Культурная и политическая ситуация




Материальным бедствиям сопутствовал ярко выраженный культурный упадок страны. За 30 лет, среди огня и разрушений, погромов и зверских насилий, выросло поколение, не знавшее грамоты и школы, жившее в постоянном страхе и горькой нужде, унижаемое иноземными солдатами. Даже немецкий язык в этот период подвергся порче, огрубел, оказался «засоренным» чужеземными словами и, в особенности, вульгаризмами. После войны в Германии резко сократились бюргерские слои, которые могли бы востребовать художественную, богословскую и научную литературу. Труды немецких писателей долгое время не пользовались популярностью, зато рос интерес к французской литературе и моде. В крупных городах прекратилось строительство. Произведения художественного творчества долгие годы не находили спроса. Обедневшему городскому бюргерству и обремененному долгами сельскому дворянству было не до искусства.

После войны потеряли свое былое значение конфессиональные противоречия, хотя они и не исчезли совсем. Вестфальский мир закрепил конфессиональные границы, а отношения церкви и государства определялись князем (монархом) и его окружением. В немецком католицизме стала проявляться тенденция к снижению зависимости от папства. В протестантизме, напротив, господствующая церковь укрепилась благодаря развитию государственных институтов.

Происходит локализация культурной и общественной жизни в рамках одной земли, города-резиденции (столицы княжества, территориального государства). Разница между сравнительным благополучием княжеских дворов и жизнью народа в городах и селах возросла. Сословные границы консервируются, преодолеть их могли не многие. Вместе с тем, в различных немецких государствах начинается, с разной степенью интенсивности в различных землях, приток дворянства к княжеским дворам. Бюргерские элементы в княжеской службе и в образовании ищут себе не только благосостояния, но и социального престижа. «Сделать карьеру» в хозяйственной сфере многим бюргерам было достаточно сложно, а растущая потребность абсолютистских режимов в образованных людях предоставляла им возможность поступить на государственную службу и достичь определенных чиновничьих высот.

Германия, бывшая в XVI в. страной динамичной и всесторонней городской культуры, с середины XVII в. становится страной дворов, из которых лишь немногие имеют общеевропейское значение. Многие немецкие города долго не могли достичь довоенной численности населения, социальная и экономическая стагнация в них привела к тому, что функции управления постепенно переходили к князьям, так как только государственные запросы стимулировали в них некоторую производственную динамику. На первый план выдвигаются столицы княжеств. Дворы с их растущими властными устремлениями становятся «новыми заказчиками»; армия и администрация разными способами прямо и косвенно воздействуют на общество, «дисциплинируют» его.

«Дисциплинирование» – классическая тема исторической социологии. В последнее время она вызывает живейший интерес у специалистов. Они считают диспиплинирование одним из важнейших средств общественной стабилизации, полагая, что современное общество немыслимо без существования целого ряда дисциплинирующих технологий. Часть их была выработана в течение раннего Нового времени. Благодаря социальному дисциплинированию, как считает Р. Фиргауз, сформировалось особое социальное и политическое самосознание немцев, находившее проявление в законопослушании и чинопочитании, в угодливости, в слабости общественного сознания, которые единодушно отмечали и иностранные путешественники, и сами немцы.

Политическое развитие Германии в указанном периоде определялось не только итогами Тридцатилетней войной и Вестфальским миром. Но именно мирные решения Оснабрюка и Мюнстера послужили основанием для дальнейшего развития процесса немецкой децентрализации, конфессионального плюрализма и абсолютизации региональной власти. Они сформировали механизмы регулирования межгосударственных отношений и вместо конфессиональных проблем поставили на повестку дня проблемы политического характера: стабилизация и расширение власти правителей, защита сословий, обладавших собственностью и т. д.

Часть «территориальных» статей мира 1648 г. лишь подтвердила уже сложившийся статус-кво: выход из империи Нидерландов и Швейцарии. В Верхнем и Нижнем Эльзасе, где Франция впервые получила земли, прилегавшие к Рейну, французское правительство не ограничилось этим и во второй половине XVII в. неоднократно предъявляло претензии на дальнейшие приобретения. Огромные области с немецким населением достались Швеции. Значительные приобретения, имевшие важные последствия для его будущей истории, получил Бранденбург. Потеряв Переднюю Померанию и Рюген, он был вознагражден епископствами Гальберштадт, Минден, Гаммин, а также Магдебургом. Из состава Юлих-Клевского княжества к Бранденбургу отходили Клеве, Мархия и графство Равенсберг (Вестфалия).

Из важных политических решений Вестфальского мира необходимо отметить правовое признание наряду с протестантской (аугсбургской) – реформатской конфессии. Был закреплен раздел конфессий по состоянию на 1 января 1624 г., и это, в конечном счете, определило те отношения между церквами, которые, за исключением некоторых рекатолизированных позднее областей, сохраняются до сего времени.

Императорской короной на протяжении всего периода и до ликвидации империи, с небольшим перерывом в несколько лет после смерти Карла VI, обладал дом Габсбургов. Интересы Габсбургов по-прежнему выходили далеко за пределы империи, а императорская корона сочеталась с обладанием обширными австрийскими владениями. Такое положение дел устраивало европейские державы, прежде всего, Францию и Швецию, не желавших разрушения империи. Европейские дипломаты понимали, что уничтожение империи полностью изменит европейскую межгосударственную систему. Точно так же не желали распада империи евангелические и католические князья, получившие признание своих прав и привилегий именно в ее рамках. После 1648 г. ленная зависимость князей от императора не мешала им быть полноправными субъектами имперского союза. Тем более, что большинство князей были слабы для того, чтобы играть самостоятельную роль, поэтому они видели в империи свою надежную опору и защиту. Даже те из них, кто менее всего в этом нуждался (Саксония, Ганновер, Бранденбург-Пруссия), де-юре оставались в правовом пространстве империи. Она не мешала правительствам этих княжеств-государств создавать свои милитаризованные державы.

 

 

Экономическое развитие

Германский камерализм

Характеристика экономического развития Германии в XVII и XVIII вв. затруднена в связи с недостаточностью надежных источников. Известно, что век статистики наступил после 1800 г., хотя некоторыми данными о состоянии своих земель немецкие государи пытались овладевать и ранее. Их интересовала, главным образом, численность подданных, вернее – количество реальных налогоплательщиков и потенциальных рекрутов. В последней трети XVIII в. ученые использовали в своих трудах разного рода данные о состоянии хозяйства и населения, взятых в чиновничьих канцеляриях, у бургомистров и сельских старост, из регистрационных книг приходских священников. Первые немецкие статистические обзоры отразили социопрофессиональную структуру современного им общества, которая характеризуется в значительной мере незавершенностью разделения труда и смешанным характером производства: ткач, сапожник и земледелец часто выступают в одном лице. Все это позволяет исследователям делать только выводы общего характера об экономическом и социальном состоянии страны.

Депрессивная фаза длилась в разных землях и в разных отраслях не одинаково, но в целом заняла более полустолетия. Сказывался тот факт, что стагнация поразила в это время и другие страны. Она сопровождалась падением цен и снижением спроса на немецкую сельскохозяйственную продукцию в результате замедления демографического роста в большинстве европейских стран.

Огромную роль в преодолении депрессии, в восстановлении хозяйства, сыграла экономическая политика отдельных территориальных государств. Эта политика была велением времени, а основные ее параметры нашли отражение в меркантилизме. Меркантилизм – это учение о государственном экономическом управлении, главным предметом которого считалось совершенствование экономических структур для повышения государственных доходов. Действенными средствами такого повышения были увеличение занятого в производстве населения, рост промышленной продукции и внешняя торговля. Деньги, благодаря активному торговому балансу (превышению экспорта над импортом), должны были оставаться в стране и способствовать росту ее благосостояния.

Проводить такую политику на всей территории империи из-за внутренних таможенных границ было невозможно. Она могла приносить плоды только в отдельных территориальных государствах. Поэтому в Германии меркантилизм приобрел особые черты и вылился в своеобразный немецкий вариант, именуемый камерализмом. Впервые о нем заговорил в своем знаменитом труде «Немецкое княжеское государство» в 1656 г. Ф. Л. фон Зекендорф. Его идеи развили видные теоретики меркантилизма Й. Бехер, Ф. Герниг и В. Шрёдер, видевшие в государстве главный двигатель экономического развития. Государство они считали чем-то вроде «экономического товарищества» в разделенном на сословия обществе, которое призвано заботиться о повышении численности населения и о его благополучии.

Одним из главных представителей камерализма был Иоганн Генрих Готтлиб фон Юсти (1717–1771), многочисленные труды которого были посвящены учению о внутреннем государственном управлении, целью которого было всеобщее благо, счастье каждого отдельного человека и всего общества. Поскольку экономическая деятельность, порождающая конкуренцию, разъединяет и разобщает людей, государство как особый социально-политический институт должно было взять на себя задачу приведения их к согласию. Теории немецких камералистов находили благодатную почву в экономической действительности Германии того времени. Не случайно, главные импульсы к возрождению страны исходили от князей и их правительств.

Немецкий камерализм придавал гораздо большее значение росту населения, чем европейский меркантилизм. В этом сказывались не только последствия Тридцатилетней войны, но и внутренняя фискальная ориентация немецких монархов, видевших в увеличении производительности труда каждого отдельного человека главный способ роста государственного благосостояния. К камералистским мерам принадлежали также создание собственных мануфактур, запрет на ввоз отдельных товаров и экспорт сырья, высокие ввозные пошлины на определенную продукцию, контроль качества, использование принудительного труда и т. п. Сильнее всего меркантилистско-камералистская политика сказалась в Бранденбург-Пруссии, а затем в Прусском королевстве. Здесь экономика была поставлена на службу укрепляющейся государственной власти, милитаризации страны и социальному дисциплинированию населения, но одновременно эта политика подготовила и переход к индустриальному обществу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: