Основные причины проездов светофоров с запрещающими показаниями.
Основными причинами проездов светофоров с запрещающими показаниями являются:
1. Ненаблюдение за сигналами светофоров из-за:
- спешки в работе;
- неверного предположения машиниста, что сигнал изменится на разрешающее показание;
- стереотипного убеждения в открытом показании светофора (особенно пассажирских и пригородных поездов) при его запрещающем показании после графиковых стоянок на станциях;
- неправильного перераспределения внимания на обслуживание локомотива, вместо управления поездом и контроля за показанием сигнала;
- потери контроля за направлением движения в случае параллельного движения поезда при маневровой работе;
- управления локомотивом из задней по ходу движения кабины.
- восприятия синего показания светофора как белое в горизонтальных лучах солнца.
2. Невыполнение установленного регламента служебных переговоров перед началом движения в пути следования, при производстве маневровой работы из-за:
- отвлечений разговорами по радиосвязи или мобильному телефону при следовании на запрещающий сигнал;
- посторонних разговоров в кабине машиниста;
- проезда в кабине машиниста посторонних лиц;
- отсутствия полной информации о маршруте следования и плане маневровых передвижений;
- ошибочного восприятия:
плана маневровых передвижений за команду на начало движения, разрешающего показания светофора соседнего пути, команды на движение при частичном или полном совпадении номеров локомотивов, поездов и фамилий машинистов на станциях и перегонах.
Самоуверенность и пренебрежение к профессиональной опасности.
Упрощение в выполнении должностных обязанностей с целью минимизации трудовых затрат на выполнение поездки.
5. Снижение физического, психоэмоционального и психологического состояния (кратковременные "провалы" внимания, засыпание, дремотное состояние) работников локомотивной бригады из-за:
- психофизиологической несовместимости работников локомотивной бригады по причине нарушения порядка их формирования;
- отсутствия полноценного отдыха перед поездкой;
- неправильного поддержания микроклиматических условий в кабине машиниста;
- употребления в поездке продуктов питания, лекарств и т.п., вызывающих повышение артериального давления, развитие заторможенности в деятельности человека, склонность к засыпанию;
- неприятного разговора с диспетчером или дежурным по станции;
- длительных стоянок у светофора с запрещающим показанием.
6. Незнание техническо-распорядительных актов (ТРА) станций и обслуживаемых участков в части:
- расположения и назначения светофоров, а также особенностей ухудшения их видимости в зависимости от погодных условий, наличия кривых участков пути;
- порядка приема, отправления и пропуска поездов при различных устройствах сигнализации, централизации и блокировки, как в нормальных условиях, так и в случаях их неисправности;
- профиля пути участка обслуживания;
- выезда на участок обслуживания при отсутствии заключения для работы на нем.
7. Нарушения в управлении автотормозами поезда в части:
- позднего применения автотормозов, в том числе в зимний период;
- несвоевременного применения экстренного торможения при неудовлетворительной работе автотормозов, особенно в зимнее время при следовании на запрещающий сигнал, а также при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций, требующих его применения;
- отсутствия контроля за давлением в тормозной и напорной магистралях локомотива и поезда;
- неправильного выбора момента начала торможения из-за:
недостаточной видимости или засветки сигналов горизонтальными лучами восходящего или заходящего солнца, особенно на станциях, расположенных по оси восток-запад, ошибки в прогнозировании скорости и определении расстояния до сигнала с запрещающим показанием без учета профиля пути,
неправильного учета динамических качеств поезда и погодных условии (снижение коэффициента трения между колодкой и бандажом вследствие обледенения поверхности колодки, налипания на нее снега, попадания в рабочую зону влаги при дожде, тумане, инее), наличия в поезде воздухораспределителей, не сработавших по причине замерзания, особенно в начале зимнего периода, когда высока влажность воздуха,
лихачества и недисциплинированности,
влияния стереотипа алгоритма управления тормозами в поездах меньшего веса и длины,
ошибочного предположения машиниста, что сигнал изменится на разрешающее показание;
- неправильного выбора величины ступени служебного торможения;
- применения рекуперативного и реостатного торможения, а так же крана вспомогательного тормоза при следовании на запрещающий сигнал светофора;
- отсутствия достаточных навыков технологии ведения поезда и управления автотормозами при обслуживании различных поездов за поездку (грузовой, пассажирский).
8. Увеличенное время реакции машиниста при изменении поездной обстановки из-за:
- снижения внимания в результате утомления или неполноценного предрейсового отдыха;
- незнания ТРА станции и расположения сигналов;
- невнимательности и нерешительности;
- снижения психофизиологических возможностей организма в утренние часы, особенно если они приходятся на окончание поездки.
9. Нарушения в эксплуатации приборов безопасности из-за:
- незнания алгоритма работы приборов безопасности;
- отсутствия проверки работоспособности приборов безопасности при приемке локомотива и перед началом движения;
- отключения или вмешательства в работу исправно-действующих приборов безопасности при сбоях в работе напольных устройств АЛСН, САУТ.