Прочтите текст и выполните задания 2-14




ОГЭ по русскому языку

Вариант 3

Прочтите текст и выполните задания 2-14

1)Трудно провести границу между осенью и зимой.2) Бывает так, что еще не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. 3) А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. 4)Этот лед, зеркальный и тонкий, манит к себе, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно.

5) Но не все ребята слушаются радио. 6)И вот на льду появляются первые смельчаки. 7)Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. 8)А счастливая звезда иногда подводит.

9)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки.10) Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег. 11)Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал: 12)— Тонет! Тонет!

—13) Кто тонет? — не спеша спросил тюфяк. — 14)Не видишь, что ли? — огрызнулся Димка. —15) Пацан тонет. 16)Под лед провалился. 17)Что стоишь?!

18)Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: «Что же ты не поможешь ему?»19) Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.

20)Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

21)Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. 22)Лед слегка прогнулся, но не треснул.23) Вероятно, у берега он был крепче.

24)Димка Ковалев оживился.25) Он снова стал махать руками и кричать:

26)— Заходи справа!..27) Осторожно!.. 28)Не топай ножищами, а то сам...

29)Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

30)А тюфяк шагал по льду. 31)Он не слышал криков.32) Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.

33)Около полыньи на льду образовалась лужа. 34)Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед.35) Ботинок сразу зачерпнул воду. 36)Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. 37)Но это не остановило его.38) Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.

39)Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше.40) Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед.

41)Наконец первоклассник очутился на льду.42) Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя.43) Зубы его стучали, а по лицу текли слезы.

44)Когда они вышли на берег, Ковалев оживился.

— 45)Ты ноги промочил, — сказал он товарищу, — беги домой, а пацана я сам доведу.

46)Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:

—47) Валяй!

48)Ковалев схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.

(по отрывку из рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

 

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что заставило тюфяка принять такое решение?»

1) Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки.

2) Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал.

3) Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

4) Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед.

Ответ:_________________________

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

1) Трудно провести границу между осенью и зимой

2) Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой.

3) Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

4) Наконец первоклассник очутился на льду.

Ответ:_________________________

 

4. Из предложений 9-11 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от её лексического значения.

Ответ:_________________________

 

5. Из предложений 29-31 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН, если в них есть приставка, кроме НЕ».

Ответ:_________________________

 

6. Замените разговорное слово ВАЛЯЙ в предложении 46 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

Ответ:_________________________

 

7. Замените словосочетание НАПРЯЖЁННО ВЫЖИДАЛ (предложение 39), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

Ответ:_________________________

 

9. Среди предложений 40-42 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Тюфяк был толще и тяжелее Димки,(1) но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся,(2) но не треснул. Вероятно,(3) у берега он был крепче.

Ответ:_________________________

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 43. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 

Он шел,(1) вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали,(2) а по лицу текли слезы.

Когда они вышли на берег,(3) Ковалев оживился.

 

Ответ:_________________________

 

13. Среди предложений 38-40 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________

 

14. Среди предложений 19-21 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: