Введение. Роль и место курса «Современные проблемы науки и образования» в формировании методологической культуры




Педагога-исследователя

Методологическая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности современного педагога. Профессиональная компетентность как интегративная характеристика, объединяющая такие понятия как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Профессиональная компетентность как совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда: объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации: единство тео­ретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.

Роль и место курса «Современные проблемы науки и образования» в формировании методологической культуры педагога-исследователя.

Лекционные занятия

 

Модуль I.

«Общие закономерности развития научного знания. Проблемы науки»

Термины модуля: философия науки; наука, классификация наук; парадигма, открытие, допарадигмальный этап, кризис науки, научная революция; нормальная наука, экстраординарная наука, аномалии; методология, объект и предмет науки; синергетика.

Тема 1. Феномен науки и законы ее развития (4 часа)

Наука как социокультурный феномен. Понятие науки. Наука и ее роль в развитии общества. Наука как система знания, наука как деятельность. Научное понятие, научный закон, предмет науки. Современная классификация наук и ее отражение в образовании.

Педагогика как наука. Связь педагогики с другими науками. Объект и предмет педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Основные понятия педагогики – образование, воспитание, обучение – в контексте различных культурно-исторических моделей общественного развития. Междисциплинарный контекст понятия «образование».

Методология педагогики. Методологические принципы (подходы) педагогики (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический) как основания для вы­членения ее действительных проблем и определения стратегии и основных способов их разрешения. Философские проблемы образования.

 

Тема 2. Смена научных парадигм - закон развития науки (2 часа)

Неравномерный характер развития науки: этап «нормальной науки» и этап научной революции. Этап научной революции как период коренной ломки, трансформации, переинтерпретации основных научных результатов и достижений, видоизменения всех главных стратегий научного исследования и замещения их новыми стратегиями. Модели развития науки: история науки как поступательный, кумулятивный, прогрессивный процесс (Э. Мах, П. Дюгем); история науки через научные революции (Т. Кун); история науки как совокупность частных ситуаций (И. Лакатос). Концепция перманентной революции К. Поппера (принцип фальсифицируемости). Концепция исследовательских программ И. Лакатоса, или «усовершенствованный фальсификационизм».

Концепция исторической динамики науки Т. Куна. Понятие парадигмы. Циклы развития науки (по Куну). Стадии развития науки: а) допарадигмальная; б) формирование парадигмы; в) «нормальная наука»; г) кризис и научная революция.

Естественные, социальные и гуманитарные науки. Этапы развития науки об образовании. Полипарадигмальность как парадигма современной науки и современного образования. Научные традиции и научные революции. Формирование информационного общества и общества знаний. Лженаучные представления и теории. Причины их появления и особенности развития в современную эпоху.

Научное знание как потенциал инновационного развития. Условия возникновения инноваций. Преемственность научных теорий, преемственность педагогического знания. Проблемы использования идей синергетики по отношению к сфере анализа и прогноза социокультурных процессов.

Модуль II.

«Основные проблемы развития образования на современном этапе»

Термины модуля: культура, культурологический подход, культуросообразная личность; парадигма, традиционная образовательная парадигма, гуманистическая образовательная парадигма; гуманизация, гуманитаризация, демократизация; традиции, инновации, новшество, инновационный процесс; содержание образования; компетенция, компетентность, компетентностный подход.

 

Тема 3. Современная образовательная ситуация как отражение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: