Пояснительная записка.
Все наиболее важное, чем обладает человечество – культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребенка, взаимного влияния учителя и учеников. Дети приходят в нашу жизнь, чтобы помочь миру стать еще прекраснее, мудрее и совершеннее. Но, к сожалению, рост преступности среди молодежи обостряет нравственный кризис общества. Учитель не в силах повлиять на экономическую и политическую ситуацию в обществе, но может повлиять на подрастающее поколение. Показать, что истинное предназначение человека – радость творческого труда, сострадание к ближним, внимание к людям, деликатность, доброжелательность, тактичность по отношению к окружающим людям.
Необходимостью создания данного курса является потребность формирования навыков общественного поведения, основанных на общечеловеческих ценностях.
Становление личности школьника происходит под влиянием новых отношений с учителем и одноклассниками, нового вида деятельности (учеба) и включение в систему коллективов (классного и общешкольного). У ребенка развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения, развиваются нравственные качества личности.
Структура программы.
Разработанная мною программа включает в себя четыре цикла:
1. Школьный этикет.
Он раскрывает основные правила поведения в школе, отношение ученика к учебному процессу.
2. Правила общения.
Это взаимоотношения с другими людьми, знакомство с манерами, приветствием и другими нормами этикета.
3. Культура внешнего вида.
Развивается потребность в аккуратности и соблюдении личной гигиены.
4. Внешкольный этикет.
Этот цикл бесед способствует развитию потребности в правилах хорошего тона, культуры и этике поведения в обществе.
Программа составлена с учетом психологических и возрастных особенностей детей. Для детей 6 – 7 лет работа строится в игровой форме, с опорой на личный опыт детей. Основной акцент делается на нравственное поведение ребенка в кругу близких людей и адаптацию к новому социальному коллективу – школе.
При работе с детьми 8 лет учитывается эмоциональное восприятие жизни. Уроки строятся в занимательной форме с максимальным требованием размышления и оценки своего поведения.
С детьми 9 лет в процессе преподавания предмета уделяется особое внимание формированию эмоциональной ответственности за состояние мира, окружающего ребенка, умению утвердить себя в нем.
В конце программы представлены основные знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся.
Цель программы: формирование навыков общественного поведения и развитие нравственных качеств личности.
Задачи школьного курса «Азбуки этикета».
1. Познакомить с правилами вежливости и хороших манер, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, как в обществе, так и дома.
2. Сформировать потребность к пониманию другого человека.
3. Воспитать у учащихся стремление быть порядочными людьми.
4. Научить детей приемам самоконтроля и самовоспитания.
Методы достижения поставленных целей и задач.
1. Уроки теории чередуются с практическими занятиями: кукольные представления, игры, дидактические конкурсы, праздники, конкурсы рисунков, составление книжек – раскладушек, памяток по азбуке этикета.
2. Использование примеров из классической литературы, устного народного творчества (афоризмы, пословицы), проведение этических бесед.
3. Выслушивание рассказов из личного опыта детей.
4. Использование стимулирующих игровых приемов и ситуаций.
Используемая литература.
1. Сказки, пословицы, классическая художественная литература, поэзия.
2. Научно популярная литература по этикету. Что такое этикет?
3. Журналы «Воспитание школьника», «Начальная школа».
4. Книги и брошюры по этикету.
5. Различные по назначению словари.
Содержание программы.
I. Школьный этикет:
1. Понятие об этике и этикете.
2. Что такое школьная дисциплина?
3. Учение – свет, а не ученье - тьма.
4. Твоя школа, твой класс. Соблюдение чистоты и порядка.
5. Итоговое занятие. Как приветствовать людей и знакомиться с ними (знакомство со взрослыми и сверстниками).
II. Правила общения:
1. Как ты разговариваешь с товарищами.
2. Внимание к окружающим (переживание, помощь).
3. Правдивость и честность.
4. Помни о других – ты не один на свете.
5. Итоговое занятие. Игра «Путешествие в город Вежливых наук» конкурс.
III. Культура внешнего вида:
1. Каждой вещи – свое место.
2. Одежду нужно беречь.
3. Итоговое занятие. Викторина «В гостях у Мойдодыра».
IV. Внешкольный этикет:
1. Правила поведения в общественных местах.
2. Сервировка стола. Игра – лото «Пользование столовыми приборами».
3. Меня пригласили в гости.
4. Итоговое занятие. Утренник «В гостях у самовара».
Знания, привычки и навыки к концу учебного года.
Дети должны знать:
· Отличия понятий этика и этикет;
· Понятия вежливости и хороших манер.
Должны уметь:
1. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте книги и тетради.
2. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
3. Придерживаться распорядка дня, уметь организовывать свой труд дома.
4. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
5. Правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
6. Придерживаться «золотого правила» в общении.
7. Быть доброжелательными.
Планируемый результат.
тема | знать | уметь | практика | ||
I тема | |||||
Понятие об этике и этикете | Знать отличия понятий этика и этикет | Уметь выполнять обязательные правила | |||
Что такое школьная дисциплина? | Знать и обобщать полученные знания в понятии школьной дисциплины | Уметь соблюдать правила поведения в школе на примере игры «Светофорик» | Составление своих правил поведения в школе | ||
Ученье – свет, а не ученье – тьма | Знать понятие роли книги в учении и жизни людей | Уметь пользоваться книгой | Создание книжки – малышки, используя рисунки. Создать классную библиотеку | ||
Твоя школа, твой класс. | Знать правила поведения в школе и классе | Уметь пользоваться этими правилами | Составить памятку – табу | ||
Итоговое занятие. Как приветствовать людей и знакомиться с ними | Знать правила приветствия и знакомства | Уметь использовать эти правила в повседневной жизни | Провести экзамен «На вежливость человека» | ||
II тема | |||||
Как ты разговариваешь с товарищами | Знать формы вежливого обращения друг к другу | Уметь быть доброжелательными на примере игры «Ручеек» | Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка» | ||
Внимание к окружающим | Знать формулировки фраз, выражающих благодарность, просьбу и т.д. | Уметь быть вежливыми на примере игры «Цветик – многоцветик», придерживаться «золотого правила» в общении с другими людьми | Составление книжки – раскладушки «Азбука этикета» (прощальные слова, слова извинения, слова благодарности, слова просьбы) | ||
Правдивость и честность | Ученики должны понимать значение этих слов | Уметь распознавать хорошие и плохие поступки в беседе по литературным произведениям | Волшебство добрых дел и поступков. Ящичек добрых поступков (записки) | ||
Помни о других, ты не один на свете | Понимать значение времени в жизни людей | Уметь делать приятное близким людям. Игра «Ромашка» | Уметь уважать других, верить в собственные силы, творческие возможности, признавая это право за другими людьми | ||
Итоговое занятие. Игра «путешествие в город Вежливых наук» | |||||
III тема | |||||
Каждой вещи – свое место | Знать правила организования уголка | Уметь организовывать свой труд дома | Конкурс на лучшее составление режима | ||
Одежду нужно беречь | Знать правила ухода за вещами | Уметь быть опрятными, соблюдать порядок на рабочем месте, содержать в чистоте книги, тетради | Провести рейд – проверку «Говорящий портфель» | ||
Итоговое занятие. Викторина «В гостях у Мойдодыра» | |||||
IV тема | |||||
Правила поведения в общественном месте | Знать правила поведения в общественных местах | Уметь вести себя достойно в общественном месте | Составить модель человека с манерами приветствия и другими нормами этикета. Экскурсия по селу, посещение общественных мест | ||
Сервировка стола | Познакомиться с правилами сервировки стола | Уметь пользоваться столовыми приборами | Проверка знаний в игре – лото «Пользование столовыми приборами» | ||
Меня пригласили в гости | Знать правила принятия гостей | Уметь соблюдать этикет за столом, правильно вести себя в гостях | Составление приглашений, изготовление подарка гостю | ||
Итоговое занятие. Утренник «В гостях у самовара» | |||||
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Аджим
Малмыжского района Кировской области
Утверждаю:
Директор
МКОУ СОШ с. Аджим
Малмыжского района
Кировской области
_________________
О. И. Напольских
Приказ №__ от_______
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПО «АЗБУКЕ ЭТИКЕТА»
ДЛЯ УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Автор – составитель:
Венских А. А., учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Аджим 2011 год