Метод правового регулирования конституционного права




Характеристика конституционного права не исчерпывается его предметом. Важное значение имеет метод регулирования, под которым, конечно, понимают систему приемов и способов, с помощью которых нормы отрасли права влияют на конкретные общественные отношения, упорядочивают их относительно целей и задач правового регулирования.

Определение метода конституционного регулирования не исчерпывается установлением способов правового воздействия субъектов конституционного права на общественные отношения. Важно также установить круг и статус таких субъектов, которым является народ, нация, личность и т.д.

Сущность, структурные и функциональные особенности метода конституционного регулирования определяются характером и спецификой предмета регулирования.

1. С помощью конституционного регулирования закрепляются не все, а самые главные, кардинальные принципы и положения, которые определяют содержание и основные направления развития общества. Роль этого регулирования заключается в том, чтобы объединить волю народа Украины в единое целое, направить народ на достижение задач и целей, стоящих перед ним.

2. Максимально высокий юридический уровень - характерная особенность этого метода. Конституция Украины на высшем законодательном уровне закрепляет отношения,

возникают и действуют в процессе осуществления основ полновластия народа Украины. И это закономерно, поскольку Конституция имеет абсолютную высшую юридическую силу, а все остальные акты должны безоговорочно ей отвечать. Непосредственное закрепление - определяющий метод области конституционного права Украины.

Конституционному праву свойственны и другие методы установления и применения правовых норм.

Выбор методов зависит от того, какие отношения регламентируются: общие или конкретные? При возникновении общих отношений, правовых состояний применяются методы общего регламентирования, учредительные методы, методы деклараций, установление принципов, целей и задач организации и деятельности субъектов конституционного права.

Наибольшее распространение в конституционном праве (естественно, после метода непосредственного конституционного нормозакреплення) получили такие способы правового регулирования, как позитивные обязательства, разрешение, запрет, регламентирование структуры и т.д.

Характерно, что значительная часть государственно-правовых отношений по своей природе и содержанию чрезвычайно сложные, комплексные. Поэтому их регулирование осуществляется, как правило, не одним методом, а их совокупностью. Это характерно, например, для политических и национально-государственных отношений, отношений между лицом и государством, представительными, исполнительными и судебными органами.

3. В конституционном праве преобладают методы императивного, централизованного регулирования, при котором отношения между субъектами права основываются на принципах субординации, т.е. подчинения одного субъекта другому. И это не случайно, поскольку объектом конституционного правового воздействия является основополагающие отношения властвования (власти) народа Украины. Такая императивность отличает рассматриваемые отрасль от других отраслей, где степень категоричности предписаний может быть значительно слабее.

В связи с этим поведение субъектов конституционного права строго программируется, а их права четко и однозначно определены. Они не могут быть переданы, например, иностранным гражданам. Нельзя и отказаться от них.

Существуют, правда, исключения из этого общего права, то есть когда отношения между субъектами конституционных отношений основываются на принципах равенства, паритетности. Так, отношения между местными советами разного уровня по поводу совместного проведения сессий, образование хозяйственных и управленческих структур на паритетных началах является типичным примером равноправных конституционных отношений.

4. Одной из особенностей метода конституционного регулирования является его учредительный характер. В обществе существует

много отношений, которые нуждаются первичного правового воздействия, т.е. регулируются "впервые". Не случайно в этом отношении исключительная роль Конституции, которая устанавливает основы конституционного строя, принципы взаимоотношений личности и государства и т.д. Именно таким методом устанавливаются порядок формирования органов государственной власти, принятие правовых актов органов государственной власти, конструкция правовой системы и т.д.

5. Метод конституционного регулирования имеет универсальный характер. Его действие в большинстве случаев распространяется на все сферы жизнедеятельности, а нормы других отраслей регламентируют конкретные стороны общественной жизни.

Универсальность метода конституционного регулирования состоит и в том, что его влияние распространяется практически на все области системы национального права. Общее регулирование, таким образом, вступает в определенной плоскости рис конкретного, персонифицированного регулирования.

6. Специфической особенностью метода рассматриваемом случае является сочетание непосредственного, прямого регулирования общественных отношений нормами конституционного права с косвенной (опосредованной) действием всей Конституции, ее институтов и отдельных норм. Так, нормы, регулирующие порядок избрания Президента Украины - это абсолютно определенные, конкретные правовые нормы. В то же время нормы-принципы, нормы, закрепляющие народовластия, ответственность субъектов конституционных отношений, наполняют практически все нормы отрасли, определяют их основные структурные и функциональные характеристики.

7. Сочетание стабильности и динамизма - один из специфических признаков метода конституционного регулирования. С одной стороны, Конституция - это чрезвычайно постоянный, устойчивый политико-правовой документ, о чем свидетельствует, в частности, порядок изменения ее положений. Державознавци по этому поводу говорят о "жесткость" Конституции.

С другой - Конституция не может не учитывать развитие общественных отношений. Консерватизм Конституции - явление нежелательное, поскольку превращает ее в тормоз социального прогресса. Жизнь властно требует своевременного внесения изменений и дополнений в Конституцию. Задача состоит в соблюдении рационального соотношения между стабильностью и динамизмом Конституции. Это, естественно, предопределяет особенности методов правового регулирования. Именно они в практической плоскости и решают проблему согласования устойчивости и динамики общественных отношений.

Таким образом, конституционный метод правового регулирования является одной из важнейших квалификационных признаков, которые выделяют конституционное право в самостоятельную звено всей системы национального права Украины.

 

ВОПРОС 5

Приоритетной обычно является классификация функций науки

конституционного права по объектам осуществления научных исследований.

По этому критерию обычно принято различать научные исследования в

политической, экономической, социальной, идеологической (культурной,

духовной) и других сферах.

Политическая функция науки конституционного права заключается в

осуществлении научных исследований проблем политического характера,

которые свойственны конституционному праву Украины. Прежде всего, это

проблемы власти, народовластия, общественного и государственного строя,

конституционных основ национальной политической системы, проблемы

внешнеполитической деятельности Украины, политических партий,

политических прав и свобод человека и гражданина, которые составляют

суть предмета науки конституционного права Украины.

Экономическая функция науки конституционного права состоит в проведении

научных разработок проблем конституционного права Украины в

экономической сфере. Это – проблемы права собственности, форм

хозяйственной деятельности, экономической системы Украины, гарантий

экономических прав человека и гражданина.

Социальная функция науки конституционного права заключается в

исследовании проблем формирования гражданского общества и социального

правового государства, проблем конституционного обеспечения социальной

защиты граждан Украины, механизма реализации социальных прав и свобод

человека и гражданина и гарантий этих прав и др.

Идеологическая (культурная, духовная) функция науки конституционного

права определяется исследованиями духовных проблем конституционного

права Украины, проблем национальной идеи, национальной идеологии,

проблем государственного языка, проблем развития этнической, культурной,

языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных

меньшинств Украины, проблем гарантий культурных прав и свобод человека и

гражданина и др.

Также существует мысль, что объектные функции науки конституционного

права можно классифицировать и по основным институтам отрасли

конституционного права, если взять во внимание, что современные

ученые-конституционалисты склонны различать институты общей и особенной

части конституционного права как отрасли национального права.

Впрочем, классификация функций науки конституционного права является еще

одной актуальной проблемой современной конституционно-правовой науки,

которая требует своего решения. Со временем могут быть обнаружены и

другие критерии классификации функций конституционного права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: