Целенаправленная деятельность в мировом хозяйстве осуществляется субъектами, которые определяют состояние и развитие факторов производства, а также способы их соединения.
Субъект мирового хозяйства – хозяйствующая единица, обладающая необходимым капиталом, способная организовать производственную деятельность на международном хозяйственном пространстве и обладающая определенными международными правами и обязанностями.
В число таких хозяйствующих субъектов входят:
1. Национальные государства
2. Транснациональные корпорации
3. Региональные интеграционные объединения
4. Международные экономические организации.
Мировая экономика состоит из множества национальных государств, которые представляют собой форму политической и экономической организации общества, которая отражает интересы господствующего класса, группы населения.
Если рассматривать мировую экономику как сложную целостную систему, то в ней целесообразно выделить подсистемы, которые имеют определенную общность и отличия. В своем развитии эти подсистемы преследуют не только общие цели глобальной системы, но и решаю свои, присущие им задачи.
Экономический и социальный совет ООН для выделения подсистем мирового хозяйства предлагает применять следующие критерии:
1. Социально-экономическая структура хозяйства, которая основывается на формах реализации собственности. Различные формы собственности показывают дифференциацию в разделении труда, в отношении индивидов к средствам труда и т.п.
2. Уровень экономического развития, который характеризуется объемом ВВП на душу населения
3. Тип экономического развития, выражает количественные изменения и качественные сдвиги в производстве товаров и услуг (экстенсивный, интенсивный).
4. Роль в национальном хозяйстве внешнеэкономических связей, находит свое выражение в экспортно-импортных операциях, международном движении капитала. Основным показателем, характеризующим роль ВЭС является степень открытости экономики.
5. Величина экономического потенциала стран мира, которая зависит не только от уровня развития, но и масштаба производительных сил, численности населения, размеров территории, наделенности природными ресурсами.
6. Платежеспособный спрос населения страны.
На основании приведенных критериев в мировом хозяйстве выделяют следующие три группы национальных экономик, которые являются наиболее крупными подсистемами (метасистемами):
· Промышленно развитые (капиталистические страны)
· Страны с переходной экономикой (в прошлом страны социалистического лагеря или страны с централизованным планированием экономики)
· Развивающиеся страны, которые включают в себя группу НИС - новых индустриальных стран, группу НРС - наименее развитых стран и стран среднего уровня развития
1. В группу промышленно развитых (индустриальных стран) входят государства с рыночной экономикой и высоким уровнем социально-экономического развития. В число развитых стран входят крупнейшие развитые капиталистические страны («большая восьмерка»: Германия, Италия, Канада, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония, Россия), страны Европейского союза (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция и др. (27 стран на начало 2007 г.), а также Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Израиль, Турция.
7. Тип экономического развития, выражает количественные изменения и качественные сдвиги в производстве товаров и услуг (экстенсивный, интенсивный).
8. Роль в национальном хозяйстве внешнеэкономических связей, находит свое выражение в экспортно-импортных операциях, международном движении капитала. Основным показателем, характеризующим роль ВЭС является степень открытости экономики.
9. Величина экономического потенциала стран мира, которая зависит не только от уровня развития, но и масштаба производительных сил, численности населения, размеров территории, наделенности природными ресурсами.
10. Платежеспособный спрос населения страны.
На основании приведенных критериев в мировом хозяйстве выделяют следующие три группы национальных экономик, которые являются наиболее крупными подсистемами (метасистемами):
· Промышленно развитые (капиталистические страны)
· Страны с переходной экономикой (в прошлом страны социалистического лагеря или страны с централизованным планированием экономики)
· Развивающиеся страны, которые включают в себя группу НИС - новых индустриальных стран, группу НРС - наименее развитых стран и стран среднего уровня развития
2. В группу промышленно развитых (индустриальных стран) входят государства с рыночной экономикой и высоким уровнем социально-экономического развития. В число развитых стран входят крупнейшие развитые капиталистические страны («большая восьмерка»: Германия, Италия, Канада, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Франция, Япония, Россия), страны Европейского союза (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция и др. (27 стран на начало 2007 г.), а также Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Израиль, Турция.
3. Экономика развивающихся стран отличается от промышленно развитых капиталистических стран как степенью развития, так и моделью производства и распределения материальных благ.
4. Несмотря на значительный количественный состав, большую численность населения и огромную территорию на их долю приходится около 28 % мирового ВВП. Эту подсистему мировой экономики часто называют «третьим миром». Эти страны характеризуют чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Верхний эшелон развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики (страны Юго-Восточной Азии, латинской Америки), большим ВВП на душу населения (страны Персидского залива), высоким индексом человеческого развития.
5. Вместе с тем существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Общность этих признаков имеет социальные, экономические и исторические корни.
6. Важнейшими критериями выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему являются их слаборазвитость и отсталость.
7. Слаборазвитость выражается в качественной неоднородности и системной неупорядоченности общества, состоящего из различных экономических и неэкономических институтов современного и традиционного типов, а также переходных промежуточных институтов.
8. Отсталость отражает состояние хозяйства этих стран, которое характеризуется низким уровнем развития производительных сил. Исторически отсталость выражается в виде отставания в развитии одного типа общества от другого в момент колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым оценкам, соотношение ВВП на душу населения между метрополиями и колониями в тот период было равно примерно 2:1 в пользу Запада. Колонизаторы, захватив колонии и подчинив их нуждам метрополий, превратили отставание в хроническую отсталость развивающихся стран. В 1950 г. в Третьем мире были районы, где уровень жизни был ниже, чем в 1800 г., например в Китае. По оценкам в целом в 1950 г. уровень жизни в развивающихся странах был такой же, как в 1800 г., или, в лучшем случае, только на 10—20% выше. Отсталость привела к расширению первоначального разрыва в уровнях экономического развития. В середине 90-х годов текущего столетия разрыв между двумя группами стран составил 20:1, а в 1985 г. - 19,2:1.
Под международными правительственными экономическими организациями понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров (Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) были созданы в порядке исключения на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определенных целей.
Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитета и т.д.).
В резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950 г. содержится следующее определение международных неправительственных организаций: «Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией». Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций.
В настоящее время количество международных неправительственных организаций превысило 7000 (около 900 организаций имеют консультативный статус вООН и ее специализированных учреждениях и прямо или косвенно воздействуют на процесс принятия решений, касающихся предмета их деятельности).
Возможны различные классификации этих организаций. В современных условиях целесообразно выделять следующие их виды:
1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить МВФ, МБРР и его дочерние организации — Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также ВТО и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит ЕБРР. Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).
3. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий круг стран. Поэтому в международные экономические организации часто включают Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК, 1960 г.), Международное соглашение по олову (1956 г.), Международные соглашения по какао (периодически заключаемые с начала 70-х гг.), Международные соглашения по кофе (заключаемые с начала 60-х гг.). Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974 г.). Между понятиями «международные организации» и «соглашения » (здесь не имеются в виду двусторонние соглашения) не всегда существует четкое различие. Некоторые фактически международные организации формально являются соглашениями, и наоборот: на базе международного соглашения создается секретариат, выполняющий на постоянной основе организационные функции, регулярно созывающий представителей стран-членов, собирающий и обобщающий статистическую и другую информацию, периодически выпускающий печатные издания.
4. Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «восьмерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Россия). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций (с 1974 г.) они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки».
К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).
5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации.
В мировой экономике на протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим меняется организационная структура самой ООН, увеличивается число экономических учреждений и стран, в них участвующих, расширяется поле деятельности этих учреждений, их контакты с другими международными, а также национальными институтами и организациями.
Значение экономической деятельности ООН возрастает и с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, многообразием возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом международной хозяйственной жизни, вызывающим необходимость в быстрых и эффективных решениях.
Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается прежде всего политической организацией. Этот политический характер наглядно проявляется в трактовке и применении основополагающих принципов, которые сама организация закрепила в своих резолюциях и программах и выработке мер по их разрешению, в отношении ООН к мировым рынкам, проблемам развития отдельных стран и т.д.
Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:
· решение общих для всех стран глобальных экономических проблем;
· содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;
· содействие хозяйственному росту развивающихся стран;
· решение проблем регионального экономического развития.
Основными структурными подразделениями системы органов экономического сотрудничества в рамках ООН являются три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет и Секретариат.
Организация объединенных наций
1. Главные органы ООН
· Совет Безопасности
· Международный Суд
· Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС)
· Совет по Опеке
· Секретариат ООН
· Генеральный секретарь ООН
2. Специализированные учреждения ООН
· Международная организация труда (МОТ)
· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)
· Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
· Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО)
· Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
· Международный валютный фонд (МВФ),
· Международная ассоциация развития (МАР)
· Международная финансовая корпорация (МФК)
· Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО)
· Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД)
· Международная организация гражданской авиации (ИКАО)
· Международная морская организация (ИМО)
· Всемирный почтовый союз (ВПС)
· Международный союз электросвязи (МСЭ)
· Всемирная метеорологическая организация (ВМО)
· Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
· Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
· Программа развития ООН (ПРООН)
· Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)
КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ – ЮНКТАД.
Создана согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, в 1964г. в качестве
специального постоянного органа ООН. Первая сессия конференции состоялась в Женеве в 1964г. В дальнейшем сессии ЮНКТАД проводились каждые четыре года.
Членами ЮНКТАД являются 185 государств – членов ООН и 3 члена представляют специализированные агентства.
Цели:
· содействие развитию международной торговли в целях ускорения экономического роста и развития, в особенности в развивающихся странах;
· установление принципов и политики, касающихся международной торговли и связанных с ней проблем экономического развития, в частности, в области финансов, инвестиций, передачи технологии;
· рассмотрение и содействие организации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития;
· принятие в случае необходимости мер для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли;
· согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития, выступая в качестве центра такого согласования.
Функции:
· Регулирование торговых и экономических отношений между государствами.
· Разработка мер по регулированию международной торговли сырьевыми товарами.
· Разработка мер и средств торговой политики и экономического
· сотрудничества.
· Содействие развитию экономического сотрудничества между развивающимися странами.
· Согласование политики правительств и региональных экономических группировок по вопросам развития мировой торговли и других проблем.
· Регулирование ограничительной деловой практики.
· Ведение аналитической работы по широкому кругу проблем: глобализация и развитие, инвестиции, развитие предприятий и технологий, международная торговля товарами и услугами, развитие инфраструктуры в сфере услуг.
· Содействие координации деятельности в рамках ООН.
· Сотрудничество с международными экономическими организациями (ВТО, Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО).