за небольшого потока туристов. В то же время увеличение потока и развитие туризма в районах невозможно из-за нехватки мест размещения.
3. Отсутствие разработанных маршрутов, кадров гидов-проводников, экипировки.
Наиболее перспективным видом для использования среднегорных участков Солонешенского, Чарышского, Краснощёковского, Змеиногорского районов (Бащелакский, Тигирекский, Коргонский хребты) является конный туризм, требующий проложенных троп, подготовленных и экипированных коней, умеющих работать с ними проводников.
На рынке туристских услуг сейчас предлагается не так много автомобильных и ещё меньше активных маршрутов по территории края, а те, что предлагаются, чаще всего являются частью тура, большая часть которого приходится на Республику Алтай. В Республику можно попасть из Бийска по Чуйскому тракту и по мостам близ Аи Алтайского района и Платово Смоленского района, к которым подходят от райцентров асфальтированные дороги. Две другие дороги: Алтайское – Черга и Солонешное – Усть-Кан имеют лишь гравийное покрытие и довольно разбиты. Дороги из Чарышского в Усть-Канский район вовсе не существует. Решение этой дорожной проблемы могло бы значительно поменять к лучшему нынешнюю ситуацию с использованием туристских ресурсов края.