Раздел 1. Введение в административное право




1. Управление: понятие, признаки и виды.

Административное право, как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляемого от имени общества, государства.

Административное право, как отрасль объективно связано с социальным явлением, получившим распространенное обозначение «управление».

«Администрирую = управляю (руковожу)» - этот термин латинского происхождения стал уникальным средством характеристики определенного вида деятельности.

В широком смысле управление означает

- руководство (организация)

- чем-либо (или кем-либо)

В юр. литературе общепринято: управление определять, как организующую, целенаправленную деятельность.

Управление, по общепризнанному определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Объекты управления:

· вещи (управление вещами);

· явления и процессы (управление процессами);

· люди (управление людьми).

Субъекты управления:

· Человек;

· коллективное образование.

Виды управления: техническое, биологическое, социальное.

Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах) и в государстве.

Черты управленческого процесса:

1) необходимость создания и функционирования законченной системы;

2) целенаправленное воздействие на систему; результат à создание отношений, которые могут выполнять поставленные задачи;

3) субъекты и объекты – участники управления;

4) информация – главное связующее звено участников управления;

5) иерархия в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области и т.д.);

6) использование различных форм взаимодействия объекта и субъекта управления.

Виды социального управления:

· Государственное;

· Муниципальное;

· Общественное (в общ. объединениях и некоммерческих организациях);

· Коммерческое;

· Семейное;

· Самоуправление.

 

2. Исполнительная власть: понятие и принципы функционирования.

Исполнительная власть – это государственная власть в узком смысле (распорядительная).

Государственное управление - основная сфера действия и применения норм административного права.

В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В сущностной характеристике исполнительной власти всегда выделялись прежде всего два ключевых момента: власть и исполнение.

Управление — это исполнительная власть в действии.

Рассмотрим характерные особенности и структуру государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти).

Признаки государственного управления:

1) непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления;

2) исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

3) Осуществляет административное правотворчество и реализует полномочия юрисдикционного характера.

Субъекты государственного управления: физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений.

Объекты государственного управления и административно-правового регулирования: могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).

Процесс государственного управления как важнейшая составная часть характеристики его структуры включает в себя следующие элементы:

· функции управления,

· формы и методы их осуществления,

· стиль управленческой деятельности.

Функции государственного управления — специализированные по своей объектной направленности части единого управленческого процесса как деятельности, обеспечивающей решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач.

Формы государственного управления представляют собой определенным образом документально закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.

Методы государственного управления характеризуют средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц (методы убеждения, принуждения, стимулирования и т.д.).

Стиль государственного управления как составная часть содержательной характеристики управленческого процесса выражает его личностные моменты, отражая социально-культурные, интеллектуально-профессиональные, характерологические и иные черты и особенности личности управляющего субъекта.

Правительство РФ
Министерства и ведомства федеральная служба
федеральные агентства
Правительства субъектов РФ

 

Государственное управление = исполнительная власть + организации

Управление шире, т.к. = деятельность исполнительной власти + управленческая деятельность государственных предприятий и учреждений.

Виды государственного управления:

· внутреннее

· внешнее

· внутриорганизационное

по урегулированию правом:

· публичное (суверенное) – управление принуждающее

· частноправовое (гос-во не выступает в роли суверенного участника)

Функции государственного управления:

· информационное обеспечение деятельности

· прогнозирование и моделирование

· гос. планирование

· координация

· регулирование

· учет

· государственное гарантирование

Мощь исполнительной власти: 1) оружие 2) деньги 3) усмотрение

3. Административное право – отрасль российского права и учебныйкурс.

Как отрасль права АП – система юридических норм, которая регулирует действия разных субъектов.

Наука АП изучает, анализирует, систематизирует нормы, выявляет их роль и качество. У науки АП, как и у любой отраслевой юридической науки большой, широкий предмет, чем у отрасли права.

Наука управления – комплексная межотраслевая наука, включающая в себя систему знаний об управлении как целостном, комплексном, социальном явлении.

Управление социальными процессами требует исследований по экономике, социологии, психологии и правовым вопросам.

Развитие науки административного права.

Поскольку те гос. органы, которым поручалось наблюдать, привлекать к ответственности, еще с греко-римских времен называются полиция, то и новая отрасль была определена полицейским правом. Наука административного права – молодая, ей около 300 (трехсот) лет:

В 18 веке она называлась «наука полиции»

В 19 в. – «наука полицейского права»

На рубеже 19 – 20 вв. завершилось постепенное превращение в «науку административного права».

Полицейское право (как отрасль и предмет преподавания) возникло в Германии в середине 18 века, затем сформировалось в других европейских государствах. Ученые-полицеисты обосновали важную роль государства и полиции в охране общественного порядка и безопасности подчиненных.

В 1835 г. в российских университетах были открыты кафедры законов благоустройства и благочиния. Наука полиции охватывала систему различных знаний: экономических, финансовых, политических, юридических. Последние занимали весьма скромное место.

В 1863 г. в российских университетах кафедры переименовываются в кафедры полицейского права.

Полицейская реформа в России в первой половине 60х г. XIX века:

круг полномочий полиции сделали безбрежным: она должна была заботиться о школах, следить за взиманием налогов, обеспечивать продовольствием, помогать бездомным и др.

Во второй половине 19 века происходит замена полицейского права правом административным. Это не только терминологическая замена, а формирование предмета курса, отличающегося от предмета полицейского права. Если предметом полицейского права оставались вопросы охраны порядка и безопасности, то предметом административного права было избрано так называемое внутреннее управление.

Отказ от полицейского права в пользу права административного был обусловлен и тем обстоятельством, что видные ученые – государствоведы и административисты напрямую связывали полицейское право с полицейским государством, а административное – с правовым.

Декретом Совнаркомата РСФСР в 1919 году кафедры полицейского права упразднялись, преподавание административного права в студенческих аудиториях прекратилось. Лишь в конце 30 – начале 40 гг. в связи с происходящими изменениями в стране (новая экономическая политика, гигантская сверхцентрализованная система управления) необходимость в административном праве как отрасли правоведения и учебной дисциплины становится очевидным.

Конституция 1936 г. поставила вопросы разработки административно-правовых исследований, содействующих управленческой деятельности.

Учебник советского административного права был издан в 1940 году (марксистский учебник, С.С. Студеникин, С.М. Берцинский).

Учеными-административистами в конце 60-нач. 70х гг. (т.е. в условиях наивысшей централизации государственного управления были высказаны предположения о переименовании административного права в управленческое. Для этого предложения тогда были основания (шла реформа управления промышленностью, были попытки преодоления трудностей в развитии сельского хозяйства и т.п.), хотя и тогда это предположение не получило поддержки. Теперь же обсуждать его, как представляется, нет смысла.

Административное право, как учебный курс (учебная дисциплина).

Общая часть: Процессуальная часть. (административная деятельность) Особенная часть АП:   Административное судопроизводство
Раздел I. Введение в административное право. Административно-нормотворческий процесс Административно-правовое регулирование в сфере экономики, социально-культурной области, обеспечение безопасности личности, общества, государства. Административная юстиция
Раздел II. Субъекты административного права. Административно-правоприменительный процесс Административно-юрисдикционный процесс
Раздел III. Формы и методы реализации компетенции субъектов административного права и исполнительной власти. Административно-юрисдикционный процесс

4. Предмет сферы административно-правового регулирования:

Административное право, как отрасль публичного права определяется прежде всего своим предметом.

Предмет АП – это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. 2 подхода к определению предмета АП:

1) объектно-видовой подход – перечисление всех видов административно-видовых институтов;

2) предметно-родовой подход – предмет — это организационные отношения.

Теория и практика включает 4 группы отношений, которые считаются предметом административно-правового регулирования:

· Государственная исполнительная власть.

· Контрольная общегосударственная деятельность.

· Внутриорганизационная деятельность.

· Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения.

5. Государственная исполнительная власть (организационно-исполнительские отношения).

Важнейшим видом общественных отношений, включенных в предмет административного права, являются организационные управленческие отношения, т.е. это административно-правовое регулирование в области экономики, социально-культурной сфере, в области обеспечения охраны и защиты безопасности личности, общества и государства.

Эти отношения составляют основной массив регулируемых нормами административного права (часть предмета).

Эти отношения направлены вовне (т.е. они внешнеуправленческие) организационные отношения). Они возникают в процессе реализации субъектами исполнительной власти своих полномочий в отношении подчиненных им субъектов.

Это отношения по реализации общественными и иными негосударственными организациями специальных государственных управленческих полномочий, предоставленных им государством, соответствующими его органами.

 

 

24. 11. 16

6. Контрольная общегосударственная деятельность.

7. Внутриорганизационная деятельность.

8. Административно-юстиционная деятельность (организационно-

охранительные отношения), административное судопроизводство.

9. Соотношение административного права с другими отраслями права.

10. Метод административного права.

25.11.16

11. Общий и специальные административно-правовые режимы.

12. Административно-правовые нормы и их особенности.

13. Административно-правовые отношения, их особенности и способы

защиты.

14. Источники административного права: понятие и виды. Систематиза-

ция и кодификация.

26.11.16



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: