ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1. 1. Объект, предмет, задачи и методы дошкольной олигофренопедагогики.




1. Объект, предмет, задачи и методы дошкольной олигофренопедагогики.

Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обу­чение и социальная адаптация детей и подростков с нарушения­ми интеллекта. Олигофренопедагогика является педагогической наукой, так как разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, фор­мы и средства воспитания и образования детей и подростков с умственной отсталостью. Педагогическая наука определяется обычно как наука о зако­нах образования и воспитания детей и взрослых. В системе коррекционного образования рассматриваются три основных подхода: обучение, воспитание и формирование личности на основе кор­рекции и компенсации имеющихся нарушений психофизическо­го развития.

Дошкольная олигофренопедагогика является частью общей педагогической науки и входит в состав коррекционной педагогики. Следовательно, она использует все основные принципы педагогической науки.

Дошкольная олигофренопедагогика как наука основывается на изучении фактов и закономерностей, связанных с обучением и воспитанием умственно отсталых детей. Чтобы выявить эти факты и закономерности, используются различные методы: наблюдение, эксперимент, изучение истории развития ребенка, беседа, изучение продуктов детской деятельности. Напомним, что мы говорим здесь не о методах практической педагогики, а о методах педагогики как науки, иными словами, о методах изучения педагогического процесса. Наблюдение ведется в естественных условиях и дает возможность изучать и обобщать педагогический опыт. При этом фиксируются те факты, которые попадают в поле зрения наблюдателя. Однако это не значит, что само наблюдение ведется случайным образом. Напротив, оно должно быть четко спланировано, иметь цель, объект, определенное время и т.п.

Эксперимент — активный метод исследования. Здесь все условия создаются экспериментатором и могут видоизменяться согласно цели. Задача эксперимента в педагогической науке — испытать различные педагогические способы воздействия на ребенка, определить степень их эффективности.

При изучении ребенка с нарушениями интеллекта большое значение имеет анализ истории его развития. Он помогает выявить причины и время наступления поражения центральной нервной системы, узнать в каких условиях рос и воспитывался ребенок и как эти условия повлияли на его развитие. Изучение истории развития ребенка позволяет понять роль разных факторов в том, как складывается структура его нарушения.

Не менее важно и изучение продуктов деятельности детей — построек, рисунков, лепных поделок. Они не только дают картину развития детской психики, но и могут показать, как отражается на развитии ребенка тот или другой способ обучения и воспитания.

Беседа в изучении дошкольников с нарушениями интеллекта имеет ограниченное применение в связи с недоразвитием речи этих детей. Однако дошкольная олигофренопедагогика получает с помощью этого метода ценные данные об эффективности коррекционно-воспитательного процесса.

 

 

2. Задачи, содержание и методы физического воспитания детей с нарушением интеллекта.

Физическое воспитание подрастающего поколения — одна из важнейших задач, поставленных перед советской школой. Школа закладывает основы физического развития ребенка. Картина физического недоразвития детей-олигофренов весьма своеобразна: часты нарушения в соотношении частей тела, наблюдается отставание в росте, неправильное развитие грудной клетки, слабость разгибателей спины и брюшного пресса. Все это создает своеобразный внешний вид ребенка с нарушением интеллекта.

На фоне общего физического недоразвития у детей с нарушением интеллекта часто наблюдаются самые разнообразные индивидуальные различия: последствия перенесенных детских параличей, остатки (или наличие) хронических заболеваний, недоразвитие слуха, зрения. Надо добавить к этому, что ребенок с нарушением интеллекта имеет плохую координацию движений, недоразвитие моторики. Движения ребенка часто несобранны, хаотичны, или, наоборот, дети заторможены, неповоротливы, неуклюжи. Ребенок не может подчинить движения волевому контролю, так как воля его недостаточно развита. По данным А. В. Ярмоленко, у детей-олигофренов наблюдается общая моторная отсталость и в быстроте, и в точности, и в силе, и в выносливости.

Цель физического воспитания можно достигнуть, решив ряд конкретных задач:

а) укрепление здоровья, закаливание организма ребенка;

б) забота о его нормальном физическом развитии;

в) воспитание силы, выносливости, ловкости и быстроты движений;

г) сообщение учащимся знаний, выработка у них умений и навыков как в общих, естественных видах действий (ходьба, бег, метание и т. п.), так и в специальных видах физических упражнений (различные виды спорта, подвижные игры, специальные гимнастические упражнения).

д) воспитание моральных и волевых качеств советского человека (коллективизма, советского патриотизма, коммунистического отношения к труду, мужества, силы воли, инициативы, смелости и др.).

Нетрудно заметить, что А. Н. Граборов определяет специальные задачи, исходя из общих задач физического воспитания. Первая из них должна решаться всем коллективом учителей и родителями. В специальной коррекционной школе VIII вида особое внимание надо уделить гигиене учебного труда в классах, групповых комнатах, где дети готовят домашние задания, в учебных мастерских. Под гигиеной учебного труда следует понимать:

а) кубатуру, освещение, отопление, вентиляцию учебных помещений;

б) шрифт учебников, качество бумаги, гигиеничность окраски пособий и т. д.;

в) рабочее место ученика, его рабочую позу.

Вторая задача — собственно физическое воспитание. А. Н. Граборов считает необходимым условием физического воспитания гигиеническую гимнастику, которая «ставит своей целью совершенствование нервно-мышечных аппаратов ребенка в целях его подготовки к продуктивной работе. Сюда входят:

А. Зарядковая гимнастика после ночного отдыха, мобилизующая организм на работу.

Б. Физкультминутки на уроке, дающие возможность поддержать работоспособность ребенка.

В. Систематически проводимые уроки физкультуры, как основной формы физкультурной работы, обеспечивающей как общее физическое развитие учащихся, так и формирование определенных качеств: быстрота, смелость, решительность и т. д.

Г. Использование в физкультурных целях спортивных игр и упражнений»1

Третья задача — коррекция недостатков физического развития. Физическому воспитанию как средству коррекции уделяли большое внимание все олигофренопедагоги прошлого. В трудах Эдуарда Сегена «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей», Ж.Демора «Ненормальные дети и воспитание их дома и в школе», Жана Филиппа и Поля Бонкура «Воспитание ненормальных детей» можно найти много ценных мыслей. Например, Ж. Филипп и П. Бонкур вторую главу своей работы специально посвящают вопросам физического и сенсорного воспитания детей с нарушениями интеллекта. Они пишут: «У ребенка ненормального очень важно уделять столько же внимания физическому воспитанию и воспитанию моральному, сколько и воспитанию интеллектуальному»2. При этом физическое развитие ребенка они понимали как «введение в воспитание чувств»3так как «чувства же, каковы бы они ни были (даже мышечные, наравне со зрительными) дают пищу развитию ума»4.

Четвертая задача — стимуляция физического развития ребенка посредством правильного с гигиенической точки зрения режима работы и отдыха детей и лечебно-оздоровительной работы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: