Творческое применение разнообразных методов и приёмов




Средство – орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности.

Педагогические средства – это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функцию развития учащихся. Педагогические средства входят в состав более широкого понятия «материально-техническая база».

Материально-техническая база (обеспечение) - это система экономических и материальных факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения. Включает финансовое обеспечение, всё имущество учебного заведения. (Ильин М.В.)

 

Педагогические средства разделяются на следующие группы:

1. Оборудование учебного заведения - все виды учебных помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площади, простейшие средства обучения. (Учебные столы, парты, классные доски, мел, тетради, учебники и т.д.)

2. Учебно-лабораторное оборудование - система учебных кабинетов, лабораторий, спортивные залы (концертные, танцевальные залы) в соответствии с совокупностью учебных предметов.

3. Учебно-производственное оборудование - оборудование мастерских, учебных цехов, концертных залов, специальных кабинетов (инструменты, пульты, подставки и т.п.)

4. Дидактическая техника (средства) - аудиовизуальные средства, компьютеры, усилительная аппаратура и др.

5. Учебно-наглядные пособия - то, что демонстрируется с помощью дидактической техники и вручную. Это плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, фотографии, муляжи и др.

6. Организационно-педагогические средства - учебные планы, учебные программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, методические пособия и рекомендации и т.д.

К данной группе средств можно отнести предметные средства обучения

- школы игры на инструментах, предназначенные для начального периода, содержащие в последовательном виде инструктивный и художественный материал

- самоучители (для самостоятельных занятий)

- хрестоматии – сборники произведений или фрагментов из них, подобранных для учебных и развивающих целей

- фонохрестоматии – (комплекты DVD, CD-дисков), как собрание записей музыкальных произведений для прослушивания

- учебные пособия по сольфеджио и музыкальной литературе, достаточно разнообразные, позволяющие варьировать их использование в процессе преподавания.

 

Формы обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности преподавателей и учащихся, осуществляемой в определённом режиме.

Классификации форм обучения:

- по количеству учащихся – массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые, индивидуальные формы обучения

- по месту учёбы – школьные, внешкольные

- по продолжительности занятий - классный урок, спаренные занятия, спаренные укороченные, уроки «без звонков»

Основной организационной формой обучения является урок (45 минут) - законченная и самостоятельная часть учебного процесса. Он всегда имеет конечную цель и должен завершиться обусловленным результатом.

Особенности классно-урочной формы:

Постоянный состав учащихся

Каждый класс работает по своему учебному плану

Каждый урок посвящён одному предмету

Оснащённость необходимым оборудованием

Творческое применение разнообразных методов и приёмов

Дифференцированный подход к учащимся

Педагогическое управление со стороны учителя

 

В музыкально-педагогической практике существуют следующие формы:

Индивидуальное обучение (индивидуальные уроки) - творческий характер, вариантность и импровизационность, зависимость методики от характера разучиваемого произведения, стадии работы над музыкальным материалом, индивидуальных различий педагога и учащихся, возрастных особенностей

Групповые уроки (по музыкально-теоретическим предметам) – являются одной из разновидностей совместного обучения. Ввиду того, что процесс обучения остаётся индивидуальным, необходимо соотносить групповое обучение с индивидуальными особенностями ученика.

Коллективные уроки музыки - в ансамблевом, хоровом и оркестровом классах.

Самостоятельные занятия – одна из важнейших форм музыкального обучения и условие овладения профессиональным мастерством исполнителя. Особенностью организации самостоятельных занятий является педагогическое руководство, моделирование домашней работы учащегося на уроке.

Концерты, конкурсы, фестивали, академические вечера - исполнительская практика - играют обучающую и развивающую роль.

Игра, как форма организации музыкального обучения - специально созданные ситуации, стимулирующие познавательный процесс учащихся.

Кроме классно-урочной применяют и другие формы организации обучения: консультации, дополнительные занятия, практикумы, инструктажи, семинары, конференции, учебные экскурсии. Кружковые и факультативные занятия, коллоквиумы, зачёты, экзамены. Занятия по выбору курсовое и дипломное проектирование и др.

 

Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучать, воспитывать, развивать.

По логическому содержанию работы и по характеру познавательной деятельности различают типы уроков:

1. Вводный

2. Первичного ознакомления с материалом

3. Закрепления знаний

4. Систематизации и обобщений знаний

5. Формирования новых умений, навыков

6. Практического применения знаний, умений

7. Контроля коррекции знаний

8. Комбинированные уроки

 

Тип урока зависит от его целей и определяет его структуру.

 

Структура урока формирования новых знаний и умений:

Сообщение темы и цели урока

Проверка домашнего задания

Изложение нового материала

Самостоятельная работа учащихся

Ответы на вопросы учащихся

Проверка усвоения нового материала

Дополнительные разъяснения

Выдача домашнего задания

 

Структура урока практического применения знаний и умений:

Сообщение темы и цели

Фронтальная беседа по изученному материалу

Практическая работа (самостоятельная, по изученному материалу)

Подведение итогов

Выдача домашнего задания.

Вид урока – лекция, беседа, экскурсия и т.д.

Перечень нестандартных уроков (вид урока):

Ролевые игры

Соревнования и конкурсы

Экскурсии

Театрализованные

Уроки взаимообучения учащихся

Межпредметные уроки

Уроки круговой тренировки и мн. др.

 

 

Различают традиционный и современный уроки. Основой традиционного урока являются традиционные способы обучения, в основе современного - развивающие

  Традиционное обучение Развивающее обучение  
Исходная (главная) цель Подготовка конкретного исполнителя Развитие личности, подготовка творчески мыслящего профессионала, создание условий для самообучения, самообразования, самовоспитания
Установка Изучить предмет в соответствии с программой Научить ориентироваться в предмете так, чтобы уметь находить ответы на возникающие вопросы
Обучающие (дидактические) цели Формирование знаний, умений, навыков Учить рассуждать на языке дисциплины, умело пользоваться справочной литературой
Методы Информационно-репродуктивный Репродуктивный Проблемный Проблемный Частично-поисковый Исследовательский Информационно-репродуктивный Репродуктивный
Формы организации деятельности учащихся Фронтальные индивидуальные Парные Групповые Индивидуальные Фронтальные

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: